Князь Московский ,первый из Великих. - История - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Князь Московский ,первый из Великих.  (Прочитано 1442 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

алекс шаркин

  • Автор темы

  • Сообщений: 3 650
  • Благодарностей: 1 694

  • Расположение: уфа

  • Заходил на днях

История поселения на месте центра нынешней Москвы исходит раньше 1147 года , когда там хозяйничал землевладелец Степан Кучка. Однако это имя стойко закрепилась в памяти народной ,как и князь основатель ,впервые упомянутый в Повести временных лет ,которому установлен громадный по размерам памятник. Неоднократно увековечен и Князь Московский ,-созидатель одноимённого княжества. Тогда почему упорно игнорируется отечественными историками упоминание имени удельного московского князя ,первого , добившегося статуса Великого? Особого секрета в этом нет ,так как не совсем лицеприятно рекламировать слишком противоречивую ,не совсем благочестивую личность средневекового политика ,по факту ставшего первым москвичом в долгой династии рюриковичей московских ,вокруг которой в дальнейшем стало формироваться великое государство под названием Россия.
Недавно в инете встретил очередную ,надуманную трактовку всего древа рюриковичей ,от новгородского Рюрика до последнего ,Фёдора Ивановича ,когда то пребывавших на Великих Столах Киевской ,Владимирской и Московской Руси и был удручён увиденному в этом списке имени князя Данилы Александровича Московского (1261-1303г жизни ), но не обнаружил имени Великого князя Владимирского- Михаила Ярославича Тверского (1271-1318гг ). В Москве  установлены памятники "отцу-основателю " города Ю. Долгорукому и первому удельному московскому Даниле Александровичу ,в Твери есть монумент Михаилу Тверскому.Но вот личность первого Великого Московского историками упорно умалчивается.С чего вдруг ? 
Я не Эзоп ,я ещё только учусь..

arfaxad


  • Сообщений: 4 027
  • Благодарностей: 2 604

  • Расположение: Кубань

  • Был вчера в 23:16


как умалчивается, это же не вновь открывшиеся обстоятельства для экстренных новостей,
ну были там бояре там и сям, хорошие и разные, тысячу лет назад, вот и про Кучку понаписано
и у историков и у литераторов вполне предостаточно, и во многих местах, вот например :

{ elibrary.ru/item.asp?id=44858171 }

иногда счастье — это когда ничего не происходит ; disk.yandex.ru/i/2AdD1OfuMmqBJA


Поблагодарили за сообщение: odnokam

алекс шаркин

  • Автор темы

  • Сообщений: 3 650
  • Благодарностей: 1 694

  • Расположение: уфа

  • Заходил на днях

   Веротерпимость присуща была ещё Орде Батыевой ,которая до воцарения хана Узбека не имела никакой государственной религии (присутствовали даже монголы ,исповедующие православие несторианского толка ). Сам же Узбек насильно обратил в ислам всю Золотую Орду ,не претендуя при этом на веру самой Руси.Но я не думаю ,что именно веротерпимость Узбека стала причиной дальнейшего переезда митрополита Петра именно в Москву ,просто Пётр имел личные симпатии к князю Даниилу Александровичу ,а затем и его потомкам.

Пора обозначить имя Князя московского ,первого из Великих. Это старший сын Данилы Александровича (тот так и не дожил до наступления своего лествичного права на владимирский стол и умер в 1303г )- Юрий Данилович.
Можно долго перечислять все нечестивые поступки Юрия ,но именно в его противостоянии с законным Великим Тверским князем Михаилом Ярославичем до предела обострилась борьба за главенство между более сильной на тот момент Тверью и Москвой. Право Михаила на великое княжение бросился оспаривать лишь один Юрий ,даже вопреки уговорам митрополита Максима.Сначала в Орде ярлык был получен Михаилом Ярославичем ,но Юрий московский пошёл на любые ,самые не потребные способы оклеветания в глазах Узбека ,князя Михаила. Он обвинял того в укрывательстве дани ,непокорности Твери самому Узбеку ,сам Юрий участвовал в неоднократных грабительских набегах на Тверское и другие княжества. Затем Юрий Данилович ,долгое время плетя интриги в Сарае ,женился на сестре Узбека -Кончаке и уговорил Узбека на поход на Русь ,где ,кроме самого Юрия и его татарки жены , участвовал ближайший ханский приближенный-Кавдыгей. ...
Я не Эзоп ,я ещё только учусь..


Поблагодарили за сообщение: odnokam

алекс шаркин

  • Автор темы

  • Сообщений: 3 650
  • Благодарностей: 1 694

  • Расположение: уфа

  • Заходил на днях

                   Продолжение.

Помимо женитьбы на сестре Узбека  Юрий сумел вымолить у Хана очередной ярлык на великое княжение. Подобная непоследовательность в назначении "главных " князей на Русь широко практиковалась в Орде для провоцирование там между усобных конфликтов, при этом более достойные ,имеющие законное право , часто отвергались ,а рвущие к власти выскочки искусственно возвышались ,что соответствовало принципу -разделяй и властвуй.
  Узнав о нечестном решении Узбека , Михаил Тверской с этим смирился и дал знать двоюродному племяннику Юрию ,что слагает с себя великокняжеский титул и удалился в свой удел.Однако Юрий ,чувствуя не правоту и зыбкость своего нового положения ,хотел непременно уничтожить тверского князя ,для чего и двинулся в 1317 году вместе с татарским воеводой Кавдыгеем на небольшое по размерам тверское княжество ,где у села Бортенёво произошла решающая битва. Войско Михаила Ярославича перед этим было сильно ослаблено недавним неудачным походом на Новгород ,однако сам Михаил сражался в ней крайне самоотверженно ,неоднократно был на грани гибели ,тем самым воодушевляя своих воинов.Юрий не выдержал такого напора и бежал с поля сражения ,его татарская жена Кончака и Кавдыгей попали к тверитянам в плен.
Однако после данного успеха фортуна окончательно отворачивается от благоверного Михаила Ярославича. Он отпускает из плена Кавдыгея ,который вместе с Юрием устремляются в Орду ,где опять плетут козни против тверского князя и в этот же момент в Твери при невыясненных обстоятельствах умирает Кончака ,чем тут же воспользовались противники Михаила ,обвинив того перед Узбеком в смерти его сестры. Михаилу трудно было противостоять предубеждённости хана Золотой Орды ,который тут же потребовал приезда Михаила Ярославича к нему в Сарай.


В августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними.

Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

Но тверской князь с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих».
 

 Ярославич застал Узбека с огромным обозом на охоте в степи и долго следовал вместе с ним  . Поначалу Хан встретил князя благосклонно ,но в дальнейшем  ордынская "партия " его противников во главе с Юрием Московским сумели убедить его в виновности Михаила во многих оговорённых грехах. Однако Узбек продолжал медлить ,хотя и велел заковать князя в деревянные колодки и возить 
в таком виде его по степи .


Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия».

Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярославич виновен и заслуживает смерти.

Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила. Тягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

5 декабря, в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.

После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям.

Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина .

Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее.

Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

   

 В 1549году Русская православная церковь причислила  Великого тверского князя Михаила Ярославича к лику святых.
« Последнее редактирование: 05.11.22 20:58 »
Я не Эзоп ,я ещё только учусь..

алекс шаркин

  • Автор темы

  • Сообщений: 3 650
  • Благодарностей: 1 694

  • Расположение: уфа

  • Заходил на днях

         Заключение.

Мученическая смерть Михаила Тверского открыла дорогу Юрию к главному ханскому ярлыку ,который он вновь получает в 1318 году.
 По возвращении из Орды в 1319 году Юрий посадил своего брата Афанасия князем в Новгороде. В 1320 году Юрий ходил войной на рязанского князя Ивана Ярославича, закрепляя Коломну за Московским княжеством. В том же году умер его брат Борис. А другой брат Юрия, Иван Данилович, поехал в Орду к Узбеку для утверждения в качестве наследника Московского княжества.

В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её к брату в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали хана Узбека, и в 1322 году Дмитрий Тверской получил ярлык на великое княжение.Сам Юрий был вызван в Сарай-Берке, а Дмитрий попытался поймать Юрия на пути в Орду, но тот уехал к брату Афанасию в Новгородскую землю: во Псков, а потом в Новгород, где был принят на княжение.
В Новгородской земле Юрий основал в 1323 году крепость Орешек, заключил Ореховский мир между Новгородом и Швецией и участвовал в походе на Устюг в том же году.

Когда в 1325 году Юрий Данилович приехал в Сарай-Берке и стал добиваться ярлыка на великое княжение, тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи встретил его там и зарубил в припадке гнева за смерть отца, затем был схвачен ордынцами и год спустя по приказу хана казнён. Ярлык на великое княжение достался брату Дмитрия — Александру Михайловичу.

Так бесславно завершилась жизнь князя Юрия Даниловича ,первого Великого из московских. Нетерпеливое стремление к безусловной власти вне норм человеческой морали благодаря удачливости судьбы несколько раз позволяло ему восхождению на вершину власти в Северо-восточной Руси ,но он также быстро и лишался её ,когда фортуна от него отворачивалась. Смерть Юрия Даниловича не прервало вековую борьбу за власть между Тверью и Москвой. Ошибки своего отца повторили и дети тверского князя ,сначала Дмитрий Грозные Очи ,а затем и Александр Михайлович ,ещё более трагично казнённого вместе со своим сыном в Орде.Несмотря на внешнее благородство все они в конечном счёте проиграли политическую борьбу с более расчётливой Москвой. Окончательно Тверское княжество было присоединено к Москве в конце 15 века Иваном Васильевичем Третьим ( Великим ).
« Последнее редактирование: 06.11.22 17:14 »
Я не Эзоп ,я ещё только учусь..