Между гротескным реализмом и реализмом обычным примерно такая же разница, как между военным коммунизмом и просто коммунизмом.
Вы неправы.
Творчество художника Василия Шульженко не оставляет равнодушным никого. Его или любят, или ненавидят, превозносят за понимание русской души и обвиняют в ненависти к ней же. Каков он на самом деле, выясняла наш корреспондент.
Все эти жуткие пьяные физиономии, уродливые тела, скабрезные позы... Вас и впрямь трудно заподозрить в любви к народу!
Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу.
В детстве был маменькиным сынком, не знал ни армии, ни зоны.
Мои персонажи для меня - вроде дикарей для Кука.
Насмотрелся на них в детстве, когда жил на даче под Касимовым.
Они меня и пугали, и завораживали.
На полотна все это выплеснулось гораздо позже, с началом перестройки.
- А что, "плохие русские лица" хорошо продаются на Западе?
Большинство своих картин я действительно продаю в Америке, но, знаете, там как раз считают, что они просто пропитаны любовью к России!
А здесь даже приятели говорят мне: "Не любишь ты русских, Вася!" Но я, как русский, имею полное право спросить: "А за что нас любить?"
Да мы худшие люди в мире - злые, ленивые, завистливые!
К примеру, американец скажет: "Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!"
А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика.
А миф о широкой русской душе?
Широкой она становится лишь на время действия алкоголя.
- А может, американцам просто нравится видеть русских таким быдлом?
Наоборот, глядя на мои картины, они начинают нас жалеть: "Какие несчастные люди!"
Как наши передвижники писали страдающий народ, помнишь?
Или как поэт Некрасов, который после роскошного обеда и партии в покер любил поглядеть на крестьян из окна своего особняка и пожалеть о горькой долюшке женской.
- Кстати, о женщинах. Не жалко так уродовать нас на картинах?
Жалко, потому и пишу вас нечасто.
Вот мужиков не жалко. Недавно хозяйка галереи в Чикаго говорит мне: "Вася, у тебя на картинах все слишком много пьют и курят, в Америке это сейчас не популярно.
Нельзя ли обойтись без этих сигарет и бутылок с водкой?"
Да разве моих мужиков можно представить трезвыми, без папиросы в зубах?!
- А сами выпить любите?
Люблю. Бывает, и за работой пью. Художнику это нужно для вдохновения.
- А что, любовь не вдохновляет? Вы женаты?
Нет, так и не женился, и детей не завел, о чем теперь жалею. Хотя женщин в жизни было - не пересчитать, и сейчас есть.
- А почему ваши герои на картинах сексом не занимаются? Это добавило бы им колориту!
Помню, был в Касимове случай - молодой деревенский парень прямо в поле поймал и изнасиловал бабку лет семидесяти пяти. Вот это была мысль изобразить.
- Эпатажа ради?
Да какой тут эпатаж! Вот художник Кулик, наложивший прилюдно кучу под картиной, - это да. Сейчас ведь в живописи одно направление - заставить говорить о себе любым способом. Не прославиться в веках, а побольше захапать при жизни.
Но Пушкин, изображенный в виде обезьяны, или Толстой, висящий на турнике, - это разве не эпатаж?
- Меня другое удивило - ну кто в Америке знает Пушкина? И тем не менее его купили сразу. А вот Толстой, который там знаменит, так до сих пор и не продался...
Добавлено позже:Но не с такими же лицами... В смысле ангелы.
Этот художник так видит русских.