Об экспедиции:
Оригинал текста был расположен на сайте ассоциации "Экстрим" (
http://www.extreme.ur.ru ). Там же можно ознакомиться с фотографиями, сделанными участниками экспедиции.
С 3 по 15 сентября 2004 года Команда Ассоциации "Экстрим" и "Таганского Ряда" совместно с Институтом Геофизики УрО РАН провела научно-исследовательскую экспедицию на перевал Дятлова (Северный Урал, хребет Поясовый Камень)
3 сентября 2004 года на двух джипах повышенной проходимости УАЗ в составе:
Рыкшин Владимир— руководитель
Рыкшин Александр — сын
Иванченко Виктор — научный сотрудник Института Геофизики УрО РАН
Тимофеев Юрий, Тимофеев Сергей— водители
Леднев Николай, Колосков Сергей — профессиональные охотники
мы отправились в путь.
Маршрут проходил через города Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск и самый северный город Урала — Ивдель, славящийся своими исправительно-трудовыми колониями. В городе находятся 4 зоны, а рядом в ивдельских лесах расположена зона, где сидят пожизненно осужденные. Печальная слава Ивделя уходит корнями в 30-е годы двадцатого столетия. По приказу Сталина здесь был учрежден ИвдельЛаг. Это семь лагерей в пос.Вижай, Талица, Шипичный, Северный, Ушма. Останки этих лагерей — зрелище неприятное, они до сих пор напоминают о прошлом.
Посетив это наследие прошлого, мы отправились в район горы Чистоп — это начало хребта Поясовый Камень, где находится гора Холат-Сяхл (Гора Мертвецов) и перевал Дятлова. Именно там 2 февраля 1958 года при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов из 9 человек, ведомая Игорем Дятловым. Нашей задачей было если не раскрыть тайну гибели ребят, то хотя бы найти возможные причины трагедии.
Рассказ очевидца:
Николай Леднев, профессиональный охотник:
«Примерно десять лет назад я охотился в районе горы Чистоп, шел по следу лося и наткнулся на обломок алюминия или дюраля явно от какого-то летательного объекта. Начав дальнейшие поиски, я почувствовал воздействие какого-то звука, вызвавшего у меня панический страх, и убежал оттуда. Больше это место я не посещал... »
Рассказ Николая заинтриговывал, и, естественно, мы отправились на это место.
Были разбиты профиля, пикеты и началось планомерное исследование предполагаемого места падения летательного объекта.
С помощью протонного магнетометра МП-203 и американского металлодетектора были найдены множественные обломки, занимающие площадь примерно 2–3 кв.км, как магнитные, так и не магнитные. Самые крупные обломки достигали размеров 1,5–2 м. Все обломки носили на себе следы очень сильных динамических и термальных воздействий (удары и высокие температуры).
Надо заметить, что место падения объекта находится в заболоченной местности, кругом сплошная дикая тайга. Поиски также были осложнены неблагоприятными погодными условиями: шел дождь со снегом.
С помощью радиометра СРП-68 нами были проведены радиометрические исследования. Фоновый уровень радиации в данном районе — 3–5 мкрентген/час, однако, в местах падения некоторых обломков летательного аппарата уровень радиации достигал 300 мкрентген/час. Были отобраны пробы грунта и обломки летательного аппарата с целью более тщательных лабораторных исследований. На сегодняшний день научный сотрудник Института Геофизики УрО РАН Виктор Иванченко не может дать какого-либо разумного объяснения повышенному уровню радиации.
Возможно, этот летательный аппарат подвергся какому-то излучению и взорвался в воздухе.
Рассказ очевидца:
Владислав Ершов, техник-механик вертолета:
«Я никогда не верил в сказки об НЛО, считая, что это просто фантазии людей. Но, работая в Ивдельском авиаотряде, мы с коллегами стали свидетелями чего-то сверхъестественного. Летательный аппарат треугольной формы очень больших размеров, буквально весь светящийся, на небольшой скорости прошел рядом с нами в направлении с юга на север, затем добавил скорость и в одну секунду исчез.
Никакой наш самолет не может в долю секунды набрать такую скорость. Это я говорю как профессионал.»
Безусловно, район хребта Поясовый Камень обладает какой-то аномалией, это подтвердили и наши исследования. На перевале Дятлова радиационный фон достигает 30 мкрентген/час плюс геомагнитная аномалия возможно природного происхождения. Многие экстрасенсы и парааналитики утверждают, что там находятся перекрестки каких-то космических путей, говорят о каких-то астральных формах.
В бывшей зоне пос.Ушма на реке Лозьва, где мы останавливались на ночлег, произошла встреча с манси Петром, жителем Лозьвинских лесов, мы разговорились... Петр сказал: «Я знаю гору Холат-Сяхл и перевал Дятлова, но мы туда не ходим — плохое место.»
Утром 8-го сентября мы ждали подкрепление: должны были подойти два джипа с нашими друзьями Макаровым Вадимом ,Филичкиным Андреем, Крылатковым Ильей, Бойко Станиславом и Васёвым Александром. И утром же за нами должен был прилететь вертолет, чтобы забросить нас на перевал Дятлова и вершину Холат-Сяхл. С этого момента у нас начались неприятности. Вадим Макаров утопил по самую крышу свой Land Cruiser в реке Северная Тошемка на подъезде к Ушме. Пришлось на два часа задержать вертолет, который прилетел, как и планировалось в 11.00. Машину Макарова извлекли из воды, выслушав все, что о нас думают пилоты вертолета. К счастью, на перевал Дятлова сели благополучно. Светило солнце, но дул сильный холодный ветер. Климат в том районе резко континентальный, летом и осенью погода особенно непостоянна. В течение получаса солнечный день может смениться ненастьем, что почти всегда связано с вторжением циклонов с северо-запада. Буквально на наших глазах вершина Горы Мертвецов стала покрываться густыми облаками, которые спускались ниже и ниже на перевал. Летчики получили по рации штормовое предупреждение и забеспокоились. В общей сложности на перевале мы пробыли около двух часов, проведя необходимые измерения, о которых уже шла речь. Чтобы получить конкретные ответы на вопросы, что там произошло и происходит, необходимо провести более длительную экспедицию, исследовать район 30–40 кв.км, у нас же получилась только разведка. Сейчас идет изучение результатов, полученных нашей экспедицией. Окончательные выводы будут позже.
У нас же началась срочная эвакуация с Горы Мертвецов, весь хребет Поясовый Камень был уже затянут облаками. Летчики высадили нашу команду в месте слияния рек Сульпа и Лозьва. Обе эти реки берут начало с горы Отортен в 20 км от Горы Мертвецов.
Дальше у нас начался пятидневный сплав по реке Лозьва. Гора Мертвецов с явной неохотой отпускала нас. В первый же день были порваны две резиновые лодки. Два экипажа Филичкин—Крылатков и Макаров—Васёв искупались. Температура опустилась до –7°С. Но были и приятные моменты: тайга, полная дичи, и река, дарившая нам хариузов и тайменей.
Версия научного сотрудника лаборатории скважинной магнитометрии Института геофизики УрО РАН Иванченко В. С.
В сентябре 2004 года состоялась разведочная экспедиция в район перевала Дятлова с целью попытаться разгадать причину гибели мужественных ребят, не вернувшихся из похода в феврале 1959 года. Толчком к экспедиции послужил обломок металла, который принёс охотник. Он утверждал, что нашёл его в глубокой тайге, недалеко от перевала, что место всё заросло лесом, и что добраться туда можно только пешком. Поблизости даже нет места для посадки вертолёта. Президент Ассоциации «Экстрим» Владимир Вениаминович Рыкшин, у которого шило в одном месте и который засиделся уже 2 недели своём офисе, решил добраться на специально подготовленных внедорожниках до места обнаружения обломка.
Организовывая эту экспедицию, Владимир Рыкшин хотел ответить на ряд вопросов:
1. что за обломки нашёл охотник в тайге;
2. если это самолёт, то попытаться выяснить причины его гибели;
3. нет ли связи между гибелью ребят на перевале и найденными обломками?
По результатам экспедиции на сегодняшний день можно сказать следующее:
1. найденные обломки принадлежат самолёту;
2. самолёт развалился в воздухе (т.к. обломки найдены на достаточно большой площади);
3. произошло это очень давно (судя по глубине залегания обломков и выросших на этом месте деревьев);
4. повышенная радиоактивность на месте падения.
Некоторые из моих коллег-геофизиков высказали предположение, что повышенная радиоактивность может быть связана с приборной доской самолёта. Часть приборов, имеющих светящиеся ночью циферблаты, изготовлялась с использованием радиоактивных элементов. Но какой интенсивности было тогда излучение этой приборной доски на момент эксплуатации самолёта, если спустя примерно 50 лет уровень радиации достигал на отдельных участках 300 мкР/ч!?
Есть ли связь между гибелью самолёта и гибелью ребят на перевале Дятлова? Не знаю. Может быть есть. После посещения перевала Дятлова я с интересом просмотрел все материалы, которые мне удалось найти, касающиеся гибели ребят и все те версии, которые выдвигают эксперты. Мой ребёнок любит складывать картинки-мозаики из маленьких кусочков картона. Их называют пазлы. Так вот, у меня создалось впечатление, что кто-то взял несколько картинок, перемешал все их кусочки, потом половину потерял. И эксперты пытаются из оставшихся кусочков сложить единую картину происшедших в 1959 году событий. Возможно, гибель самолёта и повышенная радиоактивность на месте катастрофы со временем лягут на своё место в этой картине-мозаике.
Будучи материалистами и проанализировав имеющуюся информацию, мы с Володей Рыкшиным предложили свою теорию происшедшего. В природе известны случаи возникновения инфразвуковых волн (частотой от 4 до 7 Гц). Как правило, они возникают на море в результате подземных извержений, взрывов, либо во время шторма. Еще в 30-е годы геофизик академик В.В. Шулейкин открыл инфразвуковые колебания («голос моря»), возникающие в штормовом районе. Распространяясь со скоростью 1200 км\ч, такая волна намного опережает движение породившего ее урагана, как бы предупреждая всех о надвигающейся опасности. И это хорошо улавливают обитатели моря. Человек испытывает беспричинный страх, беспокойство, порою даже ужас.
При этом, в зависимости от мощности излучения, у человека могут наблюдаться повреждения внутренних органов, человек может ослепнуть. В этой области работали французские ученые. Как показали опыты французских ученых, инфразвук частотой 7 Гц смертелен для организма. А ведь во время шторма в море он генерируется частотой в среднем около 6 Гц, но иногда может достигать и 7 Гц. И если такая волна «накрывает» судно, она за секунды убивает всех. При этом даже самое тщательное расследование не обнаружит ни следов отравления, ни заразной болезни. Столь же реально представить, что инфразвук частотой около 7 Гц вызывает приступы беспричинного ужаса, приводящего к безумию. Охваченные ужасом члены экипажа, ослепшие, оглохшие, бросаются за борт... Вот вам и легенды о «летучем голландце».
Известно также, что инфразвук может также возникнуть при полёте воздушного объекта низко над землёй. В данном случае, перевал находится между двух гор, и вполне естественно (если ты куда-нибудь летишь), пролететь над перевалом. Скорость звука в воздухе примерно 330 м/сек. Таким образом, воздушный объект, медленно пролетающий над перевалом на высоте 50 метров, вполне мог привести к образованию инфразвуковых волн, воздействовавших на ребят. Однако, возникает вопрос, что же это за медленно летящий зимней ночью над Уральскими горами воздушный объект? Пока ответа нет. Очевидно, что для разгадки тайны перевала Дятлова необходима дополнительная информация. И мне кажется, что если более подробно изучить место трагедии, с помощью современных металлодетекторов сделать микромагнитную съёмку, радиационную съёмку, то даже спустя почти 50 лет, можно попытаться добыть недостающую информацию.
Очень хочется поблагодарить руководителей компании «Таганский ряд», которые также принимали участие в этой экспедиции и оказывали всяческую моральную и материальную поддержку.
Научный сотрудник лаборатории
скважинной магнитометрии
Института геофизики Уральского
Отделения Российской Академии Наук,
Иванченко Виктор Сергеевич