Как-то, копаясь в букинистическом магазине, я наткнулся на книжку с многообещающим названием "Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ" (С.Ф.Алинин, Б.Г.Антонов, А.Н.Ицков "Юридическая литература", 1987). Решив, что это что то в стиле "их нравы", стал пролистывать и меня как пыльным мешком прибило - вот такие вот фотографии:
Более крупная фотографияЕще однаИ ещеРазумеется, я взял эту книгу. В Сети ее не нашел, тираж по советским временам небольшой -100 тыс., да в мягкой обложке, так что думаю найти ее в библиотеках сейчас проблематично, но если кто имеет возможность, поищите, она того стоит…
Заранее хочу предупредить, что эта книга идет вразрез с подавляющим большинством немногочисленных материалов об этой трагедии, которые имеются в Сети (я имею в виду - в Рунете, англоязычные сайты есть, но и на них нет тех подробностей, которые указаны в книге).
(*моё примечание - при желании можно найти и другие подробности в интернете. Куда больше подробностей... Напр. статья в википедии "Народный храм" а также другие источники. Вопрос в том что не вся информация достоверна. История крайне тёмная.)
Практически все они (другие источники и книги) просто перепечатки из одной в другую - и как правило основываются на единственном источнике, рассказе Джеймс Дж Бойла. "Секты-убийцы"
Итак, если вы ознакомились со ссылками, то у вас должна сложится такая картина: В 1974-ом в США некий религиозный проповедник-фанатик Джим Джонс, создавший в 60-х тоталитарную секту "Храм народов" (и, как полагается, наживавшийся на зомбированных прихожанах), с целью избежать преследований закона, бежит с группой наиболее активных своих последователей в крохотное центральноамериканское государство Гайана.
Организуется сельскохозяйственная колония в девственных джунглях, где "прихожане" числом около тысячи человек под присмотром вооруженных автоматами надсмотрщиков, за колючей проволокой, батрачат на Джонса. Джонс полностью изолирует их от связей с внешним миром, непрерывно "промывает мозги", запугивая их угрозой нападения извне и устраивая репетиции массового самоубийства.
Члены общины живут в нечеловеческих условиях, инакомыслящих "обрабатывают" надсмотрщики, тех кто хочет уйти из общины - избивают и насилуют. Члены семей зомбированных прихожан пытаются спасти своих близких, но ничего не могут поделать. Джонс, накачавшись амфетаминами и алкоголем, проповедует идею некого "революционного самоубийства", в промежутках, разумеется, насилуя прихожанок.
В 1978 г. в Гайану едет конгрессмен Л.Райан с группой журналистов, чтобы посмотреть на месте, как обеспечиваются права американских граждан в колонии. В ходе посещения, под внешним благополучием он раскрывает изуверскую подоплеку, пытается бежать и вывезти группу колонистов, но Джонс, поняв, что все сейчас раскроется, посылает погоню, которая расстреливает и беглецов, и конгрессмена. После этого он заставляет всех колонистов совершить акт "революционного самоубийства" путем принятия коктейля из цианистого калия с транквилизаторами. Отказавшихся накачивают ядом насильно. Сам Джонс малодушно пытается бежать, но застрелен одним из своих подручных.
Прибывшие по горячим следам спецвойска США видят страшную картину - более 900 трупов. Расследование подтверждает изуверскую сущность "Храма народов", секта объявляется вне закона и распадается (к тому моменту к число ее прихожан в США составляет почти 20 тыс. человек). Вот такова официальная история, ставящая Джонса и его "Храм народов" на роль предтеч Асахары и "Аум Сенрикё".
Все вроде бы ясно, мало ли было в истории сект-самоубийц с психом во главе? Но оказывается, если копнуть глубже, открываются подробности, совершенно не укладывающиеся в прокрустово ложе официальной версии.
До Исхода1) "религиозная секта" оказывается… вовсе не была религиозной! Это был социальный эксперимент, сродни коммунам Фурье и Сен-Симона, пытающийся организовать жизнь своих последователей по примеру израильских "кибуцев" - т.е. отрицание частной собственности на средства производства и "труд каждого на благо всех", этакий "патриархальный коммунизм", а также борьба за права человека, против расовой дискриминации и т.д.. Джонс, в действительности в молодости быв проповедником, со временем разочаровался в религии и стал атеистом, мало того, социалистом-марксистом(!), что не было секретом для его соратников. Для чего же он придал видимость церкви своей организации?
Во первых, Джонс, будучи практичным человеком, воспользовался преимуществами в налогообложении, даваемыми американским законодательством религиозным организациям.
Во вторых, создавая свою группу, он трезво оценивал ситуацию в США - профсоюзы, запуганные маккартизмом, стали придатком капиталистической системы, левые общественные организации бездействовали, кроме того, их кадры в основном состояли из интеллигенции и "простой народ" в них не вступал. Тогда Джонс решил использовать авторитет церкви, тот, кто приходил "просто в церковь" под воздействием проповедей Джонса часто становился убежденным социалистом. Если бы тех же людей приглашали на политические собрания, они, разумеется, не согласились бы участвовать в них. Под этим "прикрытием" он позволял себе в процессе "проповеди" большие вольности, например, сморкание в государственный флаг США, (объясняя это неотъемлемым ритуалом своего культа), или же топтал библию, приговаривая, что как можно молиться такому богу, который благословляет угнетение бедных и т.д.
2) Организация Джонса была настоящей "занозой в заднице" для правительства США. Джонс объявлял, что находится в состоянии "войны с системой, которая придает большую ценность вещам, чем человеку. Любовь к деньгам - корень всякого зла", а также "в состоянии войны с правительством США по вопросам гражданских прав, расовой справедливости, мира".
Он оказывал своим "людским ресурсом" поддержку на выборах либерально-прогрессивным политикам, левым партиям и их лидерам - так во многом благодаря ему пришли к власти мэр Сан-Франциско Д.Москун, районный прокурор Д.Фрейтас, вице-губернатор Калифорнии М.Дималли.
(Д.Джонс с мэром Сан-Франциско Д.Москуном)
Он издавал и распространял бесплатно газету (по сути - агитационную листовку большого формата) "Народный форум" тиражом от 600 тыс. до миллиона (!) экземпляров, в которой критиковал все и вся, от расовой дискриминации до темных делишек Рокфеллера и Киссинджера.
Он поддерживал морально и материально всех, по его мнению, пострадавших в результате борьбы против "общего врага". Из известных это были: Анджела Дэвис, Бен Чейвис и все члены "Уилмингтонской десятки", лидер американских индейцев Д.Бэнкс, Лаура Альенде.
(Манифестация в защиту свободы прессы)
Часто устраивались многотысячные и многодневные демонстрации протеста по различным поводам (например, в защиту журналистов газеты "Фресно би", опубликовавших разоблачительные материалы и отказавшихся выдать свои источники информации).
3) "Храм народов" занимался обширной благотворительностью среди беднейших слоев населения и в особенности среди национальных меньшинств - содержал "Международный отель" где проживало более 3 тыс. "уволенных за участия в демонстрациях", организовал бесплатные ежедневные обеды, целевые пособия семьям без кормильцев, собственную клинику и физиотерапевтическое отделение для калек, клинику для лечения наркоманов, юридическую консультацию, дом для умственно отсталых детей, четыре детсада и четыре дома престарелых - разумеется, все бесплатно.
(Д.Джонс и премьер-министр Гренады на открытии детского спортклуба)
Кроме того, финансировал медицинские исследования по борьбе с раковыми и сердечными заболеваниями, субсидировал "Телеграф-хилл медикал клиник", "Американский союз борьбы за демократические свободы", "Национальную ассоциацию содействия прогресса цветного населения", "Профсоюз фермерских рабочих" и т.д. Вся эта благотворительность, естественно, шла в тесной привязке с антикапиталистической агитацией.
4) Вопреки портрету, нарисованному официальной американской пропагандой, (где он изображается лицемером в золотых перстнях и шикарных костюмах, наркоманом и психопатом) он выглядит весьма достойно: Джонс с женой усыновил и удочерил восемь детей всех рас (имея собственного сына)., жил подчеркнуто аскетично (одевался только в секонд-хенде, для экономии отказывался передвигаться на самолетах, используя только автобусы, принадлежащие организации, никогда не останавливался в дорогих гостиницах и ресторанах), был "до отвращения" принципиален (в студенческие годы ушел из парикмахерской с полу обстриженной головой, когда парикмахер отказался стричь негра, в 22 года, будучи помощником пастора в церкви "для белых", приглашал на службу негров, а в результате конфликта с церковным советом покинул ее, заявив: "Любая церковь где я буду пастором, будет открыта для людей всех рас"). В 1959 г., когда погибла его приемная дочь (кореянка), получив предложение похоронить ее "в виде исключения" в "секции для белых" ("черных" и "желтых" хоронили в низине кладбища, где вода в могильных ямах поднималась почти до поверхности), сказал: "я не могу похоронить моего ребенка там, где не может быть похоронен любой мой прихожанин". Забрал из госпиталя умиравшую от рака старуху-прихожанку, когда та попросила об этом, и вместе с женой ухаживал за ней у себя дома несколько месяцев, до самой ее смерти и т.д.
5) Джонс вовсе не был диктатором - все решения "Храм народов" принимал путем голосования на общих собраниях, причем бывало решение не совпадало с мнением Джонса. Число его прихожан достигло 20 тыс. человек к середине 70-х, существовал "совет" в составе 50 постоянных членов. Сам Джонс получал $20 тыс. в год на дорожные расходы и содержание семьи. Кроме него зарплату получало еще 4 сотрудника. Остальные работали на общественных началах.
6) Закономерно, что в результате своей деятельности "Храм народов" и Джонс подвергались силовому и информационному давлению. Была подложена бомба в один из автобусов организации, дом собраний в Сан-Франциско был взорван и сгорел. Было избито и убито несколько членов общины, в том числе правая рука Джонса - Льюис (причем находящаяся при нем крупная сумма денег не была тронута). Предпринимались попытки подкупить людей, что бы они свидетельствовали против "Храма народов" и Джонса, некоторые соглашались, а некоторые - нет, так, например, была раскрыта попытка подкупа вышеупомянутого индейского лидера Д.Бэнкса с целью предложить ему сделку: закрыть уголовное дело на него в обмен на клеветническое выступление в адрес Джонса. (Бэнкс отказался и через газеты обвинил ФБР в этой провокации).
В адрес "Храма народов" и Джонса были отправлены масса писем с угрозами физической расправы.
ИсходЧувствуя, что опасность велика и решив, что своим примером массовой эмиграции нанесут чувствительный удар по своим врагам, в 1974 г. община решает переселиться в Гайану.
Почему именно в Гайану? Основные причины - близость к США, (большая часть общины оставалась там, многие колонисты сохраняли связи с родственниками, а для пассажирских перевозок и транспортировок грузов община из экономии пользовалась двумя собственными небольшими кораблями), благоприятный обменный курс валюты - на пять долларов в Гайане там можно было прожить чуть ли не неделю - и относительная безопасность, т.к. Гайана относилась к "неприсоединившимся" странам, вела относительно самостоятельную политику и пыталась строить некий "кооперативный" социализм.
Правительство Гайаны с радостью приняло "платежеспособных" колонистов и выделило им под поселение 4000 акров джунглей вблизи Порт-Кайтума. (моё примечание - 3852 акра (15,59 квадратных километра) на
25 лет в аренду)Первоначально было расчищено 30 акров и построен дом, где поселились первые 11 человек.
Население быстро росло и вскоре достигло тысячи. Кто же эти люди, отказавшиеся от хваленого американского образа жизни? Какова их социальная принадлежность, их профессии? В книге приведен подробный перечень, составленный "Руководящим Комитетом Джонстаунской Коммуны". В нем сельхозрабочие и животноводы (~200 чел.), строители и рабочие (~200 чел), инженеры (~20 чел), водители и механики (~100 чел), работники сферы питания (~150 чел), медработники (~150 чел) и масса других профессий, в том числе 2 адвоката, 14 юристов, 15 художников, дирижер, композитор, 3 актера, 8 певцов, 21 музыкант, 3 рентгенолога, 2 фармацевта, анестезиолог, зубной врач, акушер-гинеколог, 7 бухгалтеров, 7 программистов, ювелиры, дизайнеры, сапожники, швеи, преподаватели, авиатехники, моряки, переводчики, химик, морской биолог и т.д. Около четверти населения составляли дети, самым старым колонистам, "папаше" Джонсону и миссис Джексон было 106 и 103 года соответственно.
По прошествии нескольких лет это оказалась образцовая сельскохозяйственная коммуна. Выращивались картофель, огурцы, капуста, ананасы, сахарный тростник, тыква и многое другое. Так как среди колонистов было несколько агрономов, были проведены успешные эксперименты по выращиванию новых культур в тропических условиях. Построены свиноферма, скотный двор, птицеферма.
Работали лесопилка, мебельный цех, ремонтная база, построены ясли, детский сад, школа, клуб. Образование было на очень высоком уровне (преподавателей хватало). Библиотека коммуны составляла более 10 тыс. книг, (в том числе полные собрания сочинений Маркса и Ленина!).
Больница была лучшая в регионе - терапевт, хирург (нейрохирург по образованию), педиатр, диетолог, штат дипломированных медсестер и фармацевт с опытом преподавательской работы. Оборудование позволяло снимать ЭКГ, полный перечень анализов, флюорографию, рентгенографию. Каждые полгода - всеобщая диспансеризация, составлением меню в столовой ведает диетолог.
Пример профессионализма врачей - проведенная сложнейшая полостная операция хирургом Ларри Шахтом, консультирующимся по радио со своим коллегой в Калифорнии. Операцию такого уровня обычно делают 5-6 специалистов использую совершенное оборудование. (Кстати эта операция была вынуждена, пациентку не смогли вывезти а США по причине плохой погоды). Больница работала круглосуточно и бесплатно для проживающих в окрестностях индейских племен, с которыми колонисты были в дружественных отношениях. Работала коротковолновая радиостанция - для связи с общиной в Калифорнии и для пропаганды своих идей. Было установлено более 2 тыс. радиоконтактов по всему миру ("Наши радиолюбители - прекрасные послы" - говорил Джонс. Разумеется, такая ситуация не нравилась правительству США, и "Федеральная комиссия связи" пыталась лишить радиостанцию лицензии, но адвокаты коммуны отстояли свои права). В коммуне не было никаких денежных отношений, но существовал "бесплатный магазин" где по требованию выдавались необходимые товары. На каждого посетителя заполнялась учетная карточка. Чистый доход коммуны составлял около четверти млн. долларов в год (*всего на счету коммуны было скоплено ~12 млн. долларов, т.е. доход видимо был больше).
Глазами постороннихЗа время существования коммуны ее посетило более пятисот (!) визитеров - гайанских и иностранных граждан - чиновников, журналистов, политиков, сотрудников посольств, аккредитованных в Гайане. В толстенной книге отзывов, по словам советского консула Ф.М.Тимофеева, все отзывы были положительными, "... я обратил внимание на то, что в этих записях часто встречалось слово "рай" - люди писали о возникшем у них впечатлении, будто они побывали в раю и видели счастливых, одухотворенных людей, живущих в гармонии между собой и дикой, первозданной природой".
Сотрудники посольства США в Гайане посещали колонию в 1974-76 гг. три раза, (в 1977 г. был визит официального представителя американского "Управления Международного Развития по вопросам сельского хозяйства"), в 1977-78 гг. пять раз (30.08.77г., 11.01.78г., 02.02.78г., 10.05.78г., 07.11.78г.), с целью "... предоставления консульских услуг, выяснения благосостояния и местопребывания американских граждан...". На самом деле посольские работники выполняли требования госдепартамента о "... расследовании обвинений о задержке американских граждан против их воли...". Эти визиты, не обнаружившие никакого криминала, стали причиной телеграммы посольства (в январе 78-го), где говорилось об опасении того, что они "могут стать поводом к упрекам в адрес посольства и госдепартамента в "... беспокоящих действиях..."". Госдепартамент согласился с этим и предписал посылать одного служащего не чаще раза в квартал, т.к. "... визиты, осуществляемые без какой-либо очевидной цели, могут послужить усилению подозрений в том, что за общиной ведется наблюдение". Во время всех посещений американские чиновники имели доступ во все строения Джонстауна без ограничения и имели личные беседы без свидетелей с любым жителем по своему желанию. Отчеты посольства гласят, что они постоянно анонимно предлагали своим собеседникам покинуть колонию, обещая им свою защиту и гарантируя неприкосновенность - и все как один отвечали что уезжать не хотят, что они не живут в страхе и очень счастливы.
Из отчета посольства после визита 11.01.78г.: "на основе своих личных наблюдений и бесед с членами "Храма народов" и гайанскими правительственными чиновниками консул убежден в невероятности сообщений, что кого-либо удерживают в Джонстауне против их воли. Во время бесед с членами "Храма народов" он не разу не ощущал, что люди испытывают страх, принуждение или давление. Они выглядели достаточно сытыми и выражали удовлетворение своей жизнью. Некоторые занимались тяжелой физической работой, ремонтировали технику и расчищали поля, но это была обычная работа на фермах... консул следил за возможными попытками приукрасить действительность специально для его визита, но судя по обстановке в поселке, он не считает, что такие попытки предпринимались. Все выглядело нормально. Люди, с которыми он говорил с глазу на глаз, (некоторые из них были теми, которых якобы удерживали якобы против их воли), свободно и непринужденно вели беседу, и отвечали на его вопросы. Местные правительственные чиновники, часто без предварительного уведомления посещающие поселок, говорили консулу, что они никогда не замечали каких-либо странных явлений в поселке... консул, как обычно опросил 12 членов "Храма народов", в отношении которых имелись конкретные заявления от озабоченных родственников, будто "Храм народов" их удерживает против их воли. Все ответы были отрицательными. Консул задавал аналогичные вопросы общего характера другим членам "Храма народов", к которым он подходил по собственной инициативе... ни в одном из случаем у консула не сложилось впечатления, что полученные им отрицательные ответы были заранее отрепетированы... все пожилые люди, с которыми консул обсуждал вопросы социального обеспечения, были опрятно одеты и выражали свое удовлетворение жизнью в Джонстауне. У консула никогда не появлялось ощущения, что более пожилые члены "Храма народов", с которыми он беседовал, сколько-нибудь опасались разговаривать с ним... На основе своих наблюдений консул счел невероятной версию, что кого-либо в Джонстауне удерживают против воли. Консул не верил, чтобы кто-либо из обитателей (особенно из числа молодых людей) не мог просто найти возможность уйти в джунгли, добраться до Порт-Кайтума или Метьюз-Ридж и попросить оказать помощь в дальнейшем переезде"
После визита 02.02.78г.: "... у заместителя главы миссии сложились следующие впечатления: дети, которых он видел, выглядели здоровыми и прибранными, он не заметил никаких признаков плохого отношения к людям... Большое впечатление производили опрятный вид поселка и проделанная тяжелая работа по расчистке и освоению участка джунглей..."
Визит 10.05.78 г.: "все шесть человек, с которыми по отдельности беседовал консул в связи с запросами, поступившими от их родственников, ответили отрицательно на вопрос, не держат ли их против воли и не подвергаются ли они плохому обращению. Трое подтвердили, что они получили письма, переданные и консулом через штаб-квартиру "Храма народов" в Джорджтауне... после взлета самолета из Порт-Кайтума ... попросили летчика медленно облететь поселок, чтобы сфотографировать его под таким углом, который позволил бы заметить какие-либо дороги или строения за пределами поселка, не видимые из-за джунглей из самолета, пролетающего прямо над ними. Когда пленки были проявлены, таких сооружений не было обнаружено"
В докладе госдепартамента отрицается ввоз контрабандным путем оружия или чего-либо незаконного "Храмом" в Гайану. В сентябре 77-го и январе 78-го таможенными службами США и Гайаны были проведены внезапные доскональные проверки грузов, предназначенных для Джонстауна. Ничего незаконного обнаружено не было.
И еще одна немаловажная деталь: "Храм народов" вовсе не был каким-то тибетским монастырем, откуда никто живым не уходил. Многие колонисты покидали его с целью навестить своих родственников в США или по иным своим причинам, и затем возвращались - или не возвращались, и никого это не трогало. Некоторых колонистов изгоняли из коммуны за какие-либо проступки или по подозрению в "шпионаже".
(Вечерний концерт в клубе)
Итак, можно сделать такое резюме: впечатления всех визитеров находились в промежутке от восторженно до сдержано благоприятного, лица, прямо заинтересованные в обнаружении каких-либо нарушений прав человека в коммуне, (и имеющие все возможности для поиска оных), ничего подобного не обнаружили.
Эмиграция в СССРА теперь, пожалуй, самое важное и самое замалчиваемое в этой темной истории: в 1978 г. коммуна на общем собрании постановила в полном составе эмигрировать в СССР и передала в советское посольство официальное прошение о принятии ее членов в советское гражданство.
В декабре 1977 в советское посольство впервые обратились представители "Храма народов" - Дебора Тушет, Шэрон Амос и Майкл Прокс. Они имели беседу с консулом Ф.М... Тимофеевым, выразили свое положительное отношение в СССР и проводимой им политике, и попросили литературу о Союзе, "... особенно их интересовало, как решаются национальный и другие вопросы при социализме, как ведется хозяйство, развивается культура народов СССР и т.п." - вспоминает Тимофеев.
"Неделю спустя после первого посещения, вместе с уже знакомыми мне делегатами... пришла Марселина Джонс, супруга Джима Джонса. Она рассказала о истории создания коммуны подробно... и сообщила, что, несмотря на переселение из США, общину продолжают преследовать. В США начата настоящая компания травли против как Джонса, так и других членов организации."
В столице Гайаны, Джорджтауне, община "Храма народов" арендовала дом, по сути небольшую гостиницу, перевалочный пункт для гостей из США. Тут же находилось представительство, отвечающее за связь общины с гайанскими правительственными учреждениями, и радиостанция. Вскоре Тимофеев посетил этот дом и имел продолжительную беседу с группой представителей руководства общины: "Все эти люди подробно рассказали мне, что борьба секретных служб против "Храма народов" в США приняла угрожающие размеры: физически уничтожен был ряд членов "Храма", многие арестованы. В гонениях на общину участвуют ФБР и ЦРУ, действующие через дипломатическое представительство в Джорджтауне. Перлюстрируется вся корреспонденция, блокируется доставка пенсий, которые выплачиваются через консульство престарелым членам этой организации, американская таможня задерживает без оснований грузы, направляемые из США в Джонстаун. Используются экономические рычаги давления на гайанское правительство, чтобы добиться принудительной репатриации членов общины США...". Потом разговор перешел к главному вопросу: "как бы советские власти отнеслись к тому, если бы члены "Храма народов" обратились с просьбой в советское посольство в Гайане разрешить им всем переселиться в СССР?"
-Этот вопрос был для меня неожиданным - вспоминает Тимофеев - я сказал, что сразу не могу дать на него ответ, но проинформирую МИД СССР. При этом подчеркнул, что подобную просьбу нужно изложить в письменном виде". Вскоре этот документ был передан в посольство, фотокопия его предъявлена в книге.
<текст>На следующий день из Джонстауна поступило еще одно обращение относительно открытия денежного счета коммуны в каком-либо советском банке. Вот текст этого документа.
<текст>За два месяца до убийства всех членов коммуны американскими карателями советскому послу в Джорджтауне было направлено послание за подписью генерального секретаря сельскохозяйственной общины "Храм народов" Ричарда Д, Троппа,
<текст>Жители коммуны выписали учебники и начали учить русский язык, по свидетельству консула, дети и некоторые взрослые уже сносно объяснялись с ним на русском. Центральная улица в поселке называлась улицей Ленина (!).
В конце сентября 1978 г. консул Ф.М. Тимофеев и врач посольства Н.М. Федоровский посетили Джонстаун, где подробно обсудили вопросы переезда. Была достигнута договоренность о поездке делегации руководства "Храма народов" в СССР для определения конкретных практических путей переселения членов коммуны. Этот визит был намечен на конец ноября - начало декабря. 18 ноября все жители Джонстауна были уничтожены.
Начало конца22 июня 1978 г. некий Джеймс Кобб обратился в Верховный Суд США с обвинением "Храма народов" и Джонса в преступных действиях на том основании, будто эта организация опубликовала 14 марта "открытое письмо с угрозой массового самоубийства членов общины, находящихся под контролем Джонса в окрестности Джонстаун". Также он утверждал, что 18 апреля Храм народов" в заявлении для печати сообщал о единодушном решении членов общины в Гайане умереть. Эта информация была ложной, ибо никакого открытого письма или декларации, о которых говорилось в заявлении Кобба, не существовало.
Действия Кобба и шумиха, поднявшаяся после них в американской печати, крайне насторожили Джонса и членов его организации, подтверждая их опасения. Вскоре из США поступили еще более тревожные сигналы. Адвокат Тимоти Стоун обвинил Джонса в том, что тот якобы насильственно препятствует членам общины в Гайане окинуть ее, применяя различные методы физического и морального давления. Кто такой Стоун? На протяжении ряда лет этот человек тесно сотрудничал с Джонсом, являлся юридическим советником общины. Как впоследствии оказалось, Стоун еще со студенческих лет являлся "сексотом" ЦРУ, выполнял его задания в Западном Берлине. В 1977 г. его связь с ЦРУ была раскрыта и он был изгнан из Джонстауна. Немедленно этот провокатор перевернулся на 180 градусов, организовал и возглавил ассоциацию "обеспокоенных родственников", т.е. родственников лиц, якобы насильно удерживаемых в Гайане.
Кроме того, Вашингтон стал оказывать на правительство Гайаны дипломатический нажим с тем, чтобы оно выдворило с территории страны жителей Джонстауна. В 77-78 гг. экономика Гайаны переживала острый кризис в связи с ростом цен на нефтепродукты и падением цен на гайанский экспорт - сахарный тростник, бокситы, рис. Гайанское правительство пыталось выйти из кризиса при помощи займов МВФ и МБР, контролируемых американскими монополиями, и вопрос предоставления кредитов стал увязываться с выдворением.
Разумеется, Вашингтон был в курсе о решении колонистов переехать в СССР. В джорджтаунскую штаб-квартиру "Храма народов" звонили из посольства США и спрашивали Шэрон Амос, зачем она посещает советское посольство. Дебора Блэйки, которая позже дезертировала из коммуны, также информировала госдепартамент о планах "Храма". В состав колонистов были внедрены агенты ЦРУ (скорее всего их надо искать среди колонистов - бывших морских пехотинцев, участников войны во Вьетнаме.). Это было нетрудно сделать, т.к. в общину принимались все желающие, достаточно было рассказать правдоподобную историю о своей несчастной жизни...
За год до уничтожения общины была предпринята попытка нападения, о которой стало известно от некого Мэйдзора, владельца частного детективного агентства. Он возглавлял отряд наемников, который финансировался Тимоти Стоуном через ассоциацию "озабоченных родственников". В их задание входило нападение и "освобождение" детей в Джонстауне. Но приблизившись к поселку, они были шокированы тем, что не обнаружили ни колючей проволоки, ни вооруженных охранников. Мало того, дети, которых им предстояло освобождать, бегали и развлекались как ни в чем не бывало, в то время как их родители работали на полях. Скрытно понаблюдав из джунглей двое суток за жизнью поселка, они поняли что их "используют", отказались выполнять задание и вернулись в США.
Сам Мэйдзор сообщил об этом случае Джонсу и колонистам в Джонстауне, кроме того его признание позднее было записано на магнитофон известным правозащитником Марком Лейном в Сан-Франциско, и в январе 1979 г. он дал еще одно интервью репортеру "Лос-Анджелес Таймс". (Случай, прямо скажем, странный... Трудно представить себе сентиментальных "диких гусей". Наиболее логичное объяснение я могу предположить такое - спецслужбам с целью конспирации пришлось действовать "через третьи руки", посредников, и вследствие этого "материал" для операции оказался "некачественный".)
Косвенным доказательством того, что Стоун являлся оперативным работником спецслужб задолго до трагедии в Джонстауне, является и то, что непонятно, откуда он брал средства для финансирования своей борьбы против Джонса. А деньги были немалые - не отвлекаясь на прочие дела, он полностью посвятил себя этой работе, содержал для этой цели контору, нанял детективное агентство Мейдзора и известную сан-францисскую юридическую фирму, фабриковавшую судебные иски и обвинения против "Храма". Он посылал родственников джонстаунцев и юристов в Гайану и оплачивал им дорожные расходы и проживание в лучших гостиницах (это при том, что многие "озабоченные родственники" были настолько "озабочены", что ранее годами не вспоминали о своих родных в "Храме", не навещали их, и даже не писали им). Надо учесть и то, что подавляющее большинство колонистов и соответственно их "озабоченных родственников" были просто-напросто бедняками, т.е. ни о каких крупных финансовых пожертвований от них не может быть и речи...
Еще одним внедренным в общину агентом ЦРУ был Майкл Прокс. Он был преуспевающим молодым журналистом, когда в октябре 1972-го бросил работу на телевидении и вступил в "Храм народов", отказавшись от всех благ среднего класса. Там он стал представителем по контактам со средствами массовой информации. Он находился в Джонстауне по время трагедии, но затем исчез и "всплыл" в г. Модесто четырьмя месяцами позже. Там, 13 марта 1979 г. он дал пресс-конференцию в номере 106 мотеля на Канзас-авеню, после которой немедленно удалился в ванную и застрелился. Он умер три часа спустя. Предсмертная записка гласила: "если моя смерть не станет причиной новой книги о конце Джонстауна, значит я зря прожил свою жизнь".
И устное и письменное заявление Прокса гласили: "правда о Джонстауне скрывается потому, что правительственные органы США принимали самое активное участие в его уничтожении. Я уверен в этом потому, что когда вступил в ряды "Храма народов", то сам был тайным осведомителем.". В своем 42-х страничном заявлении он подробно рассказал о своей деятельности в качестве агента ЦРУ. Он писал о своем жаловании и задании, назвал имя завербовавшего его сотрудника, рассказал о методах, использовавшихся при составлении донесений в ЦРУ. Вся эта информация была представлена многим журналистам, кроме того, разослана им в "Нью-Йорк Таймс", "Ньюсуик" и "Тайм". Однако ни слова из этого заявления опубликовано не было...
Незадолго до трагического финала руководство "Храма" бросило еще один открытый вызов властям США. 4 октября 1978 г., через газеты "Сан-Франциско экзаминер" и "Сан-Франциско сан-рипортер" они сообщили, что в течении трех месяцев собираются предъявить иск в к государственным органам США - ЦРУ, ФБР, министерству почт, Федеральной комиссии связи и "Внутренней службе доходов" как к учреждениям, пытавшимся нарушить деятельность "Храма". Были собраны показания десятков свидетелей этой деятельности, а так-же документы, подтверждающие что крупная сумма денег была пропущена через один из центральноамериканских банков и истрачена на лоббистские мероприятия и судебные процессы против "Храма". Было обещано сообщить на суде имя человека, проводившего эту финансовую операцию и передавшего деньги лоббистам и истцам.
7 ноября 1978 г. в советском посольстве состоялся прием в честь годовщины Октябрьской Революции. Среди 300 приглашенных были и 6 человек из "Храма", их присутствие вызвало возбуждение среди американских дипломатов. Советник Дуайер и вице-консул Деннис Рис пытались убедить консула Тимофеева, что им не место на дипломатическом приеме. Также американские дипломаты зондировали вопросы о намерении руководства "Храма" переселиться в СССР, их тон выдавал озабоченность этой надвигающейся проблемой.
Через четыре дня, 11 ноября, Шерон Амос приехала в советское посольство, находясь в сильном волнении и сообщила о скором визите конгрессмена Л.Райана. От его визита в Джонстауне ожидали неприятности. Настораживало поведение сотрудников посольства США, которые требовали встреч с целым рядом членов общины, причем настаивали, чтобы встречи происходили в помещениях посольства США. По словам Амос, Джонс подозревал, что происходит инструктаж внедренных в общину агентов ЦРУ перед некой провокацией. Наиболее часто с сотрудниками посольства Даниелом Вебером, Питером Ландоне и Деннисом Рисом встречались Майкл Прокс и Тим Картер. Также она сообщила, что Тим Картер по непонятным причинам и без ведома руководства общины выезжал в США, как он объяснил, якобы для сбора информации о предстоящем приезде Райана.
Она поинтересовалась, отправлена ли в Москву их просьба о переселении в СССР и получила заверение что се было отправлено немедленно. Тимофеев передал ей пачку анкет для оформления виз и ходатайств на получение советского гражданства. Шэрон уехала успокоенная.
17 ноября, во время следующего визита в посольство Шэрон радовалась, что первый день визита Райана в Джонстауне прошел очень хорошо. Конгрессмен заявил что никогда не видел более счастливых людей, чем здесь, в джунглях Гайаны. Шэрон сообщила, что вместе с Райаном прибыла группа журналистов и родственников - всего 18 человек. Но кроме них в тот же день прибыла группа туристов из США, 50-60 человек, все мужчины. Они остановились в отелях "Парк" и "Тауэр" и арендовали для своих целей самолеты. По ее сведениям, Тимоти Стоун встречался с ними. Обо всем этом она сообщила по радио в Джонстаун, где шел прием конгрессмена Райана.
Визит конгресмена РайанаНемного о Лео Райане. Этот политик заработал себе славу человека, которому до всего есть дело, "разгребатель грязи и разоблачитель". На его "боевом счету" было немало действительно выдающихся расследований. Так 1965 г., когда в Лос-Анджелесе взбунтовались жители гетто в Уоттсе, он приехал туда, поселился в негритянской семье и стал работать учителем