«В этот день 50 лет назад в Эвенкии произошло нерядовое событие — в 65 километрах от Туры приземлился спускаемый аппарат корабля-спутника (КС) "Восток" экспериментальной серии 1К с собаками Жулькой и Альфой и другими подопытными животными на борту.
Поиск спускаемого аппарата послужил причиной того, что три дня 24-26 декабря 1960 года аэропорт Туры (МВЛ) напоминал растревоженный пчелиный улей. Самолёты Ли-2, Ан-2, вертолеты Ми-4 приземлялись и взлетали очень часто. В эти дни в Туре побывало много ставших впоследствии знаменитыми людей — инженеры-конструкторы космических кораблей и скафандров, лётчики-испытатели вертолётного КБ М.Л. Миля, ученые в области авиационной и космической медицины, и др.
По погодным условиям празднование 30-й годовщины образования Эвенкийского национального округа в Туре проводили не 10 декабря 1960, а в субботу 24 декабря. В этот день приветствовать жителей Эвенкии прилетели руководители краевых властей — партийных и советских органов, как говорили в то время. Поэтому, скорее всего, жители Туры не обращали большого внимания на происходившие в аэропорту события, но местные партийные и советские руководители, а их число было строго ограниченным из-за режима строжайшей секретности, что называется, стояли по стойке смирно и с большой готовностью выполняли все просьбы и поручения командиров спасательной операции».
«Проснулись в Новосибирске. Что? Зачем? Почему? Полная неизвестность. Рядом стоял с работающими моторами самолет Ил-14. К [нашему] самолету подошли военные в форме КГБ и предложили срочно пересесть со своим имуществом в Ил-14, вылетающий в Красноярск. «Это для вас. Перегружайтесь скорее и – счастливого пути». – Все, что услышали в Новосибирске. Взлетели. В полете ясности не прибавилось. Прилетели в Красноярск.
(из воспоминананий Палло: "... В Красноярске начальник аэропорта сообщил, что дальнейшее наше следование будет на Ил-14 ГВФ, в сопровождении капитана УКГБ [Управление КГБ] Хабирова. На КП ВВС встретились с представителем Уральского военного округа, который сообщил, что дальше летят вместе, но на другом самолете. Куда? Точно не известно, то ли в Туруханск, то ли в Туру, узнают в аэропорту Подкаменной Тунгуски.
У начальника аэропорта Палло встретил представитель МВД, как он отрекомендовался, и попросил немедленно перегрузить все их имущество в Ил-14».
«Из воспоминананий Палло: "... Пролетая над аэродромом "Подкаменная Тунгуска" решили связаться с начальником аэропорта. Он сообщил, что у него сосредоточились две группы: Николаенко (самолеты ВВС) и капитана Чернавского (НИИ-4) [военный институт Академии артиллерийских наук Министерства обороны].
Для уточнения дальнейшего следования приземлились здесь. Вскоре в Подкаменную Тунгуску прибыл самолет с представителями различных систем корабля-спутника из Ленинграда и Москвы.
Было уже около трех часов ночи. На аэродроме, к своему удивлению, увидели целую группу военных, вертолеты, самолеты... ».
«К вечеру [24 декабря] прилетел летчик-испытатель Рафаил [Иванович] Капрэлян, обладатель мировых рекордов, установленных на вертолетах, ([с ним прибыли] представители КБ Миля Мацицкий, Троицкий, Аруин) и наши конструкторы:
А.Ф.[Алексей Филиппович] Тополь, Новиков, М.Ф.[Михаил Федорович] Решетнев [конструктор] из Красноярска, [Леонид Алексеевич] Горшков [инженер-проектант], Наумкин, пилот самолета Ан-12 Серов и аэродромный специалист подполковник Калинин.
После проведенного совещания решили доставлять аппарат в Туру вертолетом».
http://godkosmicheskojjery.ru/kev1/50-yar_Vostok1K-6.html