Встреча на Ауспии.
В последнее время в научных кругах идёт оживлённая дискуссия о существовании снежного человека. По последним данным, снежные человеки обитают на Северном Урале, в районе горы Отортен.
"Вечерний Отортен", №1 от 01.02.1959. У похода группы Дятлова есть известная особенность, придающая его истории яркость, объёмность и совершенно неповторимый колорит. Это - большое, свыше сотни, количество фотографий, сделанных участниками похода. Они фотографируют, начиная с Серова, и чем дальше, тем больше. Ивдель, Вижай, 41-й, 2-й Северный, Лозьва, Ауспия, выход на Перевал... Если принять за начало съёмок фотографирование на 41-м 27 января и предположить равномерную плотность съёмок на маршруте, то за две недели вышло бы около двух с половиной сотен кадров.
В общем, они много фотографируют от начала похода и до
конца. Последние снимки, как известно - выход группы на Перевал и рытьё ямы под палатку. До конца...
Но в почти непрерывном потоке съёмок есть один не очень заметный перерыв. Пропуск. Лакуна.
Наиболее наглядно этот пропуск виден на схеме, сделанной неким
Дедом Масаем,
участником сообщества "Перевал группы Дятлова":
На схеме видно, что этот перерыв начинается на Ауспии, у подножия горы Хой-Эква, через пару километров после устья ручья Хойсиспалсос около полудня 30 января, а заканчивается с выходом группы на кромку леса перед Перевалом во второй половине дня 31 января. Перерыв в съёмках по пройденному пути занимает около 20 км, а по времени - около суток. Начало и конец перерыва я обозначил на схеме знаками "Н" и "К".
В промежутке между точками "Н" и "К" Дед Масай помещает ещё два снимка - с Золотарёвым в лесу и с катпосом. С местоположением кадра с Золотарёвым он явно ошибся, приняв ветку дерева на переднем плане за склон горы 733.9 на заднем. Судя по виду местности, снимок сделан, когда группа срезала путь по лесу напротив северного подножия Хой-Эквы, скорее всего, после прохождения "лабаза". Насчёт же снимка с катпосом ничего точно нельзя сказать. Возможно, он сделан во время общего пропуска в съёмках, тогда это просто исключение, возможно, и нет.
Вообще говоря, 31 января на кромке леса у подножия Перевала перед возвращением на Ауспию сделано всего два снимка, то есть днём 31-го туристы почти не снимали, и весь этот день тоже можно было бы включить в перерыв между съёмками, но ограничимся вышеприведённым интервалом.
Итак, имеется факт общего и резкого прекращения съёмок в указанном пространственно-временном промежутке. В чём причина этого прекращения? Почему они вдруг перестали снимать?
Этот момент никак не отражён ни в известных дневниках, ни в уголовном деле. А факт крайне любопытный. Что могло привести к перерыву в съёмках? Непогода, трудность движения по лесу? Но ни до перерыва, ни после ничто не мешало им снимать. 31-го они снимали у подножия Перевала, когда "ветер пронзительный", а 1-го - на Перевале при плохой видимости в низовую метель. Что заставило их прекратить съёмки? Может, какое-то чрезвычайное событие? Но какое?
Можно предположить, что причина прекращения съёмок по времени-месту находилась в
начале перерыва.
Что-то по выходе из леса на лёд Ауспии у подножия северного склона Хой-Эквы, когда сделаны последние снимки перед перерывом.
Что-то, что заставило их прекратить снимать около полудня 31-го числа, при хорошей погоде и относительно лёгком движении по руслу реки.
Последние два снимка, после которых и начинается перерыв - это кадры 11 и 12 с плёнки №3, сделанные Николаем Тибо-Бриньолем. Эти снимки, при всей их простоте, производят странное впечатление.
Прежде всего, эти кадры сделаны с совсем небольшим промежутком по времени и месту.Тот же Дед Масай
определяет разницу расстояний между местами этих снимков всего в сто метров. Получается, Николай сделал почти подряд два снимка примерно одного и того же места, первый - вдоль русла со значительного расстояния, второй - приблизившись и поперёк русла. Сделал два снимка подряд, а потом... перестал снимать аж до утра 1-го февраля.
Далее, оба снимка нерезки, предметы и ближнего, и дальнего плана расплываются, детали плохо различимы. Впечатление, что причина этому - нетвёрдое удержание фотоаппарата в руках.
Далее, вопрос - а что, собственно, хотел снять Николай, какие особенные красоты и пейзажи? Ничего особо интересного на этих снимках нет, а если Николаю природные виды показались интересными, почему не остановился и спокойно не сделал кадры с хорошей резкостью?
Что же он снял или пытался снять? Присмотримся к этим странным фотографиям.
На фото 11 плёнки №3, на заднем плане, туда, куда уходит лыжня (вперёд по движению группы) различимы фигуры туристов. Они видны крайне расплывчато, но кое-что можно увидеть (фигуры туристов указаны стрелками):
Прежде всего, видно некое небольшое по расстоянию разделение группы - Тибо-Бриньоль и возможно, кто-то ещё, оказались позади на несколько десятков метров от впереди идущих. А положение этих самых впереди идущих - странное. Несмотря на грубость изображения можно различить, что передняя группа расположена не спиной на лыжне к позади идущим, а выстроилась поперёк русла лицом к южному берегу Ауспии(В). Наиболее отчётливо это заметно по крайней левой фигуре, у которой можно различить капюшон штормовки, рюкзак за спиной, руки, поднятые к голове, ноги в светлых бахилах.
Затем Тибо-Бриньоль сам перемещается примерно на это место - и делает снимок №12 поперёк русла в направлении южного берега.
Добавлено позже:А теперь небольшое историческое отступление. О неких событиях в пространстве и времени вокруг Перевала.
Заплатин Михаил Александрович, боевой лётчик, штурман-бомбардир, кинофотооператор и исследователь тайн Урала:
Это было в августе 1957 года. Мы ехали на конях из Зауралья к истоку Печоры - на гору каменных идолов Маньпупынёр. Перед самым подъёмом на Уральский хребет ночь застала нас в верховьях речки Маньи.
Мы сидели у костра с проводником-манси Петром Ефимовичем Самбиндаловым. Прихлёбывали из кружек чай да прислушивались к всплескам хариусов в реке.
В стороне силуэтом рисовался лесистый купол горы Манья-Тумп. Старый манси кивнул головой в её сторону.
- Давно, давно гора ходи нельзя было...
Я насторожился:
- Почему?
- Кто ходи тот хворай долго и умирай.
- Что же там такое было?..
- Старый люди говори - там пупы стоял, Сорни Эква, Золотой баба...
Стакрик замолчал. Я покосился на чёрный силуэт горы.
Манси продолжал:
- Страшно было близко к гора ходи. Баба шибко кричал...
- Как это?..
- Люди говори, страшный голос...
- А теперь на гору ходят?..
- Кто молодой, ходил. Говорил - совсем ничего нет...
- Давай-ка сходим туда, Пётр Ефимович!..
- Нет, моя туда не ходи. Грех будет. Помирай не хочу...
* Об исчезнувшем божестве вогулов.
Гора Маньятумп - это в 50-ти километрах севернее Перевала:
На момент беседы с Заплатиным П.Е. Самбиндалову было 60 лет, описываемые им события относились к довоенному, возможно, дореволюционному времени.
Маньятумп - это было место, в котором когда-то сочетались сакральность ("Сорни Эква") и смертельная опасность для жизни. Эту смертельную опасность старый манси описал удивительным образом - "баба шибко кричал", "страшный голос". Но известно, какое существо в лесу способно своим криком напугать человека до смерти...
Теперь перенесёмся на 50 км южнее Перевала, на тихую таёжную речку Северную Тошемку. Владимир Андросов:
На многие километры между Большой и Малой Тошемкой стоял сплошной сосновый бор, чистый сосняк, без каких-то других насаждений. Это место находится юго-западнее южной оконечности хребта Сисуп (Чистоп). По легенде говорится, что после потопа на горе остался маленький незатопленный кусочек суши, переводится Сисуп, как 'крик ребенка'. Главная вершина горы Сисуп получила любопытное мансийское название Няврн-люньчи-сяхль-ала. Ала - вершина, Сяхль - сопка, гора, Люнчи - ревела, Няврн - ребенок. Т.е. 'Вершина горы, где плакал ребенок'. Вокруг хребта Сисуп, в разное время потерялось много женщин и детей манси, так их не нашли. Видимо здесь находится какая-то геопатогенная зона. Южная часть хребта Сисуп заканчивается сопкой Верблюжьей. А ниже 'Острая' сопка, мансийское название Лув - Сяквур (Лошадиная титька). Место это нехорошее, так считают манси, там живет Сисуп-овыл-менкв-ойка (Старик- черт конца Сисупа). В юрте на Малой Тошемке нельзя было детям вечерами петь песни, сильно смеятся, играть, а днем разрешалось и кричать, и петь, и смеяться.
В мифологии народа манси есть мифический лесной дух, Менкв, ростом он три и более метра, весь покрыт волосами, что живут они как люди, имеют жен и детей, спят на медвежьих шкурах. У них огромная физическая сила, когда он идет по тайге, то шум его шагов слышен издалека, скрипят и ломаются деревья, завывает ветер.
Менквы, по словам манси, проживали на южной стороне Чистипа (Сисуп), на устье реки Таргур-сос (сосновый бор), правом притоке реки Большой Тошемки, в окрестностях поселка Тургур-сос, и там действительно пропадали только одни женщины и дети. Про это Варвара Кузьмовна рассказывали. Тошемка и переводится как 'река, на которой сидят Боги'.
М.П.: - Некоторые менквы, 'уччи', считаются у манси людоедами.Пропадали дети и женщины у манси, они, конечно же, в милицию не заявляли, пропал ну и пропал. Может, снежный человек украл? Если бы милиция стала искать, нашли бы хоть что-нибудь. А так только легенды идут - дети пропадают... И опять потом легенду придумали. Осталось незатопленного места, как для крика ребенка. Слишком много потопов в мансийских легендах.
В.А.: - Это не легенды, а быль. В начале двадцатого века и в конце девятнадцатого там жили манси, и у них постоянно пропадали дети, девушки, женщины. Это правда. Это мне рассказали сами манси.
*
Пискарёва М. Мансийский след. Часть первая.Последние известные случаи исчезновения людей в тех местах - бесследная пропажа туриста у подножия горы Лёнчичахль летом 1972 года и исчезновение в тайге военнослужащего с РЛС на горе Чистоп. Об исчезновении туриста вспоминал тот же В. Андросов. Его рассказ об этом никем не разобран, а зря. Там много непонятного...
Ну и теперь воспоминание В. Андросова об окрестностях самого Перевала.
М.П.: А снежный человек в тех краях водится?
В.А.: Я общался с манси, меня знали все манси, живущие севернее посёлка Вижай. Мы охотились вместе, пили бражку, ели струганину. И, конечно, вели разговоры о тайге. Они рассказывали, что в верховьях реки Лозьвы встречали огромного или зверя, или человека. Это был снежный человек, да я уверен, что он там жил или находился в этот момент на месте трагедии.
Есть одна гора под названием Хой-Эква, что в переводе означает "Женщина-Царица". Вот туда никто из мансей, на саму гору не ходит, и, возможно, там и в верховьях реки Лозвы, а это небольшой район, место, где жил или обитается снежный человек. Это район пещер. На Хой-Экве никогда никто не жил. Это место не исследовано, а жаль.
*
Пискарёва М. Беседа с Владимиром Андросовым.В. Андросов упомянул Хой-Экву. Хой-Эква и Маньятумп - очень похожи. Обе горы почти одинаковой высоты и одинаковой конусной формы, обе недалеко отстоят от главного хребта, обе густо покрыты лесом, на вершинах - небольшие гольцы, у подножия обеих гор протекают речки. Обе горы когда-то имели особое значение для манси. И это стало известно совершенно случайно: про Маньятумп кратко проговорился Самбиндалов, про Хой-Экву вспомнил В. Андросов. Промолчи один и второй - о тайнах этих гор ничего не было бы известно...
Вернёмся теперь к подножию Хой-Эквы в предпоследний январский день 1959 года...