Выставка "Золото инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет Великой цивилизации" демонстрирует шедевры ювелирного искусства и керамики коренного населения Андского региона Южной Америки (территория современных Перу, Боливии и севера Эквадора) создателей самобытной и высокоразвитой цивилизации, потомков древних переселенцев из Восточной Сибири, предположительно попавших в Америку около 40000-35000 лет назад по ныне несуществующему перешейку Берингия, который в то время соединял оконечность Северо-Восточной Сибири и Северной Америки.
Выставка приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Перу. Она посвящена истории развития этой страны на протяжении 2000 лет вплоть до прихода испанских конкистадоров.
Впервые в Санкт-Петербурге жители и гости города могут познакомиться с уникальными произведениями ювелирного искусства и керамики доколумбовых цивилизаций Перу и Боливии. Они развивались в изоляции от Старого Света на протяжении более 5000 лет.
Все 86 экспонатов выставки: золотые, серебряные, медные украшения и утварь, фигурные сосуды и ритуальные ножи туми происходят из коллекции Музея «Золото Перу». Музей находится в столице страны городе Лима и создан выдающимся перуанским меценатом Мигелем Мухикой Гальо.
Основную часть экспонатов выставки составляют золотые и серебряные изделия, созданные носителями археологических культур побережья Перу и горных долин Анд: Викус, Фриас, Моче, Наска, Уари, Тиауанаку, Ламбайеке, Чиму и собственно инков
Самые древние из артефактов относятся к 200 гг. до н.э., а самые поздние− к XV веку н.э. Демонстрируемые на выставке экспонаты тесно связаны с погребальными культами древних жителей Перу и Боливии. Они отражают их восприятие окружающего мира, а также представления о загробной жизни и роли обожествленных предков в благополучии общества.
Экспонаты дополнены красочным визуальным рядом, созданным на основе иллюстраций к сочинению индейского историка Фелипе Гуамана Помы де Айялы (исп. Felipe Guamán Poma de Ayala) «Первая новая хроника и доброе правление» (исп. El Primer Nueva Corónica y Buen Gobierno), а также фильмом, рассказывающем об истории и географии Перу.
Добавлено позже:К сожалению, на выставке запрещено фотографировать, поэтому фотоматериалы мне пришлось взять с сайта музея. Каталог же бессмысленно дорог и качество печати не самое лучшее.
Добавлено позже:Ушные вставки. Украшение для ушей.
Культура ламбайеке
Украшение для уха, сделанное из позолоченного серебра и состоящее из трубчатого стержня и присоединенного к нему диска с инкрустациями из хризоколлы.
Индейцы Анд не знали настоящих драгоценных камней. Из полудрагоценных камней чаще всего использовали хризоколлу – сложный силикат меди и алюминия. Химическая структура этого минерала неоднородна, в нем часто встречаются примеси, меняющие характеристики самоцвета. Значительные месторождения хризоколлы находятся в Перу и в Чили.
Добавлено позже:Культура - Фриас.
Описание: Парные серьги. Шесть подвесок с схематическими головами змей на концах. В центре диска фигурка птицы с распущенным хвостом. Глаза инкрустированы хризоколлой.
Вещи выполнены в характерном для района Фриас стиле, для которого типично использование небольших дисковидных подвесок на крючках, прикрепленных к различным частям изделий. Ювелиры культуры мочика в более южных долинах побережья Перу эту технику, если и применяли, то редко.
Добавлено позже:Культура ламбайеке
Ушное украшение в виде диска из золота со штампованным ободком Четырех отростка в центре вставки образуют вариант свастики. Каждый завиток завершается антропоморфной головой с чертами лица напоминающие птицу, в шлеме с перьями.
Первоначально археологи принимали хризоколлу за бирюзу, так что именно о бирюзе ошибочно говорится в большинстве работ о перуанских древностях, опубликованных ранее конца XX века. Древнейшие артефакты с использованием хризоколлы, видимо, связаны с культурой куписнике и относятся к концу II – середине I тысячелетия до н.э. Однако широкое распространение этот материал получил лишь в I тысячелетии н.э. в культурах мочика, уари, а затем ламбаейке. Хризоколлу часто использовали для инкрустации предметов из золота и серебра, приклеивая камни к металлу пчелиным воском.
Добавлено позже:Сосуд.
Культура: ламбайеке.
Описание: На ручке изображены три антропоморфные головы — две по бокам обращены к центральной. У основания к каждому горлышку присоединены зооморфные головы с высунутыми языками. На корпусе четыре антропоморфные фигуры.
Культура ламбайеке – самая развитая цивилизаций Древнего Перу в период между 900 и 1200 н.э., когда большинство других районов пребывало в упадке. Антропоморфная голова посредине ручки – это почти наверняка изображение верховного божества. Если такое божество показано целиком, то в некоторых случаях у него имеются птичьи крылья. Авторы публикаций иногда пишут, что это Наймлап (он же Найламп, Ньяньлап) – прибывший по морю с севера мифический основатель местной царской династии. Так ли это в действительности, сказать невозможно. Головы с высунутыми языками вместе с соединяющей горлышки ручкой-мостиком, скорее всего, обозначают двуглавого змея, символизирующего Млечный Путь и вообще мироздание. Формой и декором золотые и серебряные сосуды культуры ламбайеке копируют гораздо более многочисленные сосуды из глины. В отличие от золотых, керамические сосуды есть во всех крупных музеях Америки и Европы – их производили тысячами, если не десятками тысяч. Не только археологи, но и грабители древних захоронений хорошо разбираются в иконографии ламбайеке. Сосуд с божеством типа изображенного на фотографии известен им как «уако рей» – что-то вроде «царского сосуда». Культура ламбайеке унаследовала многие традиции культуры мочика, существовавшей до нее на севере побережья Перу. Однако формы парадных сосудов восприняты не от мочика, а от горной культуры уари. Некоторые их особенности загадочны, поскольку обнаруживают параллели на Нижней Амазонке в культуре сантарем.