Поддержу Алину: книга безусловно достойна быть прочитаной. Повесть, написанная хорошим слогом, адекватно передающая дух эпохи, мне чем- то напомнила произведения Павла Нилина. Думаю, ее вполне можно и версией назвать. Точнее, художественной версией( тут подойдет аналогия с тем как соотносятся роман " Робинзон Крузо" и реальная история Александра Селькирка) . Яровой в своей книге сократил число туристов: вместо 10 их только 8. Некоторые легко узнаваемы, некоторым прототипов подыскать невозможно. Например, в увлеченном геологией Саше Южине легко угадывается Ю. Юдин. Как и прототип, Южин сходит с маршрута( уменьшив, таким образом, количество участников похода до семи) . Глеб Сосновский- двойник Игоря Дятлова. Неля Васенина и Люся Коломийцева- З. Колмогорова и Л. Дубинина. По созвучию фамилий должно быть наоборот, но автор явно не хотел прямых отождествлений. Есть там и Золотарев- Вася Постырь. Правда, он ровесник остальных ребят и вовсе не инструктор. Однако же- заядлый турист, балагур и весельчак, душа компании. Носит усы и фетровую шляпу, не имеет постоянного места жительства и постоянной работы. С остальными сложнее. Вадик Шакунов вроде, как и Колеватов, мастерит в походе сани. Но это единственная деталь, роднящая его с Александром. Незадолго до экспедиции он женится. Друзья дарят новобрачным распашонку с приколотым туристическим значком( тем самым, " разьясняется" шутка из ВО о " увеличении туристорождаемости" ) . Анатолий Броневский и Николай Норкин совсем ни на кого не похожи. Есть там и "дедушка Слава"( безымянный, и не литовец, а местный житель), есть и " Рыжая Борода" ( только не геолог, а лесоруб) . . . Вопреки измышлениям позднейших конспироложцев, повесть Ярового доказывает, что заговора молчания вокруг трагедии не было. Участники поисков размышляют там над разными версиями произошедших событий: беглые заключенные, лавина, манси, конфликт в группе. Возникновение последнего видят в соперничестве из- за девушек. Либо из- за алкоголя. Либо по причине личностных качеств Постыря или Норкина. В сущности, в книге есть даже мистика( в допустимых тогда пределах) : мансийские легенды становятся содержанием " видений" Нели Васениной. В двух словах, версия Ярового такова: Во время восхождения на гору начинается ураган. Васениной, из- за плохих погодных условий, привиделись зловещие персонажи мансийского фольклора и она от неожиданности получает травму и психологический срыв. Группа вынуждена разбить палатку. Ночью Неля выходит наружу и ее подхватывает усилившийся ветер. Панические крики вызывают моментальную реакцию. Часть людей, чтобы не толпиться у выхода, покидает палатку через разрезы. В итоге, те или иные травмы получают все кроме Сосновского. Подняться на верх они не могут из- за урагана. По той же причине не могут и дойти до лабаза. Сосновский настаивает, чтобы группа двинулась по направлению ветра, к отдаленной охотничьей избушке, где имеется небольшой запас продуктов. Сам же обещает прийти позже, после того как в одиночку дойдет до лабаза. Однако, когда группа уходит, Глеб начинает повторное восхождение: в палатке остались лекарства, необходимые Васениной. Это и становится причиной его гибели( единственная жертва в книге) . Основной нравственный конфликт повести- оценка поступка Глеба Сосновского. Кто он: герой, пожертвовавший жизнью ради товарищей или преступник, пошедший на раскол группы? Как видим, персонажи изображены отнюдь не трафаретно, а книги советских писателей необязательно повторяли передовицы газеты " Правда" . Интересны такие моменты повести: Согласно Яровому, туристы должны были в маршрутной книжке делать отметки по пути следования. Делалось это в любой инстанции( отделениях милиции, сельсоветах, на почте) . Один из второстепенных персонажей говорит о надуманности тогдашних маршрутов( ночевки должны были обязательно проходить на значительном удалении от населенных пунктов). Журналист, от лица которого ведется рассказ, сообщает об уменьшении толщины дневников спустя два года после трагедии. Полог не только защищал вход в палатку, но и делил ее на мужское и женское отделения: женское было вначале, а мужское в глубине( здесь, я думаю, Яровой просто отдал дань советскому " викторианству" ). Ребята мастерят себе "обувь" из бересты. Не решившись на штурм Раупа( то есть, Отортена) , туристы рисковали не получить зачет за поход. Ну и так далее. Всем советую прочитать.