Из учебника аэродинамики:
«При обтекании сверхзвуковым потоком твердого тела на его передней кромке образуется ударная волна». (Не надо путать со спутным следом, который образуется еще на дозвуковых скоростях).
Там же:
«Ударная волна - это фактор является наиболее поражающим, потому как производит разрушение всего, что попадается на пути».
Военные такого интересного явления не могли пропустить: Проект самолёта М-25: ударная волна против наземных целей.
В прошлом в нашей стране прорабатывались разные варианты боевых самолетов, в том числе самые смелые. Так, в рамках проекта ССН / «Тема 25» / М-25 изучалась возможность уничтожения наземных сил противника без применения вооружения: поражающим фактором должна была стать мощная ударная волна, создаваемая при полете со сверхзвуковой скоростью.
Согласно распространенным сведениям, проект М-25 стартовал в 1969 году. Для борьбы с противником на открытых пространствах предлагалось построить специальный самолет, способный летать со сверхзвуковой скоростью на минимальных высотах. Образуемая им ударная волна должна была служить поражающим фактором и воздействовать на войска противника. Пролет такого самолета на высоте 30-50 м мог уничтожить или, как минимум, временно вывести из строя живую силу в полосе шириной до 100-150 м.
"Адский косильщик" виделся удобной и удачной альтернативой конвенциональному вооружению и тактическому ядерному оружию. Его применение, давая нужные эффекты, не оставляло зараженной местности и не могло привести к началу ядерного конфликта.
В журнале «Крылья Родины» №6-7 за июнь-июль 2017 вышла статья о М-25, автором которой был С.Г. Смирнов – ведущий конструктор по сложным объектам Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. В прошлом он был одним из участников работ, и теперь в статье «Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу "Адский косильщик"» рассказал о его разработке. При этом непосредственный участник работ привел крайне интересные сведения о поиске оптимальных решений, о возникших трудностях и о причинах, по которым новый самолет так и остался на бумаге.
Летом 1968 года в ИТПМ проработали вопрос воздействия сверхзвуковой волны на наземные объекты. В конце того же года состоялись эксперименты с использованием истребителя МиГ-21. Они показали, что низковысотный полет дает удар до 0,025-0,05 кг/кв.см. Это было достаточно для нанесения травм живой силе, в том числе летальных.
Надо признать, что МиГ-21 не достаточно эффективен на малой высоте, тем более на сверхзвуке. В последствии для этих целей появился МиГ-23, его скорость на предельно малой высоте не превзошел ни один другой экземпляр. Кто-то даже рассказывал о треснувших рельсах, после его прохода на сверхзвуке. Но вернемся к адскому косильщику. Планировалось, что для М-25 на боевом режиме скорость должна была достигать М=1,4. При полете на высоте 50 м самолет-штурмовик должен был создавать волну с давлением 0,22 кг/кв.см – достаточную для поражения живой силы на открытой местности.
Несмотря на некоторые версии и слухи, опытная техника не строилась и не испытывалась. Однако и при этом «Тема 25» дала реальные результаты. После проведения теоретических исследований и натурных испытаний стало ясно, что сверхзвуковой самолет действительно может атаковать наземные объекты при помощи ударной волны. Тем не менее, строительство специализированного самолета с такими функциями оказывалось крайне сложным, а при технологиях конца шестидесятых и начала семидесятых – едва ли не невозможным.
От себя добавлю, что полет на сверхзвуке на предельно малой высоте очень сложен и опасен в пилотировании, а при использовании автопилота высока вероятность поймать помеху радиовысотомером, что неизбежно приведет к столкновению с землей. В последствии так и было в арабо-израильской войне, когда израильские F-16 преодолевали ПВО Египта на предельно малой высоте даже не на сверхзвуке, чем доставляли много хлопот, закончилось тем, что при очередном налет вся группа зарылась в песок, благодаря помехам.
Но что же с ударной волной от воздушных судов, летящих быстрее звука? Неужели так и не было боевого применения? Я вам сейчас напомню нашумевшую скандальную историю, где проявилась её мощь. 1 мая 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс взлетает на самолете U-2 с аэродрома в Пакистане. Его задача – пересечь территорию Советского Союза с юго-востока на северо-запад и приземлиться на базе в Норвегии. «Но доблестным советским ракетчикам удалось остановить шпиона ракетой класса "земля-воздух". Всего один точный выстрел. Американский разведчик остался жив. Майор Михаил Воронов, нажавший кнопку "Пуск", награжден орденом Красного Знамени». Хотя дивизион майора Воронова, по всей видимости, обстрелял ракетой истребитель Су-9, оказавшийся впереди самолёта Пауэрса, хорошо что не удачно, а вот Сафронову на Миг-19 не повезло – его "удачно" обстрелял другой дивизион.
Главный редактор еженедельника "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок ситуацию высказал так: «Вы себе представляете, как Хрущеву будут докладывать военные: "У нас там ракеты в разные стороны летали, как стая птиц. Кто сбил, до сих пор не знаем»?
Почему отвергается причастность к уничтожению U-2 посланного на таран капитана Игоря Ментикова. Он управлял самым скоростным и высотным перехватчиком на то время - Су-9? Правда взлетел он без боевого комплекта и без высотного снаряжения по причине, что он перегонял боевую машину с одного места на другое и казался в нужном месте и в нужное время.
Как относились к летному составу:
Подмосковный поселок "Заря". Музей ПВО. Директор Юрий Кнутов рассказывает: «В конце 1950-х американские разведчики как по часам и в полной безопасности фиксируют происходящее в СССР. Достать "U-2" почти никаких шансов. У новейших "МиГ-19", например, потолок около 16 километров, а в форсаже, или так называемом прыжке, около 20. Поэтому история первого обнаружения "U-2" трагикомична. Летчик на "МиГ-19" заметил такой самолет, сумел его разглядеть. Он шел на два километра выше, на динамический потолок он выходил, как бы прыжок совершал, разгонялся, запрыгивал и потом опускался. Он сумел разглядеть этот "U-2", но сделать ничего не смог. И таким образом, получилось, что, когда приземлился, он говорит: "Вы знаете, я видел такой самолет". Ему говорят: "Нарисуй". Он нарисовал. Посмотрели, показали в Москве ведущим разработчикам техники, конструкторам, они сказали: "У него что-то с головой не то. Такой самолет создать невозможно". Летчика списали. Это реальная история».
«Михаил Ходаренок внес сумятицу в ряды экспертов, опубликовав воспоминания Игоря Ментюкова, уверенного, что Пауэрс упал благодаря его маневру, мол, шпион потерял управление, попав в воздушную струю (спутный след у сушки небольшой и вероятность поражения им ничтожна), оставленную "Су-9". Но юркий Кнутов считает, что настоящий автор этой версии тогдашний командующий советской авиации Евгений Савицкий. Ему очень хотелось выиграть эту маленькую войну. "Потом обломки же самолета Пауэрса собрали, привезли в Москву и в парке Горького выставили. Их все фотографировали, все смотрели на них, и ведь смотрел на них Савицкий. И Савицкий сказал Ментюкову: "Сынок, это ты сбил Пауэрса, ты посмотри на эти обломки, на них нет ни одной дырки от ракет". От боевой части ракеты, от осколков. А те части, которые были похожи на сито, их просто не показали по соображениям секретности специально, их спрятали. В центральный музей армии хранится то, что "окончательно опровергает" убеждения летчика Игоря Ментюкова, – обломки "U-2" со следами тех самых осколков ракеты. Она взорвалась у хвостовой части самолета», - говорит директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.
В том, что ракета дивизиона Новикова поразила хвостовую часть U-2, сомнений нет, но фокус в том, что его обломки оказались за полсотни километров от позиции, что вдвое превышает дальность поражения. Хвост изрешечен и ни одного попадание в другие части самолета. На схеме указано, что боевая часть взорвалась в 25 метрах позади и ниже. Интересно как это определили, разрешающая способность локаторов на таком удалении боле 300 метров, т.е. что ближе трех сот метров, это одна цель. Другое - радиовзрыватели у ракеты находится по бокам и срабатывают при пролете рядом с целью, но не как не при сближении вдогон, а это уже очень интересно! То, что хвост изрешечен, говорит о том, что взрыватель сработал правильно – пролетая рядом! А где же были остальные части самолета, на них ни одного попадания?
Сам Фрэнсис Пауэрс в зале суда шепчет отцу, специально приехавшему в Москву на процесс: "Не верь, что меня сбила ракета, меня сбил самолет, я видел его собственными глазами".
"Он достал карту, собрался сделать разворот, для того чтобы там делать снимок одного из военных объектов. И в этот момент он вдруг слышит удар – и вспышка. У него есть книга об операции, в частности, весь этот допрос он тоже там приводит, но я пользовался оригиналом, я пользовался рассекреченным документом ЦРУ. И там первое, что он говорит: "Боже, что это было?!" - рассказывает директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.
Су-9 макс. скорость на форсаже, (а только так мог достичь Ментюков высоты Пауэрса) – 2120 км/ч это М=1,7. Вспомним, что для "адского косильщика" М-25 на боевом режиме скорость должна была достигать всего М=1,4 (а тут 1,7!).
U-2 как бы сбил дивизион подполковника Новикова, который единственный из всех участников противовоздушного боя стрелял вдогон цели, что противоречило инструкции и ТТД ракеты. Соответственно вопрос, как после попадания как бы в хвост шпион совершил еще два маневра и только после этого начал разваливаться?
На самом деле не было ни каких разворотов шпиона, это ракетчики специально подогнали полет U-2 под свои ТТД, бумага все стерпит, а потом еще сказали, что авиаторы не туда наводили Су-9. Надо еще разобраться, а мог ли U-2 на такой высоте делать столь крутые виражи? U-2 шел по красной стрелке под цифрой 5, этим же маршрутом его догонял Су-9, именно так его наводили – самым оптимальным способом для поражения. Тогда все складывается, Ментиков на скорости в несколько раз превышающей скорость пули не заметил, как проскочил цель, но ударная волна повредила легкий, но хрупкий U-2 и он начал разваливаться, как раз таки по своему маршруту с небольшим креном влево. Из воспоминаний Игоря Ментикова: «Сам Пауэрс в ходе следствия и на суде говорил, что услышал хлопок и впереди него полетело оранжевое пламя. Хлопок такой, наверное, вы сами не раз слышали – при полетах сверхзвуковых самолетов. Когда стекла в окнах дрожат. А пламя – это он выхлопное сопло моего движка увидел».
Подполковник Новиков не проявлял халатную преступность пропуская цель мимо, он хорошо видел, что она вне досягаемости его дивизиона и только после команды сверху произвел пуск вопреки инструкции. Из архивной копии от 4 мая 2019 на Wayback Machine // Армия. — 2010. — № 3. — С. 47—53. «Сложно установить, почему командование 37-й бригады тянуло с командой на пуск 5-му дивизиону, где командиром был подполковник Илья Новиков. Когда команда на пуск была отдана, пришлось стрелять вдогон на дальнюю границу зоны поражения» [Лавренюк В., Селин С. ЗРК С-75 "Двина" против Lockheed U-2, или Герои назначенные и настоящие].
Ракета Новикова отслеживала U-2 по хвостовой части, так как она отражала радиосигнал больше остальных частей планера (стабилизатор и руль под прямым углом почти уголковый отражатель). Когда шпион развалился от ударной волны сушки, ракета продолжала преследовать падающий хвост и уже около земли догнала и шарахнула. Именно так ракета могла преодолеть расстояние более 50 км, баллистическая траектория – подъем под углом 45 градусов на максимальную высоту и снижение под таким же углом.
Казалось все понятно, по политическим соображениям победу отдали ракетчикам, а настоящий герой - летчик капитан Игорь Ментиков, но … Читаем воспоминания героя:
«В суматохе все забыли о том, что надо сменить код "свой-чужой", потому наши самолеты принимались за чужие, реальные цели. Вот почему меня активно обстреливали в своих зонах дивизионы майора Воронова и майора Шелудько». На жаргоне следователей это называется явка с повинной и для нормального человека звучит так: «Я не летчик перехватчик войск ПВО, а м*дак, который не выполнил инструкцию и в результате мешал ракетчикам уничтожить цель, так как ракеты шли не на цель, а на меня». А почему в суматохе пилот не забыл убрать шасси или наоборот? И еще интересно, как это получилось, что ракетчики сменили код, а авиаторы нет, причем не только в воздухе, но и на наземных локаторах, по которым наводились перехватчики, иначе пилотам сразу бы поступила команда о смене кодов? Возникает еще один вопрос, а что делала наша авиация в зоне поражения зенитных ракет? Ответ очевиден – мешала ракетчикам выполнять боевое задание. Если бы не сушка Игоря Ментикова, то Воронов стопроцентно поразил бы цель. И ракеты не летали в разные стороны как стаи птиц. А кто послал перехватчики в зону поражения ракет? Ответ прост - главком авиации ПВО страны генерал Савицкий, именно он отдал приказ Ментикову на таран и командовал всем авиационным парадом. Можно конечно сослаться на то что зенитные ракеты только-только начали поступать на вооружение и не было четких инструкций по взаимодействию авиации и ракетчиков, но даже если и так (хотя нет), то главком должен был бы понимать на сколько это опасно для экипажей перехватчиков, если бы он послал своих летчиков в зону действия своей зенитной артиллерии, то это могло для него кончится трибуналом. А чем собственно занимался Евгений Яковлевич, думаете, что всеми силами старался уничтожить шпиона? Как бы не так. Посудите сами, авиация это более мобильное и дальнодействующее оружие чем зенитные ракеты и с тактической точки зрения ее надо использовать до попадания шпиона в зону действия зенитных ракет и если нарушителю удастся увернутся от ракет, то вновь применить авиацию. Евгений Яковлевич рассуждал цинично и просто: «Если применить авиацию до ракетчиков, то можно и не уничтожить шпиона. А вот если послать на таран в зоне действия ракет, то ракетчики уничтожат и шпиона и своего, но никто не возьмет на себя ответственность за сбитого своего летчика и тогда можно заявить, мой летчик ценою своей жизни таранил нарушителя и орден мне гарантирован». Но главком не учел, что Ментиков наберет высоту Паульса, и с такой скоростью ракетам станет недосягаем.
Если бы после инцидента был произведен правильный разбор полетов с привлечением специалистов по аэродинамики, и сделаны соответствующие выводы, то возможно не произошло трагедии 27 марта 1968 года. В тот злополучный день Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек Земли, побывавший в космосе, погиб в возрасте 34 лет в авиационной катастрофе вместе с 45-летним лётчиком-инструктором Владимиром Серёгиным вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин выполнял тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ.
Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия рассмотрела:
- лётную подготовку экипажа, организацию и обеспечение полётов 27 марта (лётная подкомиссия);
- техническое состояние самолёта МиГ-15УТИ (инженерная подкомиссия);
- состояние лётчиков до и во время полёта (медицинская подкомиссия).
Отчёт комиссии был секретным и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Экипаж совершил манёвр, приведший к сваливанию самолёта, он столкнулся с землёй, экипаж погиб. Отказов бортовых систем обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
Отсутствие опубликованных официальной версии и фактов породило много предположений и неофициальных версий гибели лётчиков.
С поправкой на мощную ударную волну я поддерживаю эту версию: «По мнению доктора технических наук, генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова (который не был членом правительственной комиссии, но привлекался к её работе в качестве эксперта), самолёт Гагарина и Серёгина сорвался в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого самолёта. По словам Леонова, в том же районе, где совершали тренировочный полёт Гагарин и Серёгин, шли испытания самолёта Су-15, взлетевшего с аэродрома ЛИИ имени М. М. Громова в городе Жуковский. По разграничению, тренировочные полёты космонавтов должны были проходить на высоте до 10 тыс. м, а испытания истребителя — выше; однако Су-15 нарушил режим полёта и спустился до высоты порядка 450 м (где его видели местные крестьяне). Уходя на форсаже на свой эшелон, Су-15 прошёл в облаках на расстоянии 10—15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина на сверхзвуковой скорости(!!!) и возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели (столкновение с землёй наступило через 55 секунд)».
То, что ударной волной был поврежден наименее прочный сделанный из оргстекла фонарь подтверждает то, что на месте катастрофы было собрано только 2/3 фонаря кабины; стрелка прибора, показывающего разницу между давлением внутри кабины и снаружи, остановилась на отметке −0,01 атмосферы, что говорит о нарушении герметичности кабины ещё до столкновения самолёта с землей. Здесь уже другие вариант отпадают!
Не думаю, что госкомиссия не установила истинных причин, иначе нечего было секретить отчет. Были сделаны соответствующие выводы и в части, касающейся доведены. Хорошо помню, будучи на старте (командный пункт для управления самолетами в зоне аэродрома) услышал запрос по радио на разрешения пролета над точкой (нашим аэродромом) с боевых истребителей другого аэродрома. Руководитель полетов запросил высоту и дал разрешение, предупредив что точка работает с парашютистами до 4 тысяч. Высота пролетающих экипажей была значительно выше. Через некоторое время на старт прибыл ком. полка и с РП был серьезный разговор по поводу этого разрешения. Думаю, что он был хорошо проинформирован о возможном поражении ударной волной парашютистов, шли истребители и могли пройти и на сверхзвуке, да еще и схулиганить – снизится.