bestiarys, вы мне хотите сказать, что хорошо ориентируетесь в материале или что,к чему вот этот экскурс в далёкую историю ? Современные исследователи застали манси безписьменным народом, и никакого письма, рунического или какого либо еще у них зафиксировано не было! Никаких берестяных и прочих грамот, богослужебных текстов и т п. тоже. По какому принципу они наносили руны на амбарчиках неизвестно, в качестве гипотезы предположу, что вообще копируя по принципу карго-культа не понимая смысла . А вы их уже видите и на катпосах.
Добавлено позже:
До начала XX века манси не имели своей письменности. До 1930-х годов охотники пользовались зачатками картинного письма, позволявшими описать размеры добычи и обстоятельства охоты. Достаточно хорошо была разработана системы записи чисел. Так, числа от одного до четырёх обозначались вертикальными палочками Ӏ, число 5 — наклонной палочкой /, 10 — крестом ╳, 100 — звёздочкой ✱. Например ╳╳╳╳/ӀӀ означало 47.
Языки и письменность народов Севера / Г. Н. Прокофьев. — М.-Л.: Учпедгиз, 1937. — Т. I. — С. 167—169. — 234 с.
Дмитриевская, Вы путаете письменность и знаковое обозначение. Общеизвестный факт, что манси в начале ХХ века письменности не имели, но это никак не мешало им иметь знаково-символические обозначения.
Напомню, что знак и символ являются таким обозначением взаимосвязи содержания и внешнего выражения, при котором внешняя выразительная форма выступает как внешняя презентация устойчивого взаимосвязанного с ней содержания. То есть внешняя форма делает это содержание видимым и осязаемым.
Самый простой пример такого явления христианский крестик, он является символом или знаком, то есть внешней демонстрацией того, что носящий его является приверженцем христианства, носителем христианских идей, заповедей и так далее. Эта внешняя форма легко разворачивается в содержательный ряд абстрактных смыслов. Причем, заметьте, без всякого применения письменности.
Рунические знаки у обских угров - это пример знаково-символического ряда и, одновременно. рудимент друвнетюркской письменности. Так, что адресация к тому, что манси не имели письменности - это выстрел в молоко. Письменности не имели, значимое содержание фиксировали руническими знаками. Примеры приведены в тексте исследования, достаточно многочисленные.