Адский косильщик - Непознанное - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Адский косильщик  (Прочитано 1524 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Александр Горбунов

  • Автор темы

  • Сообщений: 129
  • Благодарностей: 33

  • Расположение: Ступино Московская область

  • Был 11.10.24 10:38

Адский косильщик
« : 27.10.22 22:53 »


Из учебника аэродинамики:
«При обтекании сверхзвуковым потоком твердого тела на его передней кромке образуется ударная волна». (Не надо путать со спутным следом, который образуется еще на дозвуковых скоростях).
Там же:
«Ударная волна - это фактор является наиболее поражающим, потому как производит разрушение всего, что попадается на пути».

Военные такого интересного явления не могли пропустить: Проект самолёта М-25: ударная волна против наземных целей.
В прошлом в нашей стране прорабатывались разные варианты боевых самолетов, в том числе самые смелые. Так, в рамках проекта ССН / «Тема 25» / М-25 изучалась возможность уничтожения наземных сил противника без применения вооружения: поражающим фактором должна была стать мощная ударная волна, создаваемая при полете со сверхзвуковой скоростью.
Согласно распространенным сведениям, проект М-25 стартовал в 1969 году. Для борьбы с противником на открытых пространствах предлагалось построить специальный самолет, способный летать со сверхзвуковой скоростью на минимальных высотах. Образуемая им ударная волна должна была служить поражающим фактором и воздействовать на войска противника. Пролет такого самолета на высоте 30-50 м мог уничтожить или, как минимум, временно вывести из строя живую силу в полосе шириной до 100-150 м.
"Адский косильщик" виделся удобной и удачной альтернативой конвенциональному вооружению и тактическому ядерному оружию. Его применение, давая нужные эффекты, не оставляло зараженной местности и не могло привести к началу ядерного конфликта.
В журнале «Крылья Родины» №6-7 за июнь-июль 2017 вышла статья о М-25, автором которой был С.Г. Смирнов – ведущий конструктор по сложным объектам Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. В прошлом он был одним из участников работ, и теперь в статье «Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу "Адский косильщик"» рассказал о его разработке. При этом непосредственный участник работ привел крайне интересные сведения о поиске оптимальных решений, о возникших трудностях и о причинах, по которым новый самолет так и остался на бумаге.
Летом 1968 года в ИТПМ проработали вопрос воздействия сверхзвуковой волны на наземные объекты. В конце того же года состоялись эксперименты с использованием истребителя МиГ-21. Они показали, что низковысотный полет дает удар до 0,025-0,05 кг/кв.см. Это было достаточно для нанесения травм живой силе, в том числе летальных. 
Надо признать, что МиГ-21 не достаточно эффективен на малой высоте, тем более на сверхзвуке. В последствии для этих целей появился МиГ-23, его скорость на предельно малой высоте не превзошел ни один другой экземпляр. Кто-то даже рассказывал о треснувших рельсах, после его прохода на сверхзвуке. Но вернемся к адскому косильщику. Планировалось, что для М-25 на боевом режиме скорость должна была достигать М=1,4. При полете на высоте 50 м самолет-штурмовик должен был создавать волну с давлением 0,22 кг/кв.см – достаточную для поражения живой силы на открытой местности.
Несмотря на некоторые версии и слухи, опытная техника не строилась и не испытывалась. Однако и при этом «Тема 25» дала реальные результаты. После проведения теоретических исследований и натурных испытаний стало ясно, что сверхзвуковой самолет действительно может атаковать наземные объекты при помощи ударной волны. Тем не менее, строительство специализированного самолета с такими функциями оказывалось крайне сложным, а при технологиях конца шестидесятых и начала семидесятых – едва ли не невозможным.
От себя добавлю, что полет на сверхзвуке на предельно малой высоте очень сложен и опасен в пилотировании, а при использовании автопилота высока вероятность поймать помеху радиовысотомером, что неизбежно приведет к столкновению с землей. В последствии так и было в арабо-израильской войне, когда израильские F-16 преодолевали ПВО Египта на предельно малой высоте даже не на сверхзвуке, чем доставляли много хлопот, закончилось тем, что при очередном налет вся группа зарылась в песок, благодаря помехам.
Но что же с ударной волной от воздушных судов, летящих быстрее звука? Неужели так и не было боевого применения? Я вам сейчас напомню нашумевшую скандальную историю, где проявилась её мощь. 1 мая 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс взлетает на самолете U-2 с аэродрома в Пакистане. Его задача – пересечь территорию Советского Союза с юго-востока на северо-запад и приземлиться на базе в Норвегии. «Но доблестным советским ракетчикам удалось остановить шпиона ракетой класса "земля-воздух". Всего один точный выстрел. Американский разведчик остался жив. Майор Михаил Воронов, нажавший кнопку "Пуск", награжден орденом Красного Знамени». Хотя дивизион майора Воронова, по всей видимости, обстрелял ракетой истребитель Су-9, оказавшийся впереди самолёта Пауэрса, хорошо что не удачно, а вот Сафронову на Миг-19 не повезло – его "удачно" обстрелял другой дивизион.
Главный редактор еженедельника "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок ситуацию высказал так: «Вы себе представляете, как Хрущеву будут докладывать военные: "У нас там ракеты в разные стороны летали, как стая птиц. Кто сбил, до сих пор не знаем»?

Почему отвергается причастность к уничтожению U-2 посланного на таран капитана Игоря Ментикова. Он управлял самым скоростным и высотным перехватчиком на то время -  Су-9? Правда взлетел он без боевого комплекта и без высотного снаряжения по причине, что он перегонял боевую машину с одного места на другое и казался в нужном месте и в нужное время.
Как относились к летному составу:
Подмосковный поселок "Заря". Музей ПВО. Директор Юрий Кнутов рассказывает: «В конце 1950-х американские разведчики как по часам и в полной безопасности фиксируют происходящее в СССР. Достать "U-2" почти никаких шансов. У новейших "МиГ-19", например, потолок около 16 километров, а в форсаже, или так называемом прыжке, около 20. Поэтому история первого обнаружения "U-2" трагикомична. Летчик на "МиГ-19" заметил такой самолет, сумел его разглядеть. Он шел на два километра выше, на динамический потолок он выходил, как бы прыжок совершал, разгонялся, запрыгивал и потом опускался. Он сумел разглядеть этот "U-2", но сделать ничего не смог. И таким образом, получилось, что, когда приземлился, он говорит: "Вы знаете, я видел такой самолет". Ему говорят: "Нарисуй". Он нарисовал. Посмотрели, показали в Москве ведущим разработчикам техники, конструкторам, они сказали: "У него что-то с головой не то. Такой самолет создать невозможно". Летчика списали. Это реальная история».
«Михаил Ходаренок внес сумятицу в ряды экспертов, опубликовав воспоминания Игоря Ментюкова, уверенного, что Пауэрс упал благодаря его маневру, мол, шпион потерял управление, попав в воздушную струю (спутный след у сушки небольшой и вероятность поражения им ничтожна), оставленную "Су-9". Но юркий Кнутов считает, что настоящий автор этой версии тогдашний командующий советской авиации Евгений Савицкий. Ему очень хотелось выиграть эту маленькую войну. "Потом обломки же самолета Пауэрса собрали, привезли в Москву и в парке Горького выставили. Их все фотографировали, все смотрели на них, и ведь смотрел на них Савицкий. И Савицкий сказал Ментюкову: "Сынок, это ты сбил Пауэрса, ты посмотри на эти обломки, на них нет ни одной дырки от ракет". От боевой части ракеты, от осколков. А те части, которые были похожи на сито, их просто не показали по соображениям секретности специально, их спрятали. В центральный музей армии хранится то, что "окончательно опровергает" убеждения летчика Игоря Ментюкова, – обломки "U-2" со следами тех самых осколков ракеты. Она взорвалась у хвостовой части самолета», - говорит директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.
В том, что ракета дивизиона Новикова поразила хвостовую часть U-2, сомнений нет, но фокус в том, что его обломки оказались за полсотни километров от позиции, что вдвое превышает дальность поражения. Хвост изрешечен и ни одного попадание в другие части самолета. На схеме указано, что боевая часть взорвалась в 25 метрах позади и ниже. Интересно как это определили, разрешающая способность локаторов на таком удалении боле 300 метров, т.е. что ближе трех сот метров, это одна цель. Другое - радиовзрыватели у ракеты находится по бокам и срабатывают при пролете рядом с целью, но не как не при сближении вдогон, а это уже очень интересно!  То, что хвост изрешечен, говорит о том, что взрыватель сработал правильно – пролетая рядом! А где же были остальные части самолета, на них ни одного попадания?
Сам Фрэнсис Пауэрс в зале суда шепчет отцу, специально приехавшему в Москву на процесс: "Не верь, что меня сбила ракета, меня сбил самолет, я видел его собственными глазами".
"Он достал карту, собрался сделать разворот, для того чтобы там делать снимок одного из военных объектов. И в этот момент он вдруг слышит удар – и вспышка. У него есть книга об операции, в частности, весь этот допрос он тоже там приводит, но я пользовался оригиналом, я пользовался рассекреченным документом ЦРУ. И там первое, что он говорит: "Боже, что это было?!" - рассказывает директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.
Су-9 макс. скорость на форсаже, (а только так мог достичь Ментюков высоты Пауэрса) – 2120 км/ч это М=1,7. Вспомним, что для "адского косильщика" М-25 на боевом режиме скорость должна была достигать всего М=1,4 (а тут 1,7!).
U-2 как бы сбил дивизион подполковника Новикова, который единственный из всех участников противовоздушного боя стрелял вдогон цели, что противоречило инструкции и ТТД ракеты. Соответственно вопрос, как после попадания как бы в хвост шпион совершил еще два маневра и только после этого начал разваливаться?
На самом деле не было ни каких разворотов шпиона, это ракетчики специально подогнали полет U-2 под свои ТТД, бумага все стерпит, а потом еще сказали, что авиаторы не туда наводили Су-9. Надо еще разобраться, а мог ли U-2 на такой высоте делать столь крутые виражи? U-2 шел по красной стрелке под цифрой 5, этим же маршрутом его догонял Су-9, именно так его наводили – самым оптимальным способом для поражения. Тогда все складывается, Ментиков на скорости в несколько раз превышающей скорость пули не заметил, как проскочил цель, но ударная волна повредила легкий, но хрупкий U-2 и он начал разваливаться, как раз таки по своему маршруту с небольшим креном влево. Из воспоминаний Игоря Ментикова: «Сам Пауэрс в ходе следствия и на суде говорил, что услышал хлопок и впереди него полетело оранжевое пламя. Хлопок такой, наверное, вы сами не раз слышали – при полетах сверхзвуковых самолетов. Когда стекла в окнах дрожат. А пламя – это он выхлопное сопло моего движка увидел».
Подполковник Новиков не проявлял халатную преступность пропуская цель мимо, он хорошо видел, что она вне досягаемости его дивизиона и только после команды сверху произвел пуск вопреки инструкции. Из архивной копии от 4 мая 2019 на Wayback Machine // Армия. — 2010. — № 3. — С. 47—53. «Сложно установить, почему командование 37-й бригады тянуло с командой на пуск 5-му дивизиону, где командиром был подполковник Илья Новиков. Когда команда на пуск была отдана, пришлось стрелять вдогон на дальнюю границу зоны поражения» [Лавренюк В., Селин С. ЗРК С-75 "Двина" против Lockheed U-2, или Герои назначенные и настоящие].
Ракета Новикова отслеживала U-2 по хвостовой части, так как она отражала радиосигнал больше остальных частей планера (стабилизатор и руль под прямым углом почти уголковый отражатель). Когда шпион развалился от ударной волны сушки, ракета продолжала преследовать падающий хвост и уже около земли догнала и шарахнула. Именно так ракета могла преодолеть расстояние более 50 км, баллистическая траектория – подъем под углом 45 градусов на максимальную высоту и снижение под таким же углом.
Казалось все понятно, по политическим соображениям победу отдали ракетчикам, а настоящий герой - летчик капитан Игорь Ментиков, но … Читаем воспоминания героя:
«В суматохе все забыли о том, что надо сменить код "свой-чужой", потому наши самолеты принимались за чужие, реальные цели. Вот почему меня активно обстреливали в своих зонах дивизионы майора Воронова и майора Шелудько». На жаргоне следователей это называется явка с повинной и для нормального человека звучит так: «Я не летчик перехватчик войск ПВО, а м*дак, который не выполнил инструкцию и в результате мешал ракетчикам уничтожить цель, так как ракеты шли не на цель, а на меня». А почему в суматохе пилот не забыл убрать шасси или наоборот? И еще интересно, как это получилось, что ракетчики сменили код, а авиаторы нет, причем не только в воздухе, но и на наземных локаторах, по которым наводились перехватчики, иначе пилотам сразу бы поступила команда о смене кодов? Возникает еще один вопрос, а что делала наша авиация в зоне поражения зенитных ракет? Ответ очевиден – мешала ракетчикам выполнять боевое задание. Если бы не сушка Игоря Ментикова, то Воронов стопроцентно поразил бы цель. И ракеты не летали в разные стороны как стаи птиц. А кто послал перехватчики в зону поражения ракет? Ответ прост - главком авиации ПВО страны генерал Савицкий, именно он отдал приказ Ментикову на таран и командовал всем авиационным парадом.  Можно конечно сослаться на то что зенитные ракеты только-только начали поступать на вооружение и не было четких инструкций по взаимодействию авиации и ракетчиков, но даже если и так (хотя нет), то главком должен был бы понимать на сколько это опасно для экипажей перехватчиков, если бы он послал своих летчиков в зону действия своей зенитной артиллерии, то это могло для него кончится трибуналом. А чем собственно занимался Евгений Яковлевич, думаете, что всеми силами старался уничтожить шпиона? Как бы не так. Посудите сами, авиация это более мобильное и дальнодействующее оружие чем зенитные ракеты и с тактической точки зрения ее надо использовать до попадания шпиона в зону действия зенитных ракет и если нарушителю удастся увернутся от ракет, то вновь применить авиацию.  Евгений Яковлевич рассуждал цинично и просто: «Если применить авиацию до ракетчиков, то можно и не уничтожить шпиона. А вот если послать на таран в зоне действия ракет, то ракетчики уничтожат и шпиона и своего, но никто не возьмет на себя ответственность за сбитого своего летчика и тогда можно заявить, мой летчик ценою своей жизни таранил нарушителя и орден мне гарантирован».  Но главком не учел, что Ментиков наберет высоту Паульса, и с такой скоростью ракетам станет недосягаем.
Если бы после инцидента был произведен правильный разбор полетов с привлечением специалистов по аэродинамики, и сделаны соответствующие выводы, то возможно не произошло трагедии 27 марта 1968 года. В тот злополучный день Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек Земли, побывавший в космосе, погиб в возрасте 34 лет в авиационной катастрофе вместе с 45-летним лётчиком-инструктором Владимиром Серёгиным вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин выполнял тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ.
Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия рассмотрела:
- лётную подготовку экипажа, организацию и обеспечение полётов 27 марта (лётная подкомиссия);
- техническое состояние самолёта МиГ-15УТИ (инженерная подкомиссия);
- состояние лётчиков до и во время полёта (медицинская подкомиссия).
Отчёт комиссии был секретным и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Экипаж совершил манёвр, приведший к сваливанию самолёта, он столкнулся с землёй, экипаж погиб. Отказов бортовых систем обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.
Отсутствие опубликованных официальной версии и фактов породило много предположений и неофициальных версий гибели лётчиков.
С поправкой на мощную ударную волну я поддерживаю эту версию: «По мнению доктора технических наук, генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова (который не был членом правительственной комиссии, но привлекался к её работе в качестве эксперта), самолёт Гагарина и Серёгина сорвался в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого самолёта. По словам Леонова, в том же районе, где совершали тренировочный полёт Гагарин и Серёгин, шли испытания самолёта Су-15, взлетевшего с аэродрома ЛИИ имени М. М. Громова в городе Жуковский. По разграничению, тренировочные полёты космонавтов должны были проходить на высоте до 10 тыс. м, а испытания истребителя — выше; однако Су-15 нарушил режим полёта и спустился до высоты порядка 450 м (где его видели местные крестьяне). Уходя на форсаже на свой эшелон, Су-15 прошёл в облаках на расстоянии 10—15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина на сверхзвуковой скорости(!!!) и возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели (столкновение с землёй наступило через 55 секунд)».
То, что ударной волной был поврежден наименее прочный сделанный из оргстекла фонарь подтверждает то, что на месте катастрофы было собрано только 2/3 фонаря кабины; стрелка прибора, показывающего разницу между давлением внутри кабины и снаружи, остановилась на отметке −0,01 атмосферы, что говорит о нарушении герметичности кабины ещё до столкновения самолёта с землей. Здесь уже другие вариант отпадают!
Не думаю, что госкомиссия не установила истинных причин, иначе нечего было секретить отчет. Были сделаны соответствующие выводы и в части, касающейся доведены. Хорошо помню, будучи на старте (командный пункт для управления самолетами в зоне аэродрома) услышал запрос по радио на разрешения пролета над точкой (нашим аэродромом) с боевых истребителей другого аэродрома. Руководитель полетов запросил высоту и дал разрешение, предупредив что точка работает с парашютистами до 4 тысяч. Высота пролетающих экипажей была значительно выше. Через некоторое время на старт прибыл ком. полка и с РП был серьезный разговор по поводу этого разрешения. Думаю, что он был хорошо проинформирован о возможном поражении ударной волной парашютистов, шли истребители и могли пройти и на сверхзвуке, да еще и схулиганить – снизится.

arfaxad


  • Сообщений: 3 964
  • Благодарностей: 2 590

  • Расположение: Кубань

  • Был сегодня в 16:20

Адский косильщик
« Ответ #1 : 28.10.22 17:07 »


ударная волна против наземных целей в М-25 это интересный концепт конца 1960-х годов,
возможность уничтожения наземных сил противника без применения вооружений,
когда поражающим фактором является мощная ударная волна, создаваемая при пролёте
со сверхзвуковой скоростью над необходимым участком местности на заданной высоте.
что касается Су-9, - то первый серийный образец поднял в небо В.С. Ильюшин 10 сентября 1957
года, вскоре Ильюшин установил на Су-9 мировые рекорды скорости 2337 км/ч и высоты 29 км.
Ударная волна — распространяющееся в воздухе со сверхзвуковой скоростью сильное упругое
сжатие с последующим восстановлением параметров воздуха до атмосферных
:
https://naked-science.ru/article/nakedscience/sverhzvukovye-mify-tumannogo-konusa
аналогично и при пролётах Су-9 вполне себе поражающим фактором была весьма мощная
ударная волна, создаваемая при полете со сверхзвуковой скоростью на заданной высоте.
скорее всего что такие экзерсисы на самолётах Су-9 и применялись и изучались, а впоследствии
легли в основу разработки пресловутого М-25 «Адский косильщик», но уже позже в конце 1960-х.
«Адский косильщик» виделся удобной и удачной альтернативой конвенциональному вооружению
и тактическому ядерному оружию, его применение, давая нужные эффекты, не оставляло
заражённой местности и не могло привести к началу ядерного конфликта.
такие машины должны были иметь чрезвычайно высокую тяговооруженность, позволяющую
развивать сверхзвуковую скорость на малых и сверхмалых высотах, пролетая над позициями
противника, самолёт должен был создавать мощную ударную волну и поражать живую силу и
незащищённую технику, а также разрушать лёгкие постройки, подробнее тут:
https://integral-russia.ru/2020/12/09/22993/
так что ударная волна это реально работающая вещь ) не случайно с 1956 года мы пытались
бороться 'ударными волнами' с американскими высотными самолётами и стратосферными зондами :
https://i4.imageban.ru/out/2022/10/28/10b38e58be646fd245e49814636af96d.jpg

иногда счастье — это когда ничего не происходит ; disk.yandex.ru/i/2AdD1OfuMmqBJA