Все фото с Canon (1,7 ГБ) лежат здесь
https://yadi.sk/d/WHlFlrvczgE8t Подборка фото (65 шт.) к данному тексту здесь
https://yadi.sk/d/JsJuJH-Czgxr2 Используйте для дела, вставляйте для обсуждений.
Почему было выбрано столь странное время? Хотелось посмотреть на место событий при малом количестве снега – в 59-ом склоны чернели от камней. Ловить такое состояние резонно только в самом начале зимы. Посмотрел архив погоды по Ивделю за последние годы. Температура устойчиво переходила в минус в конце октября. Проконсультировался с тамошними обитателями, почесал репу и выбрал сроки. Попросил своего товарища помочь в реализации затеи. Межсезонье – суровое время – запросто могли исчерпать весь лимит времени на заброске. У нас всё сложилось более-менее удачно.
5.11.16 Рано утром поездом приехали в Ивдель. Заехали в МЧС для регистрации. По плану возврат был намечен на 13-е число, но в последний момент решил добавить ещё два резервных дня (это притом, что к графику предыдущих зимних поездок уже добавил один дополнительный день на заброску). Как оказалось впоследствии, это был правильный шаг.
В 7 часов (местного) на ГАЗ-66 выехали из Полуночного. Через пару часов доехали до Вижая. Река ещё не замёрзла (образовались только тонкие закраины у берегов), поэтому легко форсировали её.
С р. Тошемка возникли проблемы. Основное русло тоже ещё не встало, а вот боковая протока, по которой надо было выезжать, покрылась приличным льдом. 66-ой не всё мог проламывать, поэтому ломом и топором пришлось прорубать особо крепкие льдины. На Тошемку ушло больше часа.
В 14 часов доехали до р. Ушма. Переехать её не смогли. Основной быстроток и здесь был открыт, но с противоположного берега образовался толстый припай – ни проломать, ни выбраться на него. Назад-то с трудом выехали (пришлось срубать ледяную глыбу, с которой сползли, въезжая в реку). На самом деле надо было сразу выгружаться на припай левого берега и топать в посёлок. А я тормознул: Федор (водитель) сказал, что договорился с Валерой о том, чтобы тот выезжал навстречу на «Урале», если мы к 15 часам не доберёмся до посёлка. Время шло. Перейти на лыжах основную протоку по тонкому льду тоже не получилось – всё трещало под ногами. Валера приехал только в 19 часов (вытаскивали где-то снегоход), проломав Уралом лёд. Ночевали в Ушме.
6.11.16 Утром -17º. Долго решали, на чём отправиться дальше: на Урале, на квадрике, на снегоходе? Снега мало и Валере не хотелось юзать лыжу и гусеницы на едва прикрытых камнях. Но я всё-таки продавил вариант снегохода (иначе бы мы вообще не понятно докуда доехали). Только нарисовалась небольшая проблема. Снегоход был на другом берегу Лозьвы, а ещё вчера лёд у обоих берегов был слабеньким. За ночь подморозило, но… Пришлось устраивать у берегов настилы из досок.
На базу Ильича приехали затемно, в 19.30. Лед на лужах и колеях дороги был проломан проехавшим накануне вездеходом и смёрзся во вздыбленном положении – не разгонишься. Плюс текущие ручьи, на которых для Бурана надо было делать настил из веток. Ауспия под левым берегом встала в той минимальной степени, что позволяла проскочить на скорости. От Ушмы до базы Ильича добирались 4 часа 40 минут.
7.11.16 Утром - 14º. Доехали до избушки в кедровнике (это примерно в 6-ти км от базы Ильича) и стало ясно, что далее техника отдыхает. По краям глубокие промёрзшие колеи от джипов, лёд, камни. А по центру узкий зализанный вал, сформированный квадриками. Снегоход на этом узком выступе просто не держался - валился то в одну, то в другую сторону. Приехали!...
Далее (до перевала около 20 км) потопали на своих двоих. До конца дня за три ходовых часа прошли 6 км – взобрались на первую горку на джиперской трассе. Тут снега стало побольше, но всё равно по камням шмыгали.
Вечером -18º.
8.11.16 Утром -17º. Вышли в 8.15. В 15 часов были на перевале (что рядом с 905). К 16-ти спустились к кедру. Лагерь разбили на заболоченном прогале южнее кедра, метрах в 25-ти от него. В сочащемся полуручье брали воду. Вечером -18º. Тихо. Облачно, мелкий снежок падает. (На пути от Ушмы до упомянутой горки было голубое небо.)
9.11.16 Утром -18º. В дополнение к имеющемуся на макушке кедра флагу, повесил на верхних ветках большое оранжевое полотно, чтобы заметить кедр со склона. Перешли 1 ручей (он течёт, как и все маломальские ручейки, попадавшиеся и по дороге, и при подъёме на перевал, и здесь на правом борту 4ПЛ) и по террасе правого берега поднялись до оврага – начала 4ПЛ. Все камни на дне оврага уже засыпаны снегом (а ниже по течению притока ещё торчат и промоины). Карниза пока не образовалось. Пересекли овраг и вылезли на его северный борт: фото 1756. По ходу делались фото вперёд – назад. Продолжили подниматься к МП: 1795 1.
Между 2-ой и 3-ей грядами (здесь пологий участок) проталины не замёрзшего болотца (летом они попадаются в некоторых местах склона): 1808. Но вряд ли такие болотца в средине зимы, в феврале (да в те годы), могут образовать участки натёчного льда. Вот обледенение склона от поступающего с запада более тёплого и влажного воздуха – это часто наблюдаемое состояние склона. Навернуться и получить ЧМТ на склоне – легко. А вот столь мощно переломать грудные клетки – по моему, невозможно. Негде так разогнаться, нужно какое-то «отбрасывание».
В районе дороги (можно сказать по ней) следы оленей/лосей: 1818. Видимо мигрируют – зима настаёт. Снега мало, но камни прикрыты. Сбросы гряд везде (уже!) нивелированы отложившимся снегом. Ветровой наст более – менее прочный появился выше 3-ей гряды. Нигде на склоне и на кромке перегиба нет намёков на образование карнизов – всё заглаживается ветром, стелющимся по склону.
Район МП отснял со всех сторон, обходя сначала против часовой стрелки. Повесил красные флажки на двух указателях Кана (1-й – «район палатки, Отортен», 2-ой – «место подсвечника») и жёлтый флаг на своём шесте (высотой примерно 2,5 метра), установленном летом 2015 под здоровым камнем, с которого, похоже, делались фото рытья ямы. Соответственно верхний красный флажок (на ровной площадке) – МП по Игорю Б. (оно же МП18.10), желтый флажок – примерно МП СОЗ (по Харлану, то есть под уступом). Некоторые ракурсы: 1857 1, 1858 1, 1859 1, 1877 1, 1878 1, 1879 1, 1897 1, 1922 1, 1934 1, 1935 1, фото МП СОЗ летом.
Поднялись к месту трубы на перегибе склона. Её опять кто-то выдернул (и кому она сдалась??). Отыскал камни, около которых, по воспоминаниям, она была, и сделал снимки по линии визирования труба – МП – кедр: 1938 1, 1942 1, визирование в ГУГЛ.
Вернулись на МП. Поснимал ещё с разных точек, обойдя по часовой стрелке. Флажки забрали. От МП двинулись вниз под углом 15-20 градусов севернее направления на кедр – к островкам ельника на границе растительности: 1955. В этом направлении спуск с бОльшим количеством сбросов. Но в целом примерно так же, как и южнее по склону – везде там одинаково – полого.
Войдя в границу леса, наткнулись на три лёжки (одна поменьше размером, две другие примерно одинаковые, думаю лосиные). Вообще в это время было много следов копытных: 1971, 1972.
Просмотрели эту северную (относительно 4ПЛ) часть окрестностей в надежде отыскать грувку 59 с двумя холмиками. Никаких, сколь ни будь выделяющихся гривок, нет. Одна полутораметровая канава/борозда и всё ровно вокруг. Так что панорамка с гривкой 59 – это всё же левый борт 4ПЛ – больше негде. Но конкретное место определить так и не смог. Кроме того ельника, которым заканчивается этот левый борт (около устья левого ручья) в средней части борта есть небольшой ельник – но тот ли, что на панораме гривки - ?
О видимости кедра с русла 4ПЛ можно судить по фото. От оврага: 1980 1. А это на подступах к устью 1 ручья: 1982 1. Кроме выросших берёз ничего не мешает. По моим представлениям, рельеф таков, что при спуске хоть левым, хоть правым бортом 4ПЛ, кедр/костёр не скрывается какими либо выступами/перегибами рельефа – кедр находится на возвышающейся точке. А это видимость хребта с 4ПЛ около устья 1 ручья: 1994 1.
По возвращении в лагерь в 16 часов было -16º. К 20.00 стало -13º. Нагнало облака. На хребте к вечеру поднялся ветер – пошёл заметный гул. У нашей палатки задувало до 4,7 м/сек. Пришлось укрепить периметр дополнительными колышками, так как скаты трепало и присыпанную снегом ветровую «юбку» стало выдёргивать. Стенку ставить было не из чего. А имело бы смысл, как показала ночь.
10.11.16 С утра -13º. Всю прошедшую ночь сильный ветер. Утром на месте лагеря (считай у кедра) в порывах до 11 м/сек. Можно посмотреть видео реальной картины:
https://yadi.sk/d/KMyKmfWkzhXdK Так что по-прежнему считаю, что если в 59-ом на склоне был сильный ветер, то под кедром ощутимо/заметно продувалось.
Проход в ботинках от кедра до оврага – начала 4ПЛ вдоль русла с промоинами и камнями занял 30 минут (со съёмками). Ветер в овраге – до 7,5 м/сек (есть видео).
Ещё 30 минут (с остановками на съёмку, замеры) ушло на выход на границу растительности. Ветер здесь был до 17 м/сек. Снег перемело, уплотнило – местами проваливаешься, местами нет.
Транспортировка «пострадавшего» волоком от границы растительности до оврага (примерно метров 250, поменьше) заняла около 50-ти минут: фото транспортировки. Тащить не очень тяжело. Скорее неудобно одному. Пятился фактически задом и чтобы выбирать путь, обходить деревья, приходилось то и дело останавливаться и смотреть куда дальше. Наст во многих местах проламывался и лежащий фактически тащился по канаве – клинит. Но, в общем-то, тащишь и тащишь потихоньку. Вдвоём дело шло бы существенно быстрее. А вот «пострадавшему» (притом, что он хорошо был одет) эта медленная процессия с неподвижным лежанием на снегу не понравилась – он замёрз. На этом эксперимент по транспортировке закончили. В целом понятно, что утащить троих (допустим) пострадавших от палатки к 1-му ручью – вполне посильная задача. Вопрос кого притащишь.
В 1-ом ручье повесил ленты «раскопов», как мне видится. Постарался повторить кадры 59. Верхний периметр – это 6 на 6 метров. Нижний периметр (на высоте 30-50 см от поверхности) – 2 на 2 метра – настил. Слева от настила воткнут лавинный зонд (длина 2м40см, на нём есть метки через 5 см). Кирилл в разных местах для сравнения масштаба с поисковиками на фото 59: 2039, 2048, 2061, 2186, 2189. Несколько кадров наложения: наложения 1-14.
Вечером -12º. Ночью опять прилично дуло. К утру ветер стих.
11.11.16 Утром хорошая погода. Выворотень кедра (см. фото Якименко 63) буквально в 5-ти метрах от костра даже в настоящее время вполне себе сохранился и возвышается над землёй. Комель хоть сейчас поджигай: 2083 1, 2085 1, 2089. По моим представлениям, надо быть чем-то сильно озадаченным/обременённым, чтобы не наткнуться на лежащий рядом с костром ствол. Это притом, что все замерзали. Ребята там дрова вообще искали? Или у них были заботы поважнее/трудности посерьёзней?
Прошедший ветер всё сдул с деревьев и лес стал прозрачным. Это позволило сделать новую серию фотографий. В том числе вверх по 1-му ручью – видны линии снежного рельефа, как на дальнем плане фото раскопов 59: 2070 1, 2120 1, 2155, фото раскопов 59.
Практически отовсюду (от кедра, с правого берега 1 ручья, с левого берега) явственно просматривался отрог и гора. Убери вымахавший на левом берегу ручья березняк, и всё будет как на ладони: 2071, 2077, 2079, 2218.
Наконец и хребет над «фикусом» наглядно проявился и «интерьер», что вокруг «фикуса» на фото59 прорисовался: 2194 1, 2197 1, 2220 1, 2222 1, 2223 1. Я делал свои фото лент-раскопов непосредственно от/c «фикуса». Мохов на фото 59 снимает практически с того же ракурса, но находится немного дальше, за «фикусом»: фото Мохов и фикус. Объём раскопов можно оценить по этим ракурсам: 2002, 2005. Повезло нам с нужной погодой на месте.
Днём снялись и двинули в обратный путь. Было понятно, что на обратный путь до Ивделя потребуется три дня, как минимум. И хотелось иметь гарантии не опоздать к контрольному сроку.
Поднялись левым бортом 4ПЛ до оврага. Прошедший ветер уже начал формировать карниз: 2227.
Издалека снял обдутый склон отрога. Облачность уже мешала хорошей видимости: 2275.
Подъём от кедра на перевал (около 905) занял 1 час. Ещё за 2,5 часа прошли 5 км и встали на ночёвку. Вечером потеплело до -6º. Нагнало тучи.
12.11.16 Утром -8º. По мере удаления от перевала небо очистилось. Снега немного добавилось, камни прикрыло получше и возвращаться по своей лыжне было не трудно. За 4 ходовых часа добрались до базы Ильича. Вечером -18º.
13.11.16 Ночью было -24º. Утром -16º. Дорогу вторично проехал вездеход. По вновь изуродованной дороге на снегоходе не разгонишься, поэтому решили не дожидаться Валеру, а выйти ему навстречу. За 6 ходовых часов прошли 24 км. Оставшиеся 9-ть проехали на снегоходе.
В Ушме вечером -20º, ночью -24º.
14.11.16 Утром -29º. Реки за несколько дней подмёрзли, поэтому в Вижай отправились на снегоходе. Не было ясности в каком состоянии река Вижай, поэтому договорились, что Фёдор, на всякий случай приедет на 66-ом. До Вижая доехали за 3,5 часа. Река выше переката встала к нашей радости – переехали на снегоходе. Вечером были в Ивделе. Чемодан МЧС – вокзал – столица.