Отчет М.П.Шаравина по итогам данной экспедиции: Шаравин Михаил Петрович, студент металлургического факультета УПИ, выпуск 1960 года
«На перевал Дятлова на джипах»
В августе 2009 года мне посчастливилось поехать на Северный Урал, в район перевала Дятлова. Первый раз я был там в феврале 1959 года, участвуя в спасательных работах по поиску группы туристов-студентов УПИ им. С.М. Кирова, не вернувшихся из лыжного похода к контрольному сроку. Тогда я был заброшен в район гору Отортен вертолетом в составе первой группы из 11 человек под руководством Бориса Слобцова, который и обнаружил сначала лыжню группы Дятлова, а затем и занесенную снегом палатку на склоне горы Холат-Чахль. Из-под снега был виден только угол палатки со стороны входа в неё, обращённый к вершине горы, рядом – воткнутый в снег ледоруб и пара лыж. В палатке обнаружили почти все вещи, теплая одежда и обувь, но не было хозяев этих вещей. А на следующий день 27 февраля мы с Юрием Коптеловым выбирая место для очередного лагеря поисковой группы нашли двоих погибших полураздетых ребят под кедром у потухшего костровища (на расстояние 1,5 км. от палатки). С тех пор и по сей день до конца не ясны первоначальные причины, побудившие туристов оставить спешно палатку без теплой одежды; причины получения ими травм и их гибели.
В 9:40 наша команда из 8 человек (фото 1), под руководством Алексея Макарова, на двух внедорожниках выехала из Екатеринбурга. Макаров, организатор и вдохновитель джип-туров по Уралу, любезно согласился взять меня, а так же забросит продовольствие и Виталия, оператора экспедиции центра памяти Дятлова, от реки Ауспея до перевала. За рулем первой машины сам руководитель команды, а за рулем нашей, второй машины, Андрей Иванов.
Погода пасмурная и мы не знаем, что нас ждёт в горах. Но машины и команда решительно устремляются в неизвестность с предельной скоростью, в рамках правил. Первые 400 км, до кафе «Талисман» за городом Краснотурьинском, под непрерывным моросящим дождём мы преодолеваем за 5 часов. И после короткой остановки на обед- снова в путь, и уже через 2 часа мы – в Ивделе. Дозаправляемся дизельным топливом подзавязку; кроме полных топливных баков, ещё по две 20ти литровые канистры на каждую машину. На заправке обнаруживаем первый прокол колеса. Команда, в которую входят, кроме водителя, механик и шофер - дальнобойщик, работает слажено и быстро, разбортовывая колесо, поскольку сервисная мастерская отказалась это делать. В мастерской согласились только заклеить поврежденную камеру.
После часовой задержки мы снова в пути. Проезжаем через поселки Полуночный, Северный и через час, в районе известковых скал на реке Талица, встречаемся с группой москвичей, возвращающихся с перевала Дятлова на трех внедорожниках. Одна машина этой группы нуждается в ремонте. По их просьбе им уже везут запасные части - сцепление и полуось Курганцы, так же как и мы направляющиеся на перевал.
Получасовой отдых, обмен информацией. Оказывается, что на перевале уже выпадал снег. Среди встретившихся авто-путешественников и молодые семейные пары, и семьи с детьми-школьниками. Воочию убеждаемся в широкой популярности маршрутов через перевал Дятлова, позднее, уже на перевале, наблюдали в течение дня прохождение нескольких пеших туристических групп, направляющихся на гору Отортен и далее, на гору Мань-Пупыньер.
Первую ночевку организуем на реке Ушма, притоке реки Лозьвы - в 640 км от Екатеринбурга.
Следующий день уходит на подъем на гору Чистоп и спуск с нее, а так же на 30-ти километровый отрезок до реки Ауспия. Как по заказу, солнечная погода позволяла любоваться видами главного Уральского Хребта.
На Чистопе наблюдали остатки оборудования радиолокационной станции, демонтированной военными. На протяжении всех 13 километров пути подъема на гору Чистоп, преодолеваемого только «Уралами» и внедорожниками, наблюдаем остатки брошенной техники, вагончики, порванные тросы, а на вершине – оставленный лафет от системы ПВО и многое другое. Лишний раз убеждаемся, во что обходилось Советскому Союзу противостояние с Америкой в период Холодной Войны. Нам же, в награду за трудную дорогу - ягоды голубики и много грибов, которые разнообразили наш ужин.
На вторую ночевку останавливаемся на реке Ауспия. Здесь намечалась встреча с участниками экспедиции фонда памяти Дятлова. Сходу преодолеваем брод через Ауспию, но на левом берегу не находим никаких знаков их пребывания, к тому же вечером уже становится пасмурно и дождливо. Приличная для лагеря поляна находится на правом берегу, поэтому возвращаемся на правый берег. Разбиваем лагерь. Благо походный быт продуман Макаровым заранее. За 10 минут поставлен шатер, в нем 2 стола, выполняющих так же роль емкости для продуктов, походные раскладные кресла, газовые горелки. Через 30 минут уже варится грибница, на сковороде жарятся грибы с картошкой, кипит вода для чая. Шатер освещен походной лампой дневного света, все собираются вокруг столов. Только не ясно, где Кунцевич (из фонда памяти Дятлова) со своим лагерем. Пришлось прогуляться - вброд на левый берег , уже не на колесах, а в сапогах. Благо воды в этом году в реках мало. Нашел письмо, оставленное для нас на куске фанеры: «Алексей, лагерь экспедиции разбит в 3х км от брода на пути к перевалу». Уже в полной темноте, мы с Макаровым осветили светом фар их палатку и собравшихся у нее участников экспедиции. Все были весьма рады встрече.
3-ий день похода. Джипы трогаются со стоянки в 10 утра, предварительно утяжелившись: на первой машине едет оператор Виталий, на нашей машине, в качестве пассажиров, появляются 2 увесистых рюкзака с продуктами.
Сегодня нам предстоит пройти самую трудную часть пути - на перевал Дятлова. Первая часть пути-7,5 км по старой дороге до места, называемого базой Ильича, расположенной на реке Лозьва. Для подготовленных к маршруту джипов и опытных, знающих дорогу водителей – это обычная рядовая работа: сходу преодолевается ряд ручьев и глубокая колея по заболоченному лесу. Наиболее трудная часть дороги - около 25 км - проходит от базы Ильича до перевала - по кедровнику отрога Уральского Хребта между реками Ауспия и Лозьва. Эту дорогу проложили по старой мансийской тропе несколько лет назад Алексей Макаров и Андрей Иванов. Сейчас ей пользуются все внедорожники, чтобы подняться до главного Уральского хребта и двигаться по нему далее на север.
Трудности для автотуристов состоят в том, что с увеличением интенсивности движения колея углубляется; кроме того, после каждой зимы дорога перекрывается стволами упавших деревьев, поэтому непременным условием преодоления трудных участков, наряду с мастерством водителей, является использование лебедки и бензопилы, а так же согласованные действия экипажей. Я был приятно удивлен возможностями внедорожников в руках водителей –профессионалов и при согласованных действиях экипажей в, казалось, непроходимых дорожных условиях.
На этом маршруте расположены 2 избушки. Около первой, наиболее сохранившейся и используемой сборщиками кедровых орехов, мы догнали внедорожник Курганцев. Они буксировали прицеп с запасом дизельного топлива и квадрациклом и были намерены пройти через перевал Дятлова до горы Мань-Пупыньер. Забегая вперед, скажу, что прицеп они бросили по дороге и ушли по маршруту на вездеходе и квадрацикле.