Еще один пример всемирной отзывчивости русской души...
В 1970 году Всесоюзная фирма «Мелодия» издала удивительную пластинку — «Лютневая музыка XVI — XVII веков». Ее буквально сметали, когда она появлялась на прилавках магазинов. Пластинку приходилось переиздавать, но она все равно ходила в раритетах. Потом о пластинке позабыли. Но музыка с этого винилового диска стала известна всему миру. По крайней мере три пьесы.
«Канцона и танец» Франческо ди Милано (сохранена орфография авторов пластинки) прославилась с помощью Бориса Гребенщикова, который перепел ее с «Рая» Алексея Хвостенко как «Город золотой». «Ave Maria» неизвестного автора XVI в. стала шедевром в мире оперы, постепенно превратившись в произведение Джулио Каччини. «Ричеркар» Н. Нигрино — одна из популярнейших композиций у аутентистов, музыкантов, воссоздающих звучание музыки прошлого.
Правда, специалисты уже давно сомневались в указанном на пластинке авторстве. Ну не укладываются все эти пьесы в эстетические рамки лютневой музыки эпохи барокко. Кроме, наверное, английской старинной песни «Зеленые рукава». Ну а остальное чье? Были у этих специалистов подозрения, что сочинил эту музыку ленинградский гитарист, первый советский лютнист и композитор Владимир Вавилов. Только никто из этих специалистов не решился официально заявить об этом. Кажется, пора открыть миру глаза.
Путем длинных и сложных поисков энтузиастам удалось выяснить, что все композиции представленные на альбоме принадлежат перу Владимира Вавилова, за исключением народной песни «Зеленые рукава».
Причин для такой мистификации было несколько, но главная и основная банальна. В то время никому в голову не могло прийти, что государственная фирма грампластинок станет выпускать диск какого-то мало кому известного лютниста с незвучной русской фамилией, за спиной которого нет консерваторий, а только кружок в Ленинградском дворце пионеров и вечерняя музыкальная школа. Но Вавилов очень хотел, чтобы его музыка дошла до слушателя и он пошел на то, чтобы отдать всю славу средневековым композиторам и «неизвестным авторам».
Вообще же о Владимире Вавилове нет почти никакой информации. И это при том, что три его композиции известны всему миру, исполняются великими вокалистами, звучат во множестве фильмов и издаются огромными тиражами. Все, кто составлял описания биографии музыканта, не заостряли внимания на том, что он с 1952 года изучал теорию музыки и композицию под руководством композитора Иоганна Григорьевича Адмони (1906—1979). Об этом мало кто знал, потому что эти уроки не считались специальным образованием, и в условиях СССР не выглядели достаточными для прав на официальную композиторскую деятельность.
Открытия начались после исследования текстов и мелодий с упомянутой выше грампластинки «Лютневая музыка XVI—XVII вв.» Исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы, а список его произведений был обнародован. Ещё больше неясного было с «Ave Maria» Джулио Каччини. Стилистический анализ показал: «…септаккорды по „золотой секвенции“, синкопы в басу, седьмая повышенная ступень в миноре, двойная доминанта… Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад». Музыковеды подтвердили невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке. Ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют в архивах и музыкальных библиотеках. Тем не менее, эти произведения - настоящие музыкальные шедевры.
Расспросы родственников и тех, кто близко знал музыканта, доказали, что автором этих произведений был сам Владимир Вавилов. Так стало известно о ещё одной грандиозной мистификации в области музыки XX века.
Еще в сети еще можно узнать, что Владимир Федорович воевал в годы Великой Отечественной войны, демобилизован по ранению, на пятом десятке жизни заболел раком поджелудочной железы. Была проведена операция, но заболевание зашло слишком далеко, и 11 марта 1973 года композитора не стало. Ему было 47 лет... Похоронен на Городском кладбище Павловска.
В.Вавилов - "Ave Maria" (Приписано Джулио Каччини):
В.Вавилов - "Канцона" (приписано Франческо Канова да Милано, исп. автор (лютня)):
В.Вавилов - "Ричекар" (приписано Н.Нигрино, исп. автор (лютня)):
В.Вавилов - "Павана и Гальярда" (приписано Винченцо Галилеи, исп. автор (лютня)):
В.Вавилов - "Чакона" (приписано Гансу Нейзидлеру, исп. автор (лютня)):
В.Вавилов - "Пастурелла" (приписано Жан Антуан де Баиф исп. автор (лютня)):
https://www.youtube.com/watch?v=QZYFLEmWfJ8 (встраивание отключено - достигнут лимит)
В.Вавилов - "Гавот" (приписано Дени Готье, исп. автор (лютня)):
https://www.youtube.com/watch?v=OuCwq9KTkAE (встраивание отключено - достигнут лимит)
В.Вавилов - "Ave Maria" Исполнение: Лютня - Владимир Вавилов, Вокал - Надежда Дроздова-Вайнер, Орган - Марк Шахин:
https://www.youtube.com/watch?v=rp34G9pNtRM (встраивание отключено - достигнут лимит)
В исполнении Вероники Джиоевой:
https://www.youtube.com/watch?v=akuWPh4mGng (встраивание отключено - достигнут лимит)
Добавлено позже:Из интервью с дочерью
— Тамара Владимировна, неужели у вас ничего не осталось от отца? Ни архивов, ни инструментов?
— К сожалению, нет. Отец с мамой развелись, когда мне было очень мало лет. У отца была другая жена. После его смерти, в 1973 году, она забрала почти все. Фортепиано, а это был «Bluthner», осталось. Но играть на нем было некому. Меня корили друзья-музыканты — инструмент не может просто так стоять, на нем надо играть, за ним надо ухаживать, он без музыки просто умрет. И я его продала.
— А архивы?
— После смерти отца ко мне часто заходили молодые гитаристы-исполнители, игравшие на семиструнной гитаре, просили дать им изучить те или иные ноты, записи отца. Я давала. Никто ничего не вернул.
— В том, что старинные мелодии со знаменитой пластинки написал сам Владимир Вавилов, для многих достаточно устойчивое убеждение.
— Эти, как вы говорите, устойчивые убеждения связаны не только с лютневой музыкой. Есть много опубликованных композиций для семиструнной гитары. И в нотах написано: современная обработка русских народных мелодий — Владимир Вавилов. Мы общались с музыкантами. Они говорили — нет таких русских народных мелодий. Исполнял он и концерт Паганини. Мне звонил один музыковед. Я сейчас не вспомню его имени. Он утверждал, что не мог Паганини написать этот концерт.
— Как вы думаете, почему он не ставил свое имя под своими произведениями? Может, это его характер? Он в быту любил мистификации?
— Он был талантливый человек. Очень трудолюбивый. Много учился, много работал. Выступал с сольными концертами-лекциями, посвященными семиструнной гитаре, дуэтом с Львом Андроновым, аккомпанировал Клавдии Шульженко, Борису Штоколову в их программах. Писал музыку. Так что было много работы, и никаких мистификаций. Почему не ставил свое имя? Это сейчас в шоу-бизнесе одно позерство и жажда славы. Слышала даже такое выражение: «Я в искусстве!» Он никогда бы так не сказал. Он служил искусству. Вы знаете, я была свидетелем одного разговора отца с его родственницей. Она пела в хоре. Он написал для хора песню. Она спросила, почему он не хочет издать ноты под своим именем. Отец отмахнулся. Мол, кто меня пропустит, пусть будет неизвестный автор, главное, чтобы песня звучала. Тогда все было очень сложно — цензура, комиссии. Союз композиторов вообще был организацией небожителей. А он кто? Недоучка.
— Но вы бы хотели добиться справедливости?
— Я бы хотела, чтобы серьезный музыковед взялся и проанализировал музыку, которую отец писал и играл. И я даже не хочу, чтобы, например, сейчас взяли и везде изменили авторов. Лучший подарок для меня... и для него, чтобы имя Вавилова просто стояло рядом. Например, «Каччини — Вавилов».