Продолжение.
Помимо женитьбы на сестре Узбека Юрий сумел вымолить у Хана очередной ярлык на великое княжение. Подобная непоследовательность в назначении "главных " князей на Русь широко практиковалась в Орде для провоцирование там между усобных конфликтов, при этом более достойные ,имеющие законное право , часто отвергались ,а рвущие к власти выскочки искусственно возвышались ,что соответствовало принципу -разделяй и властвуй.
Узнав о нечестном решении Узбека , Михаил Тверской с этим смирился и дал знать двоюродному племяннику Юрию ,что слагает с себя великокняжеский титул и удалился в свой удел.Однако Юрий ,чувствуя не правоту и зыбкость своего нового положения ,хотел непременно уничтожить тверского князя ,для чего и двинулся в 1317 году вместе с татарским воеводой Кавдыгеем на небольшое по размерам тверское княжество ,где у села Бортенёво произошла решающая битва. Войско Михаила Ярославича перед этим было сильно ослаблено недавним неудачным походом на Новгород ,однако сам Михаил сражался в ней крайне самоотверженно ,неоднократно был на грани гибели ,тем самым воодушевляя своих воинов.Юрий не выдержал такого напора и бежал с поля сражения ,его татарская жена Кончака и Кавдыгей попали к тверитянам в плен.
Однако после данного успеха фортуна окончательно отворачивается от благоверного Михаила Ярославича. Он отпускает из плена Кавдыгея ,который вместе с Юрием устремляются в Орду ,где опять плетут козни против тверского князя и в этот же момент в Твери при невыясненных обстоятельствах умирает Кончака ,чем тут же воспользовались противники Михаила ,обвинив того перед Узбеком в смерти его сестры. Михаилу трудно было противостоять предубеждённости хана Золотой Орды ,который тут же потребовал приезда Михаила Ярославича к нему в Сарай.
В августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».
Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними.
Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».
Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».
Но тверской князь с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих».
Ярославич застал Узбека с огромным обозом на охоте в степи и долго следовал вместе с ним . Поначалу Хан встретил князя благосклонно ,но в дальнейшем ордынская "партия " его противников во главе с Юрием Московским сумели убедить его в виновности Михаила во многих оговорённых грехах. Однако Узбек продолжал медлить ,хотя и велел заковать князя в деревянные колодки и возить
в таком виде его по степи .
Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия».
Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярославич виновен и заслуживает смерти.
Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.
В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила. Тягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.
Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.
Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»
5 декабря, в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.
После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям.
Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина .
Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее.
Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».
Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.
В 1549году Русская православная церковь причислила Великого тверского князя Михаила Ярославича к лику святых.