Ничего странного или загадочного в этом тоннеле нет. В своё время пришлось поработать в Северомуйском тоннеле на БАМ-е (22 км.) поэтому устройство подобных объектов знаю не понаслышке. Вертикальные шахты имеются в любом длинном тоннеле для вентиляции, иначе, особенно во времена паровозов можно было элементарно завернуть ласты от углекислого газа. Боковые отверстия, помимо всего, служат для стока грунтовых вод и освещения. Замурованные ходы это скорее всего бытовки для хранения инструментов или караульные помещения. До конца 60-х годов на каждый стратегический объект будь то мост или тоннель полагался отдельный охранник. Сейчас в таких помещениях по всей длине располагаются тяговые подстанции, вентиляционные камеры, насосные станции и многое другое. ДЗОТ-ы построены на случай войны, в Северомуйске их было четыре с танковыми башнями и бетонированными ходами сообщения. По крайней мере всё это было в начале двухтысячных.
Ну, а это Кругобайкалка. Вот где можно насмотреться на чудеса инженерной мысли, мастерски вписанные в природный ландшафт, а так же окунуться в атмосферу тайн и загадок озера Байкал и, собственно, железной дороги
Построена в 1903-04 годах.