Дмитрий Карягин, как раз обсуждение кандидатуры Елизаветы среди декабристов говорит очень о многом. Им нужен был кандидат, за которым пошла бы гвардия, сенат, правительственные учреждения, имеющий определенный авторитет, но при этом несамостоятельный. В этой же связи появился среди претендентов и Александр Николаевич. Только вот понятно, что в отличие от Елизаветы, тот на 100% не был близко знаком с сановниками, генералами и прочими серьезными лицами тогдашней империи, Николай мог быть уверен, что сын не замышляет ничего хуже, чем украсть варенье из буфета, чисто по его малолетству. А были ли такие гарантии относительно Елизаветы? Как раз ее отсутствие прав на престол и было тем, что нужно было заговорщикам. Сам Николай считал заговор более серьезным, нежели просто стояние на льду несчастных солдат под предводительством нескольких альтернативно одаренных персонажей. Стремление подстраховаться было бы естественным. Относительно изменений общества - скажу лишь одно, что в историографии существует и такое мнение, что в ноябре 1825 года имел место "переворот Милорадовича"(генерал-губернатор Петербурга). Все еще решалось (или хотели решить) примерно теми же способами, как и в 19 веке. Да, Милорадовичу не повезло, во многом, благодаря идиоту Константину, но для царской семьи все действительно висело на волоске. Сам Николай сказал Евгению Вюртембергскому, что очень удивлен, как его не убили.
Что же касается религиозных взглядов Александра, то они могли и изменится. Известно, что перед поездкой в Таганрог царь посетил Александро-Невскую лавру и просил благословения у митрополита Серафима. При этом он посещал лавру ночью, то есть делал это не для официальной "зачетки" в качестве православного государя.