Диверсии, совершенные против ниток газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» 26 и 29 сентября этого года, не могли быть выполнены подрывником-любителем или даже профессиональным боевым пловцом-одиночкой. Это были хорошо спланированные и отлично подготовленные акции государственного терроризма, поскольку привели к повреждению и выводу из строя одних из важнейших европейских инфраструктурных объектов стоимостью в 17 млрд. евро.
=
«Поросята» 10-й флотилии MAS
Командующий Королевским британским флотом в Средиземном море адмирал Эндрю Каннингхэм, находившийся в то раннее утро 19 декабря 1941 г. на корме флагманского корабля – линкора Queen Elizabeth, стоявшего на рейде в гавани Александрии, – в своей книге мемуаров «Морская одиссея» вспоминал, что когда сильнейший взрыв подбросил дредноут водоизмещением 33 260 т как мячик, самого его оторвало от палубы футов на пять, то есть почти на полтора метра. И это при том, что адмирал был человеком совсем не хилого сложения, а весьма солидной персоной. Через несколько минут взрыв прогремел под корпусом стоявшего поблизости линкора Valiant. Оба бронированных исполина стали тонуть. Та же участь постигла и танкер Sagona. Всех их спасла от гибели близость дна, на которое они сели.
Британские линкоры и танкер стали жертвами итальянских человекоуправляемых торпед SLC (siluro a lenta corsa – «тихоходная торпеда»), которые морские диверсанты 10-й флотилии MAS – эта аббревиатура означает mezzi d’assalto («штурмовые средства») – называли Maiale, то есть «поросятами», за сложность управления ими. Действительно, это было хлопотное занятие. Хотя бы потому, что два члена экипажа размещались в водолазных костюмах прямо верхом на SLC водоизмещением 1,5 т, длиной 6,7 м и диаметром 533 мм. Торпеды перед атакой надо было выгрузить из герметичного контейнера подводной лодки. Затем проверить их готовность к выполнению миссии.
=
Человекоуправляемая торпеда SLC Maiale в военном музее Рима.
Пилота от набегавшего потока воды частично защищала изогнутая металлическая пластина, под которой были установлены люминесцентный магнитный компас, клапан регулировки глубины, приборы контроля работы электромотора. Управление осуществлялось с помощью рулевой колонки самолетного типа. Специальные рычаги регулировали заполнение и продувку балластных цистерн. Второй член экипажа находился сзади. От водителя его отделяла цистерна быстрого погружения. Позади находился контейнер с инструментами и запасным дыхательным аппаратом.
SLC действительно были тихоходными. Мощность электромотора составляла всего от 1,1 до 1,6 л.с., что позволяло развивать скорость до 4,5 узла. Но тогда дальность плавания достигала только 4 миль, а вот экономической 2,3-узловой скоростью можно было пройти до 15 миль. Это давало возможность точнее определиться с местоположением, обойти заграждения, а также возможность обнаружить назначенную цель и проделать все необходимые процедуры для закрепления заряда на днище корабля или судна противника. А заряд был немаленький: от 200 до 300 кг тротила. Он занимал всю носовую часть «поросенка» и крепился к цели специальными зажимами, тросами или магнитами. Часовой механизм давал возможность устанавливать задержку до 5 часов.
История с Maiale пришла в голову после того, как стало известно о диверсиях на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2». И вот почему.
10-я флотилия MAS оказалась самым эффективным подразделением итальянского флота. За годы Второй мировой войны, а точнее с марта 1941-го по август 1943-го, менее сотни боевых пловцов потопили и повредили 23 судна союзников общим водоизмещением около 130 000 т.
=
Транспортировщик-торпеда модели CE2F/X100 ВМС Аргентины может работать на глубинах до 100 м.
Итальянский опыт вызвал многочисленные подражания. В Великобритании появились человекоуправляемые торпеды Chariot («Колесница») моделей Mark I и Mark II. Нацистский флот обзавелся пилотируемыми торпедами Neger («Негр»), а японский – Kaiten. Последние управлялись камикадзе, то есть не предусматривали оставления их экипажем. Некоторые из перечисленных штурмовых средств добились неплохих результатов.
Фирма Cosmos подхватила знамя
После войны в Ливорно появилась фирма Cos.Mo.S Spa., или просто Cosmos, основанная Серджио Пуччарини, одним из боевых пловцов 10-й флотилии MAS. Предприятие быстро завоевало популярность, поставляя на экспорт мини-подводные лодки и подводные аппараты для морского спецназа, в том числе для американского – моделей Sea Horse и Sea Horse I. США утверждают, что никогда не использовали «морских коньков» в качестве боевых средств, а только в учебных целях. Однако, несомненно, они получили от Cosmos технологии создания и эксплуатации таких штурмовых средств.
А современные Maiale оказались очень даже совершенными. Например, модель CE2F/X100, которая поставлялась Индии, Аргентине, Пакистану и Южной Корее, имеет дальность подводного хода 50 миль (95 км) на четырех узлах. Она способна работать на глубинах до 100 м. Экипаж из двух человек размещается в кабинах с раздвижной прозрачной крышей. На этом «поросенке» имеется цифровой модуль управления, отображающий навигацию и состояние агрегатов торпеды, а также автопилот. В носовой части – боевой отсек с 230 кг взрывчатых веществ.
В 1989 г. немолодой уже Пуччарини продал фирму чилийскому торговцу оружием Карлосу Кардоэну. Тот установил тесные связи с иракским лидером Саддамом Хусейном и даже фактически передал контроль над компанией Cosmos багдадским властям. Разразился скандал. Итальянское правительство в срочном порядке обанкротило Cos.Mo.S Spa. Но дело Серджио Пуччарини продолжило свое существование. Еще до того, как в начале 2000-х годов ликвидация фирмы завершилась, материальная и интеллектуальная собственность была продана компаниям и стартапам других стран. Таким образом производство мини-субмарин и торпедообразных буксировщиков было налажено в Южной Корее, Объединенных Арабских Эмиратах и Швеции. Поэтому при желании на мировом рынке купить человекоуправляемую торпеду не составляет большого труда.
=
Из поврежденных ниток газопроводов вытекло метана на миллиарды евро.
Расследование газеты Expressen
Шведская газета Expressen опубликовала 18 октября сенсационный материал о характере взрыва на одной из ниток газопровода «Северный поток-1». К своему расследованию редакция привлекла норвежского специалиста по подводнотехническим работам Тронда Ларсена и управляемый им аппарат Blueye Robotics («Голубоглазый робот»). Из опубликованных видео и фото, а также комментариев Тронда Ларсена стало ясно, что газопровод не просто стал жертвой диверсии. Атака эта была осуществлена с помощью мощного устройства, взрыв которого был эквивалентен землетрясению в 2,3 балла по шкале Рихтера. Вдоль 50-метрового участка трубы на глубине 80 м образовалась длинная трещина. Как видно на снимках, некоторые фрагменты трубы имеют ровные острые края, на других металл сильно деформирован. На дне разбросаны многочисленные обломки. «Повредить такой толстый металл может лишь воздействие экстремальной силы», – уточнил Тронд Ларсен.
Места повреждения газопроводов.
Мощность «экстремальной силы» была никак не меньше 150-200 кг, но могла достигать и 500 кг тротила. Такую под мышкой боевого пловца к месту диверсии не доставишь. Маловероятно, что применялся какой-то беспилотный дрон. И хотя их создано великое множество, но для атаки на «Северные потоки» почти все не годятся из-за относительно небольшой полезной нагрузки, которую они могут принять.
Когда в средствах массовой информации упоминался уничтожитель мин Seafox-C германской фирмы Atlas Elektronik, потерянный кем-то из натовских тральщиков и обнаруженный шведами в ноябре 2015 г. у нитки «Северного потока-1», аналог которого, дескать, мог подорвать газопровод, то ничего кроме улыбки такое утверждение вызвать не может. Дело в том, что «Морская лиса-С» несет заряд всего в 1,4 кг тротила. Для российского газопровода – это что слону дробина.
Тронд Ларсен с телеуправляемым аппаратом Blueye Robotics.
Газопроводы «Северный поток» состоят из четырех трубопроводов длиной около 1220 км. Каждый состоит из трех секций из труб с разной толщиной стенок. Самые толстые – в секции, присоединенной к компрессорной станции, так как давление там самое высокое. Трубы сделаны из высокосортной углеродистой стали толщиной от 30,9 до 41 мм. На среднем участке, то есть там, где произошла диверсия, толщина стенки – где-то 34,6 мм. На трубу нанесено трехслойное антикоррозийное покрытие из эпоксидного состава и полиэтилена толщиной 4,2 мм. А сверху располагается утяжеляющая и защищающая бетонная «рубашка» толщиной от 60 до 110 мм. Толщина такой «рубашки» у датского острова Борнхольм, где произошел подрыв трех ниток из четырех, составляет около 100 мм. Другими словами, общая толщина стенок трубы – 138,8 мм. По сути дела, это композитная броня, которую ни голыми руками, ни маломощными зарядами не пробьешь.
Тронд Ларсен с телеуправляемым аппаратом Blueye Robotics.
В связи с диверсиями на трубопроводах вспоминали об американском сверхбольшом автономном необитаемом подводном аппарате XLUUV Orca («Косатка»). Этот АНПА, по сути дела, является сверхмалой беспилотной подводной лодкой водоизмещением 50 т и дальностью плавания до 6500 миль. Он имеет модульную конструкцию, что позволяет варьировать на «Косатке» снаряжение и вооружение. Одно из главных предназначений Orca – постановка мин Hammerhead («Рыба-молот») у баз противника. Но, во-первых, эти мины-торпеды рассчитаны прежде всего на уничтожение подводных лодок, а мощность их боевых частей составляет всего 44 кг тротила, что явно недостаточно для нанесения серьезного ущерба нашим трубопроводам.
Сверхбольшой автономный необитаемый подводный аппарат XLUUV Orca пока не поступил на вооружение ВМС США.
Во-вторых, предполагалось, что до конца текущего года ВМС США получат пять АНПА типа Orca. Но пока не готов к передаче флоту даже головной аппарат.
73-й морской центр специальных операций
До начала специальной военной операции (СВО) по денацификации и демилитаризации Украины, на острове Первомайский близ Очакова базировался 73-й морской центр специальных операций (МЦ СпО) ВМСУ имени кошевого атамана Антона Головатого. Почему за этим элитным и сверхсекретным подразделением ВМСУ закрепилось имя одного из самых пророссийских казачьих деятелей, не совсем понятно.
Антон Головатый был близким соратником князя Потемкина, верой и правдой служил императрице Екатерине Великой (во время празднования коронации царицы он даже сыграл для нее на бандуре). В 1788 г. казацкие «чайки» под командованием Головатого успешно действовали при осаде Очакова, а в так называемом «лиманском сражении» содействовали разгрому турецкого флота Гасан-паши. После этого боя отряд казацких лодок был преобразован в Черноморскую казацкую флотилию под предводительством Головатого. В 1789 г. казаки под командованием своего атамана в составе авангарда русской армии во главе с де Рибасом приняли участие в штурме крепости Хаджибей – будущей Одессы. Осенью того же года казацкая флотилия принимала участие во взятии крепостей Аккерман и Бендеры, а в следующем году прославилась взятием турецких крепостей Тулча и Исакча в русле Дуная и при штурме Измаила, атакуя крепость с реки. За боевые заслуги Головатый был удостоен орденов Святого Георгия 4-й степени и Святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени, а также золотой сабли.
В 1796 г. атаман получил чин бригадира и принял участие в походе на Персию. После смерти командующего – Федора Апраксина – занял его пост, сохранив за собой должность командующего Каспийской флотилией. Под руководством Головатого русские войска и флот захватили все персидские острова и побережье Каспия до рек Кура и Аракс. После смерти матери император Павел I распорядился прекратить кампанию и вернуть экспедицию в Россию. На обратном пути Антон Головатый заболел и умер на острове Камышеване.
Но вернемся к 73-му морскому центру специальных операций ВМСУ. В его составе три основных подразделения: 1-й отряд подводного минирования, 2-й отряд разминирования и прорыва заграждений и 3-й отряд разведки. В их задачи входят проведение разведки, организация диверсий, подводное минирование, разминирование, захват судов и береговых сооружений. С самого начала СВО личный состав МЦ СпО принимает активное участие в боевых действиях на Донбассе, на острове Змеиный, в минировании украинских портов, в попытках высадить десант у Запорожской АЭС.
4 апреля 2022 года корабли Черноморского флота РФ нанесли удар высокоточными ракетами «Калибр» по острову Первомайский, где уничтожили штаб, казармы и учебные классы 73-го морского центра. Но к этому времени большую часть личного состава и техники украинского спецназа ВМС, похоже, удалось рассредоточить.
Среди технических средств морских диверсантов Незалежной имеются подводные буксировщики типа «Сирена-УМ», которые достались им после дележа имущества советского Черноморского флота. Эти аппараты были созданы Специальным конструкторским бюро ленинградского завода «Двигатель» под руководством главного конструктора И.А. Немтинова. Торпедообразный аппарат длиной 11,3 м, диаметром корпуса 532 мм и водоизмещением 1,644 т имеет в носовой части 2,5-метровый отсоединяемый герметичный контейнер, в который помещается до 500 кг грузов, в том числе взрывчатых веществ. В среднем проточном отсеке с открытой кабиной для двух человек, которые размещаются полулежа, находятся пульт управления, бортовая система жизнеобеспечения и устройства вертикального маневрирования. Кабина снабжена выдвижными элементами защиты водолазов от встречного потока воды. В кормовом отсеке – навигационный комплекс, система управления, гребной электродвигатель и рулевой механизм. Навигационный комплекс и система управления обеспечивают автоматическое движение. Для маневрирования в сложных условиях предусмотрено ручное управление.
Мощность электродвигателя «Сирены-УМ» – 3,1 л.с. Он позволяет развивать 4-узловый ход и обеспечивает дальность плавания до 8 миль. Буксировщик может применяться с любого носителя грузоподъемностью до 2 т, в том числе выходить из торпедных аппаратов подводных лодок калибра 533 мм. Глубина его погружения – 40 м. Но модернизированный до уровня, скажем, аппаратов аналогичного назначения типа CE2F/X100, он способен работать на глубинах до 100 м.
Учитывая тесные связи МЦ СпО со спецназом государств НАТО, нетрудно предположить, что западные партнеры нынешнего киевского режима привлекли боевых пловцов украинского 73-го морского центра с «сиренами»» для осуществления диверсий на нитках «Северных потоков».
«Силой и коварством»
По сообщению Министерства обороны РФ, «ВМС Великобритании принимали участие в планировании, обеспечении и реализации террористического акта в Балтийском море 26 сентября с.г. по подрыву газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Речь идет о Специальной лодочной службе (Special Boat Service – SBS) Его Величества, чей девиз «Силой и коварством».
Это сверхсекретное подразделение возникло в начале Второй мировой войны. За его создание ратовал коммандос морской пехоты Роджер Кортни. Но от его предложения адмиралы отмахнулись. Тогда Кортни на каяке – легкой эскимосской лодке – в темное время подобрался к десантному кораблю Glengyle, стоявшем на реке Клайд, поднялся на его борт, начертал свои инициалы на двери командирской каюты, прихватил чехол с палубного орудия и так же незаметно удалился. Когда он предоставил доказательства своего присутствия на Glengyle группе высокопоставленных офицеров Королевского флота, собравшихся на вечеринку в отеле Inveraray, то привел их в шоковое состояние. Роджер Кортни был повышен в звании до капитана и под его командование перешли двадцать крепких мужчин, составивших ядро Специальной лодочной службы. Такое название закрепилось за подразделением потому, что в своей практике бойцы SBS нередко использовали лодки-каяки.
Подводные буксировщики типа «Сирена-УМ» состоят на вооружении спецназа ВМС Украины.
В настоящее время у Специальной лодочной службы, которая с 2020 г. тесно сотрудничает с украинским 73-м морским центром, есть и другие средства передвижения. В том числе три американских буксировщика Mark VIII Mod 1 SDV, которые могут действовать с подводных лодок, десантных кораблей, грузовых судов и с берега. Они имеют водоизмещение 17 т, длину – 6,7 м и ширину – 1,8 м. Серебряно-цинковые батареи питают электродвигатель, который дает возможность развивать максимальный 6-узловый ход. Дальность плавания – от 15 до 18 миль на четырех узлах. Mark VIII Mod 1 относится к буксировщикам мокрого типа, то есть, хотя его экипаж из двух человек и четырех боевых пловцов находится в кабинах, всю их емкость заполняет забортная вода. Сами морские диверсанты описывают плавание на этих буксировщиках как «путешествие в запертом маленьком черном гробу глубоко под водой». На аппаратах предусмотрено место для магнитных мин и другого оружия и снаряжения. Однако в кабине десанта может разместиться и боеприпас большой мощности. Но глубина погружения Mark VIII Mod 1 – всего шесть метров. Поэтому маловероятно, что Mark VIII Mod 1 SDV использовался при осуществлении диверсии на «Северных потоках». Модернизированные аппараты «Сирена» лучше подходят для теракта.
Боевые пловцы размещаются в транспортировщике Mark VIII Mod 1 SDV.Боевые пловцы размещаются в транспортировщике Mark VIII Mod 1 SDV.
Впрочем, есть еще одно новейшее средство доставки боевых пловцов – подводный аппарат Dry Combat Submersible Block I (DCS BK I) сухого типа разработки корпорации Lockheed Martin и постройки британского филиала американской фирмы Msubs. Оснащенная литий-ионными аккумуляторами это фактически сверхмалая подводная лодка водоизмещением 28 т, длиной 12 м, шириной и высотой по 2,4 м транспортирует на место проведения операции до восьми боевых пловцов со снаряжением на дальность до 60 миль со скоростью 5 узлов. До выхода через шлюз в море диверсанты находятся в относительно комфортном сухом помещении. Экипаж из двух человек обитает в кормовом отсеке. Автономность аппарата – 24 часа, что более чем достаточно для выполнения террористической вылазки.
DCS BK I доставить к месту диверсии на существующих субмаринах нельзя. Он слишком велик. Но привести его к острову Борнхольм могли универсальный десантный корабль Kearsarge (LHD 3), десантный транспортный корабль-док Arlington (LPD 24) или десантный корабль-док Gunston Hall (LSD 44) ВМС США, которые с весны и практически до конца сентября, то есть до времени совершения диверсии, участвовали в маневрах на Балтике и совершали переходы из порта в порт балтийских государств НАТО, а также Швеции и Финляндии. Обширные док-камеры, имеющиеся в кормовой части этих кораблей, позволяют разместить не один, не два, а десятки аппаратов классов «Сирена-УМ» или DCS BK I. Их можно спускать на воду прямо из док-камер, а также с помощью десантных катеров, оснащенных аппарелями.