Аборигены Северного Урала - Манси - стр. 20 - Краеведение - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Аборигены Северного Урала - Манси  (Прочитано 159641 раз)

0 пользователей и 3 гостей просматривают эту тему.

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 244
  • Благодарностей: 3 261

  • Была сегодня в 18:54

Наш ответ Станиславу Дробышевскому, российскому антропологу, кандидату биологических наук на этот вот его парад алле
https://taina.li/forum/index.php?topic=1043.msg1462794#msg1462794

Итак
https://elibrary.ru/item.asp?id=46633918
Цитирование
К ВОПРОСУ ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ РИТУАЛЬНОГО КАННИБАЛИЗМАВ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

...
Рассмотрим сведения, относящиеся к военной культуре хантов. Они содержатся в эпических произведениях  – героических песнях, былинах и сказаниях, которые впервые были записаны, а также изучены статским советником Серафимом Кероповичем Паткановым (1860–1918). По его мнению, эпические произведения были составлены хантами до прибытия в Западную Сибирь казаков атамана Ермака, в период с XIV по XVI века [15, с.  86, 89, 91–92; 17, с.  217–218; 18, с. 27]. М...
Из литературных источников XIV  – XVI  вв., по утверждению С.  К.  Патканова, можно выделить только один героический рассказ, в котором засвидетельствованы действия военно-ритуального каннибализма. Этот рассказ он записал в Темлячеевской волости, Тобольского уезда. Перед нами предстаёт образ богатыря Сенгепова, который когда-то жил на месте Больших Атлымских юрт (существовали в XIX веке в Березовском уезде) и регулярно разорял земли по Нижнему Иртышу. В итоге жители разорённых мест решили ему отомстить. Собрав войско и войдя во владения богатыря, они узнали, что Сенгепов умер, и уже покоится в земле. Тогда они пошли на кладбище, выкопали из земли его тело, вырезали из него сердце, разделили сердце на части, и съели. По этому поводу С. К. Патканов пишет: «Этот единичный факт не имел бы сам по себе значения, как вообще все единичные случаи, если бы о подобных обычаях древних угров не передавали нам и другие исследователи» [16, с. 101–102]. К числу таких исследователей можно отнести и Н. Л. Гондатти. Обобщив данные о богатырях в мансийских сказаниях, он сообщает: «Убив врага, они всегда съедали его сердце и печень, чтобы вся сила убитого перешла к ним, и чтобы он не ожил» [9, с. 36]. Далее он указывает, что эти богатыри говорили по-обски, так как ещё не было мансийского языка1, и что они жили отдельными семьями или целыми селениями [9, с.  35–36]. Из этого
следует, что знакомство манси с хантыйским эпосом произошло в результате активной инфильтрации хантов в мансийскую среду или, наоборот, из-за миграционных процессов манси на восток. В частности, в преданиях манси Северной Сосьвы и Ляпина сохранились сведения о набегах на их земли «народа городков» [7, с. 112]. Также известно, о движении мансийских племен с запада на восток начиная с конца XVI века в бассейн реки Конды и её притока Карыма. В этих районах они ассимилировали хантов [14, с.  28–29]. К востоку от Конды
жили васьюганские (сургутские) ханты, которые также практиковали ритуальный каннибализм. В одном из преданий сообщается: «победитель вырывает у поверженного врага «пахнущее рыбой, много рыбы съевшее сердце, разрезает его на три части и съедает» [25, с.  163]. По-видимому, эти события относятся к периоду, когда на территории Васюгано-Ваховского района существовало княжество нарымских селькупов – Пегая Орда, окончательно разгромленное ханты в конце XVI – начале XVII века [14, с. 170; 7, с. 115].
...
Рассмотрев литературные источники, а также определив причины, способствовавшие исчезновению военно-ритуального каннибализма у ханты, рассмотрим наличие этого обычая в культуре ненцев. ...
Из преданий известно, что народы «ур-ех» и «мось-ех» продолжительное время конфликтовали, и между ними неоднократно происходили военные столкновения. История этих столкновений отражена в топонимах и гидронимах Ханты-Мансийского округа и на границе Ямало-Ненецкого округа. Так, урочище у юрт Хорпынгорт называется «Ёран ех вилим» (Место
битвы с ненцами), у юрт Тиль-тим – «Ляль кертын» (Война назад вернулась). Один из притоков р. Сыни известен как «Ёран ёх вилим юган» (Река, где с ненцами война шла) [7, с. 102; 19, с. 38]. Схожие по смыслу значения имеют и названия нескольких озёр между юртами Мозямы и городом Белоярским. Одно из них, Юрн лор, так было названо, в связи с гибелью ненецкого войска: «Когда ненцев убили, их головы поставили вокруг озера, где не хватило человеческих голов – поставили головы собак». Следующее озеро – Ляль эхт лор, у него ночевали перед сражением. Затем Хэхалмум лор – у этого озера ненцы отступили [23,с. 45] .В итоге ненцы признали верховенство ханты. В предании о мире между хантами и ненцами сообщается, что после поражения ненцы поклялись больше не воевать с хантами и кинули жребий, выбрав из своего круга воинов жертву. После этого воин был убит, а тело сварено и съедено. На месте пиршества срубили у лиственницы верхушку, и на обрубок дерева поставили то корыто, из которого ели убитого. По свидетельству коллежского регистратора, заседателя суда в Обдорске Юрия Ивановича Кушелевского (1825–1880) эту лиственницу можно было ещё видеть в середине XIX  в. недалеко от Пашерцовых юрт и села Обдорска [13, с. 54]. Скорее всего, ненцы убили своего воина по настоянию хантов, но эта часть рассказа просто утрачена. О развитии событий по такому сценарию косвенно могут свидетельствовать
предания, сохранившиеся у других народов: «В данных сюжетах соперник или враг часто предлагает своему антагонисту вкусить мяса или выпить крови его же родственника… Отсюда очевидно, что человеческие жертвоприношения представляются ненормальным ритуальным установлением, а актом индивидуальной мести вследствие родовой или семейной распри» [26, с. 286].
...
Что касается самых поздних источников, они датированы первой половиной XVIII века. Это донесения Берёзовскому военному коменданту, Берёзовскому воеводе, а также судебные дела Берёзовской канцелярии, которые до середины XIX века хранились в Берёзовском земском суде [1, с. 21]. Так вот, Берёзовская воеводская канцелярия в эпоху Петра I вела дело «О набегах самоедов» (опись № 3) [1, с. 21]. В частности, в 1722 г. Берёзовскому воеводе Пашкову было доложено, что группа самоедов (ненцев) численностью 130 человек под руководством Нарта и Питича совершили преступления в Ляпинской волости. Они убили несколько христиан-остяков (хантов) «… и, вырезав, сердца их съели» [27, с. 152]. Вероятно, что аналогичные преступления в отношении хантов, принявших христианство, были совершены также в Подгородней и Куноватской волостях под руководством Пунзы Тыровова, Немды Юмина, Харка Лявова и Обынды Хапуева. В литературе их злодеяния подробно не описаны, а лишь сообщается, что в Подгородней волости «… убили князя Никифора Еурова, самого во многих местах копьями изранили и над телом делали поругания. Отсюда отправились в Куноватскую волость, ограбили Нахрачевские и Жижимковские юрты и убили нескольких остяков с обычными поруганиями и варварством» [27, с. 152; 7, с. 104
...
Выводы. В статье рассмотрен военно-ритуальный каннибализм, который практиковался в военных обычаях хантов и ненцев Западной Сибири. Он являлся неотъемлемой частью ведения войны. Сохранившиеся эпические произведения хантов не дают нам возможности представить полную картину использования этого обряда, когда междоусобные войны считались нормой. В то же время, в эпоху Русского государства династии Романовых, этот обычай в письменных источниках уже не фиксируется. Это обстоятельство позволило
автору предположить, что искоренение ритуального каннибализма в военной культуре хантов связано с методами экономического воздействия – ясаком. Преступник должен был платить ясак и за себя, и за убитого, что обрекало виновного на нищенское существование. Фактически междоусобные войны, которые ранее вели хантыйские князья, Русское государство объявило уголовным преступлением. Поэтому исчезновение ритуального каннибализма в военных обычаях хантов, напрямую связано с прекращением междоусобных войн,
а этого удалось добиться не ранее второй четверти первой половины XVII века. Предлагаемая датировка является обобщённой, так как уровень культуры князей иртышской зоны расселения, сургутской и обдорской, контактировавших с татарской, а позже русской администрацией был разным. По этой причине некоторые князья даже в условиях ведения войны могли рассматривать ритуальный каннибализм уже как пережиток.
Что касается ненцев, то у них ритуальный каннибализм во время ведения военных действий практиковался как минимум до середины XVIII века. Именно этим временем датируются последние из выявленных сведений о его применении в зоне их расселения.

Указанные хронологические рамки также позволяют дать комментарий и сделать уточнения к карте мира распространения антропофагии «Die Verbreitung der Anthropophagie», которая была издана в Германии в 1893  г. П.  Бергеманом. На этой карте в пределах всей Российской империи только Западная Сибирь от реки Обь до реки Енисей показана как место, где в историческом прошлом был распространён каннибализм. К тому же вся отмеченная территория названа почему-то «OSTJAKEN», хотя на территории Западной Сибири проживали и проживают не только ханты (ранее остяки), но также такие коренные народы, как манси, ненцы и селькупы. К тому же в культуре хантов и манси, которые граничат с ненцами на севере, ритуальний каннибализм исчез раньше, а территория ненцев на антропологической карте вообще не обозначена.



Немного о персоне, популярные лекции которого эффектны, но чего-то малонаучны
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Цитирование
Станисла́в Влади́мирович Дробыше́вский (род. 2 июля 1978, Чита) — российский антрополог и популяризатор научного мировоззрения. Кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научный редактор научно-просветительского портала Антропогенез.ру. Писатель, автор научных и научно-популярных книг, автор ряда учебных пособий для студентов, публикаций в периодических научных изданиях и научных монографий. Видеоблогер, создатель и владелец YouTube-канала «Станислав Дробышевский».
Предки со стороны отца, по словам Дробышевского, из деревни Шепотовичи Чечерского района Гомельской области Белоруссии[4][5]. Его родители были преподавателями научного атеизма[6] в высших учебных заведениях Читы.

Отец — Владимир Станиславович Дробышевский (род. 26 июля 1945, Тула, СССР) — советский и российский философ в области теории и философии права, развития и упадка современного правосознания и развития идеалистического направления в правовой мысли России[7]. Доктор философских наук, профессор. В 1976 году окончил философский факультет ЛГУ[7]. В 1983 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Преодоление внутриклассовых различий и становление социальной однородности общества» (специальность 09.00.02 — теория научного социализма и коммунизма)[8]. В 1998 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Право в российской культуре: Проблемы социальной методологии» (специальность 09.00.11 — социальная философия)[9]. С 1997 года являлся заведующим кафедрой теории государства и права юридического факультета Читинского государственного технического университета[7]. С 2000 года являлся директором Института экономики, управления и права ЧитГТУ[7]. Также был руководителем Забайкальского отделения Академии социальных наук и Забайкальского отделения Общества поиска и культуры[7]. Действительный член МАПО и Российской федеральной муниципальной академии[7]. Автор и соавтор более чем 80 научных трудов[7].

Мать — Любовь Алексеевна Смирнова, также выпускница философского факультета ЛГУ
П.С.
А так-то я обнаружила этого профессионала в соцсетях и задала ему вопрос. Насчет литературного источника, в котором он почерпнул диковинную вещь про поедание хантами/мансями - комиссаров. У меня даже эпиграф к посту сочинился на почве впечатлительности...

Мне никогда не сгибнуть там - на той далекой, на гражданской
Ведь комиссаров в пыльных шлемах - уже поели остяки/мансяки...

И да. Та самая карта вокруг содержания котоой столько разговоров. У меня конечно вопрос к Станиславу Дробышевскому насчет красного пятна, котрое он так живописал в своей лекции руками и мимикой, которое ваще-то зеленое.
И энтот цвет взят для обозначения территории, на которых эта практика была ограничена или исчезла самостоятельно

Любуйтеся
https://arzamas.academy/materials/120

Цитирование
Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893 году. Розовым цветом выделены области, где, по мнению авторов карты, каннибализм еще практиковался, зеленым — территории, на которых эта практика была ограничена или исчезла самостоятельно
Ох как же я предпочитаю таких лекторов по распространению очень научных знаний как Станислав Владимирович Дробышевский. С ними - ну ни разу не скучно. Нужно просто неустанно ловить их за руку при шулерстве. Чистый спорт...
« Последнее редактирование: 19.10.22 15:40 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 244
  • Благодарностей: 3 261

  • Была сегодня в 18:54

Цитатки из книги Ю. И. Кушелевского (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868)
https://runivers.ru/upload/iblock/305/Severny%20polus.pdf

стр. 52-53
Цитирование
В беседах с самоедами (Тазовской губы), я спрашивал их: отчего им дали такое название? Единолично почти все отозвались, что это не название их, ибо их зовут хaзово (человек), а что самоедин — слово бранное, которым их предков поносили русские», однако «в преданиях самоедов и остяков еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали
Цитирование
в преданиях остяков сохранилась еще быль, как одного казачьего сотника Какаулина, приехавшего с самоедом за сбором ясака, самоедский старшина, желая угостить прилично, убил дочь свою, и, отрезав у нее груди, вынув сердце, положил то и другое в котел, чтобы поподчивать казака этим блюдом, но тот, испугавшись, убежал из чума
Цитирование
Еще недавно был случай, лет 15 тому назад, самоед, руководствуясь убеждениям своих предков, съел свою мать старую и неспособную к трудам, за что судился и в наказание содержался в тобольских арестантских ротах.




Так что промахнулися составители карты каннибализма. Или им мешало название - ненцы. Немцы-ненцы...

П.С. Я к чему. В истории с гибелью гр. Дятлов - имеется один ненец. Ссылка уже не робит. Хорошо что все забрала себе до последней буквы.

Итак - трудовая биография Хатанзеева Алексея Владимировича
http://uch.znate.ru/docs/4104/index-2620-1.html?page=4

Цитирование
История создания и деятельность Мансийско-Сосьвинской культбазы (1933 – 1960 гг.)
...
На культбазе в 1938 году работало 14 манси, 8 зырян, 2 ханты и 1 ненец. Мокров А. Ф. – манси, инструктор колхозного строительства с 1936 года, окончил Ленинградский Институт Народов Севера (ЛИНС); Рочев А.Г. - старшина катера «Культурник» с 1938 г., манси, 4 класса; Мокрова Л. В. – педагог с 1936 года, закончила ЛИНС, манси; Еремеев Ф.Н. – ученица больницы 1936 года, ханты, образование - самоучка; Осетрова А.А. – ученица больницы, ликбез, манси; Мелентьева А. В. - ученица больницы, ликбез, манси; Гоголев Г. - Москва, курсы, работник Красного чума, манси; Хатанзеев А. В. - переводчик с 1938 года, образование 5 классов, ненец; Озернов Н. - ликвидатор 1938 года, образование 3 класса, манси; Сарманов И. П. - делопроизводитель с 1938 года, ЛИНС, ханты; Халтурин Г.С. - зам. Начальника культбазы, ЛИНС, ханты; Чечулина Т. - ликвидатор с 1938 года, кончил совпартшколу, ханты; Лелятов Н. - рабочий с 1936 года, неграмотный, манси; Кислобаев А. К. – рабочий, неграмотный, манси; Оманов Ф. Н. – рабочий, неграмотный, манси; Ивлев Г. В. – рабочий, неграмотный, зырянин; Паранзеев М. – рабочий, неграмотный, манси и др.
...
К 30 октября 1953 года на партийном учёте в первичной организации культбазы состояло 11 членов КПСС, в том числе 8 мужчин и 3 женщины; по национальности: русских – 7, коми – 3 и 1 ненец; 3 колхозника и 8 служащих. Были исключены Афанасьев П. А. И Остеров П. Т.. Выбыли Высоковский, Оманова, Надежницкая, Остеров.
За это год было проведено 13 партсобраний, разобрано 31 вопрос. Ниже приводим список партпоручений, выполнявшихся членами организации.

1.   Артеев В. В., Звягина М. К. – постоянные пропагандисты,
2.   Калина З. М. – женорганизатор,
3.   Смирных В. С. – редактор стенной газеты,
4.   Дятлов И. Н., Канева Н. П., Зубов П. Г., Хатанзеев А. В., Артеев Н. Н., Носов Н. И. – агитаторы.
...

При культбазе работал лекторий. В его составе были учителя, медицинские работники, специалисты культбазы. В 1950 году членами лектория прочитано 85 лекций и докладов, которые прослушало более 5000 человек. Члены лектория Хатанзеев, Канев, Вынгилев, Голошубин читали доклады на мансийском и коми языках. Неудовлетворительно была поставлена пропаганда научно-естественных знаний среди национального населения. За 1950 год лекторием культбазы прочитано на эту тему всего 2 лекции. В период предвыборной кампании агитмассовая работа проводилась активно, но после выборов об этой работе забыли.

...

Первый Красный Чум на Севере был организован в 1933 г. в п. Толька Ларьякского Туземного района. Руководил им Райшев Леонид Миронович.1 Первые попытки организовать красный чум на Сосьвинской культбазе относятся к середине 30-х годов.

В 1935 году Красный чум был премирован Берёзовским райисполкомом гармоникой за активную работу. Но полностью он был оформлен в основном в 1938 году. Это была мобильная передвижная бригада из нескольких человек разных профессий с широким диапазоном задач, которые решала она во время поездок по юртам. В нём работали учитель, фельдшер, киномеханик, оружейный мастер, переводчик, специалист-оленевод и заведующий. За первый год работы были проведены следующие мероприятия: провели 41 собрание; прочитаны доклады по выполнению сдачи пушнины и рыбы, по животноводству, сохранению молодняка, утеплению скотных дворов; велась работа по ликвидации неграмотности, беседы по вопросам завоевания Северного Полюса и героизме Папанина; прочитано 13 газет и журналов; организовано 7 взрослых школ (167 человек); создан 1 колхоз, вовлечено в члены колхоза 17 человек; написано 21 заявление и жалобы местным населением; проверено 6147 облигаций у населения; проведено 22 вечера самодеятельности; постоянно проводились игры в домино, бильярд и шашки, беседы по санитарии с демонстрацией диапозитивов на темы: туберкулез, трахома и т.д.; охвачено медосмотром 892 манси; проведено санитарное обследование маньколов (родильных домов), магазинов и пекарен; вёлся учет крупного рогатого скота, оленей (2995 голов); была проведена перепись детей школьного возраста не охваченных в 1938 году - 97 человек. В штате чума состояли в 1938 году: 1)-заведующий, 2)- медработник, 3)- продавец, парикмахер, ликвидатор, 4)- переводчик, пастух.1

В оборудование Красного чума в 1938 г. входило: олени 50 голов, 5 нарт с упряжью, гармонь и балалайка, бильярд, кранционный фонарь и 300 экземпляров художественно-политической литературы. В 1940 г. в Красный чум были приобретены: патефон, шахматы, домино, в библиотеке 300 книг, 5 газет и 7 журналов. На балансе Красного чума в 1941 году были шашки, шахматы, патефон, гитара, балалайка, гармонь, фотоаппаратура, бильярд и др.2

Первым заведующим Красным чумом был Хатанзеев Алексей Владимирович. В 1939 г. его сменил Мокров.


Это вот о том самом Хатанзееве
https://sites.google.com/site/hibinaud/home/protokol-doprosa-svidetela-zilcova-c-m
Цитирование
Вчера, 11/III-59 г. я был в доме приезжих Северной экспедиции. Вечером в дом приезжих зашли 2 человека по национальности манси. Оба одеты по-русски - один в демисезонном пальтом, а другой в полупальто.
Один из них стал что-то писать, а когда кончил писать, то заключил письмо в конверт. Адреса не написал, а передал второму манси.
Еще когда манси писал письмо, то я видел фамилию Курикова. О чем сообщалось в письме я не знаю. Манси сразу ушли.
В коридоре дома приезжих я встретил нашего парторга Карпова и сказал, что были неизвестные для меня манси и что-от писали. Сегодня утром этих манси не встретил.
Фамилию Хатанзеева я Карпову не называл и Хатанзеев в доме приезжих в этот день не был, по крайней мере я его не видел.


Ну и очень к месту вспомнить журналиста Григорьева
В путевых блокнотах Г.К.Григорьева за 1961 год есть такие записи:
"Туманов Геннадий Яковлевич - Киноаппарат "Украина". Родился в селе Октябрьское Ханты-Мансийского национального округа в 1940. Национальность русский. Отец работал секретарем райкома партии в Березово. Окончил 7 классов в Березове, в 1959 окончил училище киномехаников в Ханты-Мансийске. Работал в с.Устрель на берегу Оби, затем переехал в Няксимволь. В 1959-60 работал в сейсмологической партии геофизической экспедиции (Усть-Тапсуй). До некоторых партий и оленеводческих чумов добирался на оленях по полмесяца. С собой киноаппаратура, движок, бензин, до 11 штук кинофильмов. Фильмы обмениваются на культбазе в Няксимволе. Он работает и за помощника, который на движке (двигатель "Киев-1")"

Речь идет о киномеханике, с которым встретился журналист в командировке в геологическую партию севернее Ивделя. Т.е в то время действовала специальная агитационно-просветительская бригада, которая разъезжала по отдаленным геологическим партиям и оленеводческим хозяйствам.

Встречался Г.К.Григорьев и с другими агитаторами:
"Хатаньзеев Алексей Владимирович - Агитатор. Проводил беседы, лекции. Он старый пастух, коммунист. Знает все чумы, как 5 пальцев. Он в экспедиции работал от Саранпауля до Ивделя. Сейчас  ему 47 лет.  На фронте командир орудия, командир взвода. Ранен в грудь снайпером"

В 1961 году А.В.Хатаньзеев работал заведующим "Красного чума" в Сосьве. "Красный чум" - судя по всему и есть "штаб-квартира" агитаторов.
Никого не смущает совпадение - что указанный Хатанзеев трудился в совершенно недалеком прошлом с каким-то Дятловым? Он был с ним однополчанином по агитаторскому делу...
« Последнее редактирование: 19.10.22 17:41 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif


Поблагодарили за сообщение: arfaxad

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Уважаемые форумчане!
Вывешиваю несколько материалов из "Северной звезды" 1947-го года о манси Куриковых - кандидатах в депутаты Ивдельского городского и даже Свердловского областного Советов. В Советское время, напомню, каждый кандидат непременно становился депутатом.  :)

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 090
  • Благодарностей: 6 617

  • Заходил на днях

На Урале неожиданно выросла численность малых народов Севера. Люди объявляют себя манси и требуют льгот - https://66.ru/news/society/259037/
« Последнее редактирование: 19.12.22 18:01 »
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0


Поблагодарили за сообщение: odnokam | arfaxad | Дмитриевская

Ю.А.Р.


  • Сообщений: 2 987
  • Благодарностей: 5 198

  • На форуме

Не менее интересно из истории села Бурмантово:
Принимали ли участие ивдельские старообрядцы в событиях, происходивших в районе в период Гражданской войны – выяснить помогли бы материалы уголовного дела в отношении Адриана Арапова, родного брата Петра Никитича Арапова, командовавшего боевой дружиной «ивдельских повстанцев» в сентябре 1918 года, а затем, до июля 1919 года, исполнявшего обязанность начальника комендантской команды на территории Всеволодоблагодатской волости. Адриан Арапов был арестован 6 августа 1937 года по делу контрреволюционной организации «Уральский штаб восстания» во главе с первым секретарем Свердловского обкома ВКП(б) И.Д. Кабаковым, председателем облисполкома В.Ф. Головиным и командующим Уральским военным округом И.И. Гарькавым. ...

А.Н. Арапову вменялись формирование и руководство ивдельской ротой «повстанцев» в составе 56 человек, часть из которых являлись местными жителями, а остальные - административно-ссыльными из Северо-Кавказского края, Ленинградской и Ростовской областей...

По данному делу были привлечены даже мобилизованные в отряд князя Вяземского остяки Куриков Яков Васильевич 1890 г.р. и Куриков Михаил Николаевич 1892 г.р., уроженцы деревни Портах Верхнепелымского сельсовета Гаринского района, работавшие охотниками-промысловиками Ивдельского отделения треста «Уралпушнина». Они были арестованы 9 августа 1937 года, осуждены 10 сентября и расстреляны 16 сентября того же года. Доступ к делу Адриана Арапова позволил бы установить, расстреляли ли Куриковых только за то, что служили в отряде белогвардейцев погонщиками оленьих упряжек, или они принимали какое-то действенное участие во время штурма Саранпауля и Щекурьи.

http://форум.хитник.рф/viewtopic.php?f=28&t=6732
« Последнее редактирование: 22.12.22 17:20 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | KUK | adelauda_glasha | odnokam

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 090
  • Благодарностей: 6 617

  • Заходил на днях

СВЕРДЛОВСКИЕ МАНСИ ПОЛУЧАТ 1,8 МИЛЛИОНА ОТ ГУБЕРНАТОРА - https://ekb.tsargrad.tv/news/sverdlovskie-mansi-poluchat-18-milliona-ot-gubernatora_719675
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 090
  • Благодарностей: 6 617

  • Заходил на днях

К https://taina.li/forum/index.php?msg=1367908 :
«Их действия циничны и антисоциальны»: манси заявили, что чиновники отдали депутату выделенный им дом - https://66.ru/news/society/261091/
« Последнее редактирование: 07.03.23 22:56 »
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0


Поблагодарили за сообщение: odnokam

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Уважаемые форумчане!
Вывешиваю несколько публикаций о манси из ивдельской газеты "Северная звезда" за 1950-й и 1952-й годы.

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Уважаемые форумчане!
Выкладываю еще несколько статей из той же газеты, за 1948-й и 1951-й. Извините, что двигаюсь от года к году не по порядку - сейчас с трудом разбираю отснятое в библиотеке в разное время.


Поблагодарили за сообщение: Нэнси | adelauda_glasha | Никанор Босой | KUK | Ольга Литвинова

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Уважаемые форумчане!
По просьбе одного из вас сканировал статью о жертвоприношении у манси из журнала "Гражданин", номера 75 и 76 за 1887 год. Файлы получились большие, поэтому пока "вешаю" только первую часть статьи.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | Дмитриевская | KUK | Хэтфилд | Ольга Литвинова

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Эти материалы есть в оцифрованном  виде в интернете. Мне знакома эта статья. Судя по всему , позднее были еще нюансы с удушением жертвы как описывает ритуал этнограф Иванова и как его показывают в фильме  Андрея Головнева " Путь к святилищу " .
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Ольга Литвинова

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Эти материалы есть в оцифрованном  виде в интернете. Мне знакома эта статья. Судя по всему , позднее были еще нюансы с удушением жертвы как описывает ритуал этнограф Иванова и как его показывают в фильме  Андрея Головнева " Путь к святилищу " .
Уважаемая Дмитриевская!
Можно попросить ссылку на Иванову? Скорее всего, удушение использовалось в каких-то особых ситуациях. Вывешиваю окончание статьи. В Интернете, как я понял, есть только более короткая ее версия.


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | Ольга Литвинова | KUK | adelauda_glasha | Хэтфилд

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

odnokam, ссылка на Иванову
http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.html
Она описывает арсын на шее жертвенного животного
 Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытый текст.
« Последнее редактирование: 24.03.23 20:38 от Нэнси »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Ольга Литвинова | odnokam

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 244
  • Благодарностей: 3 261

  • Была сегодня в 18:54

Вывешиваю окончание статьи.
Это написал Константин Дмитриевич Носилов. Патриарх этнографии.

http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.html
Обряды кровавых и бескровных жертвоприношений северных манси.
Сопутствующая лексика
В.С. Иванова - Иванова Валентина Селиверстовна, доцент Института народов Севера РГПУ имени А.И. Герцена, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург, Россия)
Цитирование
Ушла из жизни Валентина Селивёрстовна Иванова

21 февраля 2022 года на 72 году ушла из жизни яркий представитель народа манси, кандидат исторических наук, доцент Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Валентина Селивёрстовна Иванова.

Валентина Селивёрстовна прошла путь от учителя математики до директора школы. Она работала в образовательных учреждениях п. Сосьва Берёзовского района ХМАО – Югры и г. Санкт-Петербурга.  Многие годы Валентина Селивёрстовна отдала Обско-угорскому институту и посвятила себя научному изучению культуры народа манси.

Тема её диссертационной  работы на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Обрядность северных манси в конце XIX – начале XXI века: локальные особенности». Научную работу она всегда совмещала с преподавательской: с 2002 по 2005 год Валентина Селивёрстовна преподавала мансийский язык студентам Института языка и литературы народов Югры Югорского государственного университета в Ханты-Мансийске, с 2005 года вернулась в Санкт-Петербург в Институт народов Севера. Её научная и педагогическая деятельность достойно представлена в электронном атласе РГПУ им. А. И. Герцена (https://atlas.herzen.spb.ru/teacher.php?id=2504).

Коллектив Бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» выражает соболезнования родным и близким в связи с кончиной учёного. Разделяем ваше горе и скорбим вместе с вами.
Их с Носиловым К.Д. разделяет считай что век... Иванова В.С. - дитя советских времен. 1950 считай года рождения. Фу короче...
https://khanty-yasang.ru/luima-seripos/no-91099/2955
Цитирование
24 апреля в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена прошла Международная научно-практическая конференция «Традиционные и инновационные формы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера», посвящённая 65-летию мансийского педагога, научного деятеля Валентины Селивёрстовны Ивановой (Садоминой). Мероприятие прошло в рамках Герценовских чтений и празднования 85-летней со дня образования Института народов Севера.
...
Но прежде Валентину Селиверстовну Иванову поздравил с юбилеем и вручил почётную грамоту доцент кафедры уральских языков, фольклора и литературы Аркадий Иванович  Гашилов. Он высоко оценил её научный  труд о локальных особенностях  северных манси. Также отметил, что не каждому дано раскрыть и рассказать сокровенные вещи, но эта женщина оказалась "Имеющей право на тайны духовного наследия своих предков".

По его словам Валентина Селивёрстовна немного приоткрыла тайный сундучок, и раскрыла скрытые философские познания Вселенной народов манси.  С глубокой верой во Всевышнего-Торума они живут и по сегодняшний день. Для того чтобы стать крепкими и сильными духом,  у них можно поучиться.
Валентина Селиверстовна - по родителю Садомина. Её отец -
http://hmao.kaisa.ru/object/1804849340?lc=ru

Цитирование
Селиверст Семенович на фронт был призван Березовским районным военкоматом 8 августа 1941 г. В звании гвардии сержанта служил пулеметчиком бронетранспортера 45-го гвардейского танкового полка. Служил в Московской Гвардейской дивизии имени Сталина. Его боевой путь - Центральный фронт, Украинский, Белорусский, Чехословакия, Польша, Германия. В боях был четырежды ранен. Мобилизовался наш земляк в 1946 году из Германии. После войны работал рыбаком, оленеводом, бригадиром, дизелистом, депутатом областного Совета и Сосьвинского совета. Воспитал с женой Татьяной Романовной Кугиной шестерых детей.
За воинскую доблесть Селиверст Семенович был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями "За отвагу", медалями: "За победу над Германией", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина".
https://pobeda-mir.ru/tpost/n84t1i4je1-sadomin-selivyorst-semyonovich
Цитирование
После войны работал рыбаком, оленеводом, дизелистом. Был избран депутатом областного Совета и Сосьвинского совета. Воспитал с женой Татьяной Романовной Кугиной шестерых детей.
Умер ветеран 7 февраля 2002 г. Похоронен в п. Сосьва Березовского района ХМАО — Югра.
Безусловно, чтоб пробиться в диссертации - надо чего-то изобразить необыкновенное и околошоковое. Ранее - невиданное. Даже Носиловым К.Д. - не виданное.
Но с чего-то виданное девочкой 1950 года рождения в семье совершенно советского манси С.С. Садомина - депутата областного Совета и Сосьвинского совета.
Очень очень очень забавно...
« Последнее редактирование: 24.03.23 12:03 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif


Поблагодарили за сообщение: KUK

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

odnokam, статья очень подробная и полезная , но не для слабонервных и не для зоозащиты, конечно.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Ольга Литвинова

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

odnokam, ссылка на Иванову
http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.html
Она описывает арсын на шее жертвенного животного
Уважаемая Дмитриевская!
Спасибо, но, как я понял из описания Ивановой, арсыном жертвенное животное не душили, его оглушали, а потом убивали ножом.

Продолжаю выкладывать публикации про манси из "Северной звезды", на этот раз за 1939 год. И еще, по просьбе одного из форумчан, статью 1974-го года.


Поблагодарили за сообщение: Ольга Литвинова | Дмитриевская | adelauda_glasha | Хэтфилд | KUK

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Хороший такой холмик двух метров высотой... И столько сокровищ с собой кочующая семья возила.. да так и положили все в гроб покойнику...
Скорее всего это и была т.н. тотма..
Странно, что про останки покойника ничего нет.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: odnokam

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 244
  • Благодарностей: 3 261

  • Была сегодня в 18:54

И еще, по просьбе одного из форумчан, статью 1974-го года
Оус - это ветка Ивдель- Обь. На 1974 год - она уже рабочая и по ней катают поезда

https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif

За уникальные материалы 

Helga


  • Сообщений: 19 066
  • Благодарностей: 15 113

  • Расположение: Челябинск

  • Была вчера в 21:59


Унтики от Веры Анямовой и комментарии по поводу
На фотографии обувь которую манси всегда называли бурки.

https://ok.ru/profile/566571514307/pphotos/884384826819

Новые комментарии
людмила панченко(хозумова) ответила Вере
Просто сейчас все стали называть такой вид обуви унты, кисы. Хотя мы их называем бурки.

Вера Беллендир (Губина) ответила людмиле
Я про это и говорю...

Катерина Измайлова
Тогда что такое торбасА ? Это разве не они?

Вера Беллендир (Губина) ответила Катерине
Это слово , вроде бы, вообще с якутской земли

Наталья Махвиеня ответила Вере
Так значит слово УНТЫ всё таки мансийское

Наталья Махвиеня
И значит "бурки" - всё таки не совсем верно, а верно "пуркииг"

Вера Беллендир (Губина) ответила Наталье
Со специалистами-этнографами я не спорила - всё к сведению принимала))) Теперь они уже все с учеными  степенями...

Наталья Махвиеня ответила Вере
спасибо за информацию, "намотаем на ус"

Вера Беллендир (Губина) ответила Наталье
:-O :-) :-D

Олег Адиятулин
На сколько я знаю при мне все их называли унты и отец мой тоже называл унты и тётя моя и друзья мои манси тоже называют их унты даже взрослое поколение

Класс!
1

Alexander Pinecker
у оленеводов есть обувь на всю ногу называются юнты или тобоки

Валерий Можаев
Красота!

Софья М.
На фотографии обувь которую манси всегда называли бурки.

Класс!
1

Софья М.
Есть охотничья обувь няры. К ним всегда шились маньщиваи. Маньщиваи это длинные чулки из сукна на шнурках для подвязывания. Подвязывались к ремню на поясе.

Софья М.
У народов манси есть обувь называется ернваи. Они шьются из оленьего камуса, длинные на шнурках. Внутри шкура молодого олененка. На коленях ремешки

Класс!
1

Софья М.
Есть еще обувь- тосняры. Эту обувь шьют из копченого камуса. Камус коптят в специальной ямке. Собирают упавшие сосновые шишки, из них делают дым. Такие тосняры меньше промокают, теплее

Класс!
1

Софья М.
Отортэн- Вот таратэн щахл. Есть также гора Лунт хусап щахл.

Класс!
1

Софья М.
У народов манси нет слов-юнты, тобоки.

Класс!
1

Alexander Pinecker ответил Софье
Значит это слова коми зырян некоторые слова манси перенялиту зырян

Alexander Pinecker
Узор не мансийский и манси не нашивают сверху манжеты

Ольга Веденеева
моя версия   https://taina.li/forum/index.php?topic=1368.msg37980#msg37980


Поблагодарили за сообщение: KUK

SKAD


  • Сообщений: 6 081
  • Благодарностей: 2 405

  • Был сегодня в 07:36

На фотографии обувь которую манси всегда называли бурки.
Это два левых?... *PARDON*
- Меж дальних гор лежит плато, туда не забредал ни кто!. (с)

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Родовое кладбище и родовая собственность у хантов и манси

Один из признаков рода — родовое кладбище. О родовых кладбищах северных хантов писали В.В. Бартенев, К.Ф. Карьялайнен. К сожалению, мы не имеем в литературе конкретных да
ных именно о родовых кладбищах в XIX в. Речь идет о кладбищах определенных селений. Поселковые кладбища достаточно хорошо изучены нами у северных манси и почти у всех групп хантов. Каждая фамилия имела свой ряд могил и поминальный костер на кладбище. Таким образом, в данном случае мы можем говорить не о родовых, а о кладбищах однофамильцев или жителей одного селения. Возможно, в прошлом каждая генеалогическая группа имела свое кладбище.
 
Признаком рода считается и родовая собственность угодья. В литературе на этот счет мы находим самые разноречивые сведения. Наиболее ранние авторы сообщают о семейном и общинном пользовании землей, причем под общиной чаще всего понимается общность жителей селения. Неизвестный автор XVIII в., описывая северных хантов, указывает: «Не токмо волость, но и каждое селение свое известное место или дистанцию имеют по древнему обычаю». По данным М.А. Кастрена, у северных хантов « каждое семейство... имеет свои особенные рыболовные и звероловные участки», которые отводит ему старшина вместе с общиною. Однако литература второй половины и конца XIX в. неожиданно пестрит сообщениями о родовых угодьях у хантов и манси.
 
К.Д. Носилов, описывая группу северных манси по Оби и ее притокам — Северной Сосьве и Ляпину — отметил, что на первом плане у манси была родовая собственность: « ... известный род владеет на протяжении иногда десятка верст урочищами около какой — нибудь речки и озерами, рыболовными для неводьбы местами, истоками и протоками и пр.» Особых границ у таких участков не было, но их знали все. Пользовались ими сообща и одновременно. В случае, если зверь забежал во владение чужого рода и там был убит, часть его оставалась собственнику участка, однако устраивать облавы на чужом участке категорически запрещалось. Имелись случаи переселения членов разросшихся родов на новые, незанятые никем места, и основания новых родов.
 
«Лес считается общественным, а земля под родовыми угодьями — родовой. Родовое владение землей считается только родовым правом ловли. В случае вымирания рода земля делится между родами или отходит в общественное пользование или отдается новому роду или пришельцу для пропитания».
 
В то же время, писал автор, часть угодий, особенно ценных для всего селения, составлявших его главный промысел для проживания (места с зсторами, озерами), находилось в общинном владении и ежегодно перераспределялось. Собственность умершего (родовая) в случае отсутствия сыновей переходит к родственникам (дочери не наследуют). Если член рода не довольствуется промыслом на родовом угодье, он изыскивает себе новое угодье, не занимаемое другим родом, и спрашивает общество о согласии на право родового владения; если общество согласится, то он основывает новый род.
 
 Когда же автор говорит о запрете ловить зверя в чужом родовом владении, он вспоминает клятву на морде медведя членов селения друг другу: «Пусть съест меня медведь или съест род мой, доколе он будет существовать, если кто из нас тронет хотя одно перо или одну шерстинку из твоих ловушек».

https://www.kalitva.ru/106988-rodovoe-kladbishhe-i-rodovaja.html
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: odnokam

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Абрамов И.В. Молебный камень: сакральный ландшафт манси // Уральский исторический вестник 3(35), 2012

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1715272657&tld=ru&lang=ru&name=UIV_2(35)_2012_Abramov.pdf&text=%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D1%83%20%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8&url=http%3A%2F%2Furalhist.uran.ru%2Fpdf%2FUIV_2(35)_2012_Abramov.pdf&lr=2&mime=pdf&l10n=ru&type=touch&sign=1112430907c36fd4038262d7292a880e&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1715272657%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DUIV_2(35)_2012_Abramov.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5%2B%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258B%2B%25D1%2583%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25B8%26url%3Dhttp%253A%2F%2Furalhist.uran.ru%2Fpdf%2FUIV_2%252835%2529_2012_Abramov.pdf%26lr%3D2%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26type%3Dtouch%26sign%3D1112430907c36fd4038262d7292a880e%26keyno%3D0%26nosw%3D1

В статье этнографа И.В. Абрамова указано, что святилище Молебный камень было действующим до конца 1990 - х гг, что отчасти входит в противоречие с показаниями манси в протоколах УД. Они не отрицают его наличия, но утверждают , что не посещают его. И кстати, подниматься на эту сакральную гору чужакам было запрещено, о чем свидетельствовали  предупреждающие знаки.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: odnokam

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 244
  • Благодарностей: 3 261

  • Была сегодня в 18:54

1939 Районы Свердловской области

https://istmat.org/files/uploads/55462/1939_rayony_sverdlovskoy_oblasti.pdf

Стр 45-47 - Ивдельский район

Цитирование
Общее количество манси по данным Ивдельского  исполкома за 1935 год определялось в 122 челок , или 36 семей.
Места их обитания находятся в северной и отчасти  средней части района - вблизи рек Северной Тошемки  и Вижая

Тузёмное население ведущее в основном кочевой обраа жизни, занимается оленеводством, охотой и рыбной ловлей.

Имеет большие перспективы в районе промысел кедрового ореха.
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif

За уникальные материалы 

Helga


  • Сообщений: 19 066
  • Благодарностей: 15 113

  • Расположение: Челябинск

  • Была вчера в 21:59


Мансийский танец в исполнении ансамбля "Веснушки". Клуб "Химик", т Ивдель    07.11. 2024.
Танец называется «Как мать сыновьям невест выбирала»
моя версия   https://taina.li/forum/index.php?topic=1368.msg37980#msg37980