Цитирую сам себя (уж простите, коллеги):
При появлении рассогласования в положении правого и левого закрылков выше допустимой величины (при возникновении отказа типа рассоединения механической трансмиссии) система выключается и выдаёт сигналы на затормаживание электромеханических тормозов на за концовках трансмиссии, стопорящих закрылки. Одновременно выдаётся сигнал в кабину экипажа о рассогласовании закрылков
Возглас второго пилота про закрылки говорит о том, что он увидел этот световой бленкер (сигнал о рассогласовании), он (второй пилот) как раз и отвечает на взлете за своевременное отслеживание сигналов о режимах работы и состоянии системы управления механизацией крыла. Увидать-то увидел, командиру крикнуть успел, но предпринять действий по выводу самолета из начавшегося сваливания времени из-за малой высоты не успевали. Может, не готовы были к действиям в такой ситуации... Наверное, осознали эту неготовность. Наверное, было принято решение садиться на воду как получится... Как получилось - все мы знаем... Печально получилось...
Вроде бы до сих пор 154-е не терпели катастроф по причине отказа СУМК, вроде бы экипажи в таких ситуациях справлялись. Поэтому про этот отказ писали в пособиях - усложнение условий полета. Конечно, в этой ситуации привычное управление закрылками - рукояткой управления - невозможно, там по-другому пилотам приходится действовать, а уж тем более на взлете, когда каждая секунда на вес жизни. Навыки должны быть отработаны до автоматизма, все должно быть в подсознании, это как дышать (мы же не задумываемся над каждым вдохом-выдохом, как это делать). Но тут лучше спросить пилотов. Если не прав - поправьте...