Основа - Инструкция по работе маршрутных комиссий 1957 года. Составлена на основании
- постановление президиума ВЦСПС от 01.02.1957 года об улучшении работы профсоюзных организаций по развитию массового туризма
- приказ председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 03.06.1957 года
Начнем с того
как должно было быть. ЭТАП ПОДГОТОВКИ
В маршрутную комиссию подается проект похода. Маршрутная комиссия обязана
Каким требованиям должен соответствовать лыжный поход 3 категории сложности?Приложения с разъяснениями
УТВЕРЖДЕНИЕ
ПОСЛЕ ПОХОДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОТЧЕТА
НАРУШЕНИЯ
ИТого, если лень читать инструкции
1) лыжный маршрут 3ей категории должен быть общей протяженностью не менее 300х км из них 100 км с преодолением естественных препятствий, каковыми являются наледи на реках, сильно пересеченная местность, движение вне дорог и троп.
2) В пройденный маршрут засчитывается только активный способ передвижения и не засчитывается передвижение на транспорте.
3) радиальные выходы засчитываются в общую протяженность маршрута, но не более 15% от общей протяженности.
4) общая продолжительность прохождения маршрута должна быть не менее 16 дней
5) для зачета маршрута 3ей категории необходимо не только прохождение самого маршрута, но и обязательное выполнение общественно-полезной нагрузки.
КАК БЫЛО.
ЭТАП ПОДГОТОВКИ
1) был предоставлен проект похода в маршрутную комиссию, а именно Масленникову Е.П, проведены консультации
Дятлов и другие участники похода после разговора со мной встретились с председателем туристской секции города Богомоловым, с членами маршрутной комиссии Новиковой, Королевым, а также с Карелиным и другими активистами.
Следующая встреча моя с участниками похода состоялась 8.01.59 г. В клубе же ко мне подошли все участники группы и показали мне проект похода. В проекте был представлен маршрут, дано краткое описание похода, расписание общественного и личного снаряжения, охарактеризован состав группы, указана финансовая сторона похода.
2) Были сделаны замечания и высказаны пожелания
Я сделал три замечания: 1) пожелание участникам похода оформить разряды, 2) включить в схему приходную часть и 3)изменить контрольные сроки похода в сторону увеличения.
Эта часть практически идеально соответствует инструкции. Но ведь Масленников, как председатель маршрутной комиссии, и не мог ее не знать.
В заявленном проекте даже было расписано общественно-полезное дело, даже 2
1) Проведение бесед и докладов среди населения.
2) Изучение глубины промерзания грунтов по данным опросов и наблюдений жителей Северного Урала.
А что было не сделано?1) в заявленном проекте общая протяженность маршрута
составляла всего 250 км.2) в заявленном проекте не было оговорено никаких альтернативных вариантов маршрута, вариантов схода с маршрута при возникновении экстренной ситуации.
А настолько ли принципиально соблюдалось требование к общей протяженность маршрута группа того времени?
Сводка по отчетам лыжных походов 3ей категории сложности за период 1958-1961 год по Сев. и Приполярному Уралу (в том числе Карелина)
желтый - радиалки
зеленый - дневки
красный - автотранспорт
Выходит, что по соблюдалось. Хотя бы по отчетам.
А ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА МАРШРУТЕ.
Я основывалась на варианте маршрута, предложенным Борзенковым, который по сути соответствует заявленному в проекте.
(у меня есть одно только замечание по поводу ночевки в верховьях реки Унья, когда Борзенков расположил место стоянки на восточном склоне, а по идее должно быть на западном. Но на километраж это не влияет).
1) В этом варианте появляется ЛАБАЗ (а куда его деть, если нашли), а соответственно радиалка на Отортен ... откуда? По логике вещей - от лабаза (идут уже налегке). И мы не забываем, что это не единственная радиалка в походе - еще предстоит достаточно большая радиалка для восхождения на ОЧ.
Но тут возникает парадокс.
1) восхождение само по себе не дает никаких плюсов для зачета похода (не соответствует нормативам восхождений, там должна быть высота более 2500 и перевалы не менее 300м выше уровня снега). Ну и поход не горный, а просто лыжный.
2) километраж радиалки засчитывается не весь, а только 15% от общей протяженности. Чем длиннее радиалка, тем это не выгоднее для группы. Поэтому маршрут в проекте и звучал
как кольцевой с очень небольшим восхождением на Отортен. А у Дятлова итак маршрут не укладывался в нормативы. Он будет его еще "резать"?
Дальше.
2) У Дятлова в проекте заложен активный способ передвижения уже из Вижая
Вижай – Северный 2й лыжи 55 км
Но при этом часть Вижай-41ый они проезжают на машине, что еще больше сокращает зачетную длину маршрута. Еще немного и они перестанут укладываться во 2ую категорию.
3) Так как в проекте ничего не сказано про экстренные ситуации, то судить об этом сложно, но почему-то я уверена на 100%, что Юдин был обязан дать телеграмму о своем сходе с маршрута из первого населенного пункта.
4) ну и сам маршрут
ПОнятно, что ничего не понятно. Я исходила из 3х источников 1) проект 2) дневники и рассчеты Масленникова уже после трагедии 3) вроде как их истинный маршрут (сразу скажу, что варианты движения по Ауспии - по реке, по тропе и тд на километраж практически не влияют. Там +- 0,5 - 1 км. Зато влияют на расстояние с преодолением естественных препятствий)
- походные дни считаю с начала активной части похода, откуда он должен был начинать засчитываться, те с Вижая.
-серой полосой выделила отрезок маршрута до ключевого восхождения на О.
Что мы видим.
1) Маршрут на глазах увеличивается от 250км почти до 300х в варианте Масленникова (логично, он же председатель маршрутной комиссии. Он должен знать как должно быть. Тем более ему еще и на допросах отвечать и свои туристические объяснения писать).
2) на 1 февраля и по проекту, и по Масленникову уже должна была быть выполнена радиалка на О. По проекту из Долины Лозьвы, по Масленникову - непонятно. А по факту они отошли всего лишь на 2 км от истоков Ауспии, даже не перевалив в долину Лозьвы.
3) Откуда задержка?
А посмотрите среднюю скорость передвижения по отчетам других групп и среднюю скорость передвижения группы Дятлова.
По проекту Дятлов планирует 18,5 км в день (с одной дневкой на 2м Сев), Масленников натягивает им 13,5 (с учетом того, что они должны были бы "разогнаться" после Отортена), а по факту всего 10,5 км в день.
И напоследок "сладкий бонус"
1) Проведение бесед и докладов среди населения. (беседа в школе - выполнено)
2) Изучение глубины промерзания грунтов по данным опросов и наблюдений жителей Северного Урала. Где данные? Дятлов бы придумывал их из головы для отчета?