Пару месяцев назад прочёл заметку о "Марии Селесте". Попадалась эта загадочная история и раньше, но в подробности не вникал, а тут решил добраться до "уголовного дела", то бишь до первоисточников. Добрался. Оказались интереснейшие вещи.
Авторы мурдерс.ру заранее предупреждают о внесении в свои произведения всевозможных ошибок - грамматических, синтаксических и смысловых, для уличения нехороших людей в плагиате. Но в заметке о "Марии Селесте" количество смысловых ошибок явно выходит за некий минимальный уровень и ставит заметку вровень с сообщениями армянского радио.
С начала заметки:
Корабль, первоначально носивший имя "Амазон", был построен в Новой Шотландии в 1862 г. При длине 31 м., ширине 7,6 м. и осадке 3,5 м. его водоизмещение составило 282 т
При переводе на русский - "Амазонка". Был полностью готов в мае 1861 года. Тоннаж до перестройки в 1872 году - около 200 тонн, после - те самые 280 тонн. Но это мелочи.
Правда, уже первый выход в море оказался для корабля весьма мрачным, если не сказать зловещим - без вести исчез капитан корабля (так и не найденный впоследствии), по-видимому, выпавший за борт.
Первый капитан "Селесты" Роберт МакЛеллан во время рейса заболел воспалением лёгких и умер на берегу, будучи доставлен туда командой.
В 1869 г. "Амазон" в шторм сел на мель, после чего был отправлен в ремонт.
"Амазонка" неоднократно садилась на мель или вылетала на берег, сталкивалась с другими судами, горела на верфи, принося убытки владельцам, а позже сделалась объектом махинаций, из-за чего у Джона Винчестера возникли проблемы после покупки судна, вплоть до суда. Ещё до покупки судна Винчестером "Селеста" прочно приобрела репутацию несчастливого корабля.
По странному стечению обстоятельств, разумеется, сугубо случайному, Ричардсон и Бриггс были женаты на родных сёстрах - Саре и Франциске - которые также в силу совершенно случайного стечения обстоятельств, являлись дочерьми основного акционера судоходной компании Джеймса Винчестера.
Сара Бриггс в девичестве была Кобб, а Франциска Ричардсон была племянницей жены Винчестера. Они не были не только сёстрами, но и не состояли в родстве.
Бенджамин Бриггс, один из четырёх миноритарных акционеров компании, которой принадлежала "Мария целеста"
Б. Бриггс незадолго перед плаванием стал владельцем всего-лишь одной трети "Селесты", и то формально, так как деньги за покупку доли в судне он внёс не свои, а занятые у другого лица.
Запись на упомянутой грифельной доске сделана почерком, явно отличающимся от почерков капитана Бриггса и его помощника Ричардсона. Кто и с какой целью её сделал?
Записи мелом на грифельной доске никто и в глаза не видел. Об этой записи было известно только со слов Дево.
судовладелец Джеймс Винчестер, удачно застраховавший риски этого плавания, получил компенсацию за сорванную не по его вине поставку груза в размере 12 тыс.$
Сколько получил Винчестер, я не нашёл. Но $12000 мне кажется многовато за целый корабль и целый груз, доставленный в конце концов заказчику.
Теперь немного с конца:
В оправдание британских следователей можно сказать, что по-видимому, их здорово сбивало с толку наличие на корабле жены и малолетней дочери капитана, хотя при объективном анализе присутствие этих лиц как раз подтверждало существование у Бриггса злого умысла.
Сара Бриггс и ранее совершала плавания вместе с мужем в Европу - вскоре после свадьбы на шхуне "Лесной царь" (в конце 1862 или в начале 1863 года), а через год после рождения сына Артура они вместе совершили плавание во Францию.
Главная проблема следствия, проведенного британским Адмиралтейством, заключалась в том, что оно рассматривало произошедшее с "Марией целестой" как проблему техническую (или загадку техническую, если угодно). Но никто всерьёз не пытался проанализировать данный инцидент с точки зрения наличия злого умысла и реализации заблаговременно разработанного преступного плана. Между тем, при подобном подходе все "загадки" моментально получают вполне здравые объяснения.
Сговор между Бриггсом и Морхаузом исследовался в суде как одно из наиболее вероятных объяснений произошедшего. Солли Флуд прямо в лоб задал вопрос Морхаузу об этом, и это даже вызвало некоторое замешательство в судебном разбирательстве. Но Морхауз остался сдержан и немногословен, никаких зацепок он не дал.
Кстати, нельзя исключать того, что имелся некий третий корабль, капитан которого также участвовал в афёре, этому кораблю надлежало забрать с острова людей.
А вот это любопытное предположение. В той истории с "Селестой" действительно был
третий корабль, и был
третий капитан...
Остаётся сожалеть, что авторы, обратясь к загадочной истории "Марии Селесты", воспользовались только российскими источниками. Между тем, как заметил по данному вопросу один человек:
Проблема в том, что ВСЕ русские источники неверны в принципе. Это как Рабинович напевающий Карузо.