Вообще-то тема не только про страх, и даже не столько про страх - про психологию поведения людей в экстремальных ситуациях. Уверена, все со мной согласятся, что ситуацию с группой Дятлова можно считать экстремальной, и даже гиперэкстремальной.
Но сначала про страх - как составляющую аффекта - как типа поведения в экстремальной ситуации.
"Страх заражает так же,
как насморк, и всякий раз
делает из единственного
числа множественное".
Гете.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Страх - естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью.
Нельзя однозначно утверждать, что в Экстремальных Ситуациях (ЭС) страх только вредит или только приносит пользу. Одно и то же действие, совершённое под влиянием чувства страха, в одном случае может спасти человека, в другом - ускорить его гибель.
При неожиданно возникших опасностях чувство страха может возникнуть мгновенно. В любом случае в момент ЭС (или осознания ЭС как свершившегося факта) чувство страха достигает своего апогея.
Одно из опаснейших проявлений страха - массовая паника. Она опасна в первую очередь «ураганным» нарастанием коллективного страха, исключающего возможность рациональной оценки обстановки.
Страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда
людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх).
Иными словами, разум в этот момент полностью отключается, и человек действует «не помня себя» в точном смысле слова. Но, к сожалению, сами действия сплошь и рядом оказываются нерациональными, часто такими, которые приводят к весьма печальным последствиям.
У людей, переживающих страх, имеют место следующие психические состояния:
ажитация (внешнее проявление – бегство),
ступор (внешнее проявление – оцепенение),
сумерки сознания (внешнее проявление – неуправляемая агрессия).
Именно бегство, оцепенение или агрессия являются стереотипными способами «аварийного выхода» из таких ситуаций, где попавший в них человек не может найти приемлемый для себя выход.
АЖИТАЦИЯ наиболее распространена. Она выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. В двигательном плане реакция ажитации обусловливает совершение человеком автоматических действий защитного характера. Например, он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, бежит прочь. В организме в это время происходят серьезные изменения. Под воздействием адреналина кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение, преимущественно в ноги. От других органов кровь в это время отливает, особенно от головного мозга. Именно поэтому его работа ухудшается, и напуганный человек часто не знает толком, куда же ему бежать.
СТУПОР. На людей со слабой нервной системой повышение уровня адреналина в крови оказывает обратное воздействие: оно парализует их мышцы. Это тоже естественная реакция, выработанная в процессе эволюции: чтобы тебя не тронули, притворись мертвым, поскольку ни один хищник не питается падалью. СТУПОР проявляется в том, что человек застывает на одном месте, либо становится крайне медлительным и неловким, а то и просто падает без сознания. Все это потому, что мышцы судорожно сжались, их кровоснабжение резко ухудшилось, координация движений нарушилась.
СУМЕРЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ выражается в провалах памяти (человек не помнит того, что он только что делал), алогичности мышления, эмоциональном перевозбуждении. Внешне сумерки сознания выглядят как своего рода приступ безумия, непоследовательные или бессмысленные агрессивные действия в отношении источника страха. Правда, полномасштабная агрессия в качестве формы проявления страха встречается довольно редко.
Это просто информация. Комментировать ее не нужно, можно дополнять.Добавлено позже:Еще информация.
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях (уфф..).
Понятие ЭС, таким образом, отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием.Вывести общую форму поведения человека в ЭС не представляется возможным. Однако очевидно, что такие факторы как:
индивидуальные качества,
способности человека,
его навыки,
готовность,
установки,
общая и специальная подготовка,
его характер и темперамент -
в сложной обстановке не суммируются арифметически ( сильный выживает, слабый погибает), а образуют некий комплекс,
который реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.Стиль поведения в экстремальной ситуацииПоведение в состоянии аффекта.Аффе́кт — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием (ярость, страх, ужас, отчаяние) ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.
Поведение в состоянии стресса.Стресс, как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности.(Стресс возникает только при наличии ЭС, тогда как аффект может возникнуть и вне ее. Второе отличие: аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из ЭС).
Поведение в состоянии фрустрации.Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, целей; или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как травмирующая.
Фрустрация способна направить энергию индивидуума по конструктивному каналу активности – это положительная реакция на Ф.
Отрицательные же реакции фрустрации могут вызвать разные формы неконструктивного поведения. К ним относятся агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия.
Добавлено позже:А теперь ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ТЕМЫ: РАССМОТРЕТЬ ДИНАМИКУ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТРАГЕДИИ ГРУППЫ ДЯТЛОВА.
Выделим в динамике состояния человека, попавшего в экстремальную ситуацию шесть последовательных стадий:/строго говоря, нам шесть стадий ни к чему - понятно почему, поэтому последние только перечислю/
начну комментировать прохождение этих стадий; прошу присоединяться!1.стадия «Витальных реакций» - длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение полностью подчинено инстинкту сохранения собственной жизни, с характерными:
- сужением сознания (по-видимому, эта стадия имела место в палатке. Сужение сознания не позволило адекватно оценить воздействие ( а ведь подумайте – лавины нет, взрыва нет, урагана нет, пожара нет, землетрясения нет – ПАЛАТКА СТОИТ – а ее режут=
портят насовсем и убегают! Все погибли, палатка стоит..)
- редукцией моральных норм и ограничений (трудно судить и не хочется верить, но если редукция морали и проявилась, то, видимо, в таких видах – каждый спешит покинуть палатку как можно скорее, не думая об остальных, в том числе и девушках. Даже часть мелких травм уже могла быть получена в палатке! А если Слободин получил травму в палатке? или при спуске, упал и был оставлен, не замечен, брошен – НИ ПОДТВЕРДИТЬ, НИ ОПРОВЕРГНУТЬ это нельзя).
- нарушениями восприятия временных интервалов (затрудняюсь с примером. Им могло казаться, что прошли секунды и равно могло казаться, что прошли часы. Что может указывать на это? У кого есть примеры – пишите!)
- нарушениями восприятия силы внешних и внутренних раздражителей ( во всяком случае, преуменьшения восприятия не было – уход был бы несколько более организован и спокоен).
В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (но со множеством вариантов) состояние оцепенения.( где-то отмечалось - про следы - будто стояли люди какое-то время..- затем продолжили движение)
2.«Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась:
- общим психическим напряжением ( конкретных примеров не нахожу при всей бесспорности такой характеристики, помогайте, они есть косвенные)
- предельной мобилизацией психофизических резервов (без одежды и обуви на морозе и ветре ломать голыми руками ветки для костра... может, еще какая деятельность)
- обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов ( кстати говоря, это вовсе и не плюс – в таком психологическом состоянии сложно принимать разумные и правильные решения)
- проявлениями безрассудной смелости,
особенно при спасении близких (искать Слободина; вернуться к палатке за самым необходимым, несмотря на практически непреодолимость обратного пути и, не исключено, сохраняющуюся опасность)
- при одновременном снижении критической оценки ситуации - сохранение способности к целесообразной деятельности ( все-таки костер, настил – это признаки целесообразной деятельности, правда, малорезультатной. Но если пошли искать Слободина – костер однозначно ориентир, это целесообразно).
Именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих.(???)
3.«Стадия психофизиологической демобилизации» -- ее длительность до трех суток.Рассматриваем эту стадию, поскольку она по времени должна была быть хоть сколько-то.
Характерно:
- понимание масштабов трагедии («стресс осознания»),
- контакты с получившими тяжелые травмы и телами погибших,
- резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства «оцепенения» вплоть до прострации,
- отдельных панических реакций иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала,
- отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней,
- выраженные депрессивные тенденции,
- нарушения функции внимания и памяти.
- понижение моральной нормативности поведения ( снятая одежда с погибших? – скорее подходит к предшествующей стадии; не положили погибших «как принято» - начинаю понимать Шаравина с долго мерещившимся ему одеялом – положить погибших рядом, закрыть им глаза, накрыть одеялом.. – а было ли кому это сделать??)
И вот вопрос – кто из Дятловцев мог переживать эту стадию? Ведь в тех условиях она означала только одно – лечь и умереть.4. «стадии разрешения».
5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния.
6. «стадия отставленных реакций».