Сначала стремление людей выставлять себя напоказ привело к появлению инстаграма. Затем инстаграм потребовал ежедневного наполнения. Теперь вирус фотографирования заставляет сниматься по любому поводу — дома и на работе, на отдыхе и со знаменитостями, лишь бы привлечь побольше подписчиков. В результате фотографии живут очень недолго, от силы день-два, каждый день появляются новые кадры, которые заменяют старые.
Но ещё не так давно отношение к фотографии было совсем другим. Люди фотографировались не для других, а... вы не поверите! — для себя! Это называлось "снимок на память". И к фотографиям относились настолько по-другому, что это сложно себе даже представить. Но была конечно и немного странная специфика, например вот этот групповой снимок, где люди улыбаются и смотрят в объектив.
На самом деле является фрагментом фотографии, сделанной в день похорон.
В те годы сфотографироваться с покойником было в порядке вещей, такое делалось повсеместно, и фотографии с умершими бережно хранились почти в каждой семье.
Рассматривая отпечатки тех времён, можно заметить, что большинство фотографов предпочитало стандартную схему: скорбящие выстраиваются по одну сторону от гроба, фотограф располагается с другой, и командует всем смотреть на лицо почившего. Получалось чудесно, и покойник был хорошо виден, и плакальщики. Продуманную композицию частенько нарушали дети — понятия не имея о том, что такое смерть, они гораздо больше интересовались не покойником, а фотоаппаратом, поэтому на некоторых снимках можно обнаружить детства чистые глазёнки, вперившиеся в объектив.
По окончании похорон снимок с покойником заказывался в большом формате, и размещался на видном месте, в знак уважения к усопшему. Иногда копия высылалась иногородним родственникам, не сумевшим попасть на похороны.
Получив такую фотографию, дальняя родня изготавливала с нею семейный портрет "на память".
Отдельно стоит заметить, что жутковатое чувство, возникающее у нас при просмотре этих картинок, было совершенно незнакомо нашим предкам. Снимки с мертвецами были совершенно обыденным делом, хранились вместе с остальными семейными фотографиями, а порою, по моде тех лет, даже раскрашивались в весёленькие цвета.
Спрос на похоронное фото был так велик, что вскоре появилась новая профессия — кладбищенский фотограф. Мастера потусторонней светописи предлагали свои услуги, размещая рекламу на оборотной стороне посмертных фотографий. На штампе такого специалиста, можно прочесть: Е.А.Фроловский ФОТОГРАФ Смоленского Православного Кладбища На кладбище ежедневно кроме понедельника с 10—2ч Адрес квартиры: Река Смоленка 10, кв. 8. (между 7 и 8 линией В.О.) Зачем указан адрес, я не знаю, может быть он брал работу на дом. Профессия ритуального фотографа существовала и в СССР, как минимум до девяностых годов двадцатого века, с одним из таких я даже был знаком, и очень удивлялся глубине его проникновения в психологию заказчика.
Октябрьский переворот разрушил "мир насилья", но не запретил фотографироваться с мертвецами. В эпоху кричащих лозунгов каждый усопший снабжался плакатом с перечислением его заслуг перед революцией.
И даже школьник в те годы не просто умирал...
... а непременно "выбывал из рядов детства" В послевоенные годы мода на такие фотографии постепенно прошла. По какой причине — неизвестно. Возможно, люди наконец-то поняли, насколько это неэтично? Не знаю, и даже предположить не могу. Лично мне сложно понять, как вообще можно было хранить такие фотографии дома? И не забывайте, то что вы видели выше — это ещё цветочки, у меня есть совершенно жуткие экспонаты, и все они когда-то составляли чей-то семейный архив.
Источник:
https://fishki.net/2507291-selfi-s-mertvecom.html © Fishki.net