170 лет назад родился
Николай Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился (5) 17 июля 1846 года в селе Рождественском, близ города Боровичи Новгородской губернии, в семье инженера. В 1863 году он поступил в Петербургский университет, откуда в 1864 за участие в студенческом движении был исключен. Естественно-научное образование продолжал в Гейдельбергском (1864), Лейпцигском (1865) и Иенском (1866-1868) университетах.
В 1866 году Геккель взял 19-летнего студента в качестве ассистента в большое научное путешествие. Мадейра, Тенерифе, Гран Канария, остров Ланцерот, Марокко, Гибралтар, Испания, Париж – таков был маршрут первого путешествия Миклухо-Маклая. В 1869 году, после посещения побережья Красного моря, Миклухо-Маклай вернулся в Россию. Во время последующих путешествий Миклухо-Маклай провёл ценные географические наблюдения (описания рельефа, измерение глубин моря, метеорологические наблюдения), многие из которых не утратили значения доныне.
С самого начала своей работы Миклухо-Маклай живо интересовался культурой и бытом населения посещаемых им стран. В дальнейшем он посвятил свою жизнь антропологическому и этнографическому изучению коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года (в 1871, 1876 и 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег Миклухо-Маклая), где завоевал любовь и доверие новогвинейцев. Он лечил папуасов, давал им полезные советы. Вскоре жители селений полюбили Миклухо-Маклая, называя «Тамо-рус» – «русский человек». Долгое время прожил он в хижине на берегу океана. Здесь он написал «Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая в Новой Гвинее». Нанес на карту архипелаг Довольных Людей и обширный пролив, открыл новый вид сахарного банана, ценные плодовые и масличные растения.
В 1882 году после двенадцати лет странствий Миклухо-Маклай вернулся в Петербург. Он стал героем дня. Газеты и журналы сообщали о его приезде, излагали биографию. Ученые общества Москвы и Петербурга устраивали заседания в его честь. В ноябре 1882 года Миклухо-Маклай встречался в Гатчине с Александром III.
Последние дни жизни Миклухо-Маклай провел в Петербургской клинике Виллие при Военно-медицинской академии, где умер (2) 14 апреля 1888 года.
http://www.calend.ru/person/694/125 лет назад родился
Борис Лавренев - советский прозаик, драматург, автор повести "Сорок первый".
Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия – Сергеев) родился (5) 17 июля 1891 года в Херсоне, в семье педагога-словесника. Гимназистом он сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»).
Первые рассказы, стихотворения, рецензии Бориса появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912 году, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренев» он опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».
Во время Первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете.
В 1924 году вышли три повести Лавренева – «Ветер», «Звездный цвет» и «Сорок первый», сразу сделавшие их автора известным. За финал повести «Сорок первый» Лавренева стали называть «попутчиком» (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья. Но повесть пользовалась успехом и дважды в истории советского кино была экранизирована - в 1927 году (с Адой Войцик) и 1956 году (с Изольдой Извицкой).
Повести «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры. В 1928 году была опубликована драма «Разлом», имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров.
Лавренев стал вместе с К.Треневым и Вс.Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма «Песня о черноморцах» (1943), драма «За тех, кто в море» (1945). Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 году была написана политическая драма «Голос Америки».
Борис Лавренев скончался 7 января 1959 года в Москве.
http://www.calend.ru/person/69/Сегодняшняя дата, 17 июля, считается
Днем основания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации.
100 лет назад, 17 июля 1916 года, над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.
В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, и главной угрозой для фашистских захватчиков в боях на море. За годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника.
С тех пор роль авиации военно-морского флота России только возросла. К задачам морской авиации относятся обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей (в первую очередь — авианосцев и авианосных соединений), а также авиации морского базирования противника. Несомненно, что управляют и обслуживают технику профессионалы высочайшего класса.
Сегодня авиация ВМФ РФ является родом сил Военно-морского флота России и условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. А функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную). Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.
Собственной авиацией располагают все четыре флота России — Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский.
http://www.calend.ru/holidays/0/0/2451/17 июля 2014 г. произошло
крушение самолета «Boeing-777» под Донецком.
Пассажирский самолёт «Boeing-777» авиакомпании Malaysia Airlines, который совершал плановый полёт по маршруту Амстердам (Нидерланды) – Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение и упал в районе села Грабово, недалеко от города Торез, в районе вооруженного противостояния на востоке Украины. Это произошло вечером – между 17 и 18 часами по московскому времени, когда он исчез с радаров на высоте 10 тысяч метров. На борту лайнера находилось 298 человек, среди которых было 85 детей и 15 членов экипажа. Все они погибли в результате авиакатастрофы. Большинство пассажиров были гражданами Нидерландов. Согласно данным МЧС РФ, россиян на борту не было.