Орфография и пунктуация сохраненаДНЕВНИК
похода по Кавказу
(лето-осень 1957 г.)
Участники:
1. Блинкова Л.
2. Волегов Ю.
3. Дятлов И.
4. Григорьева Л.
5. Ощепкова Н.
6. Тарзин П.
7. Русских Л.
8. Чубарев Е.
9. Колмогорова З.
10. Трегубов Н.
11. Хализов В.
12. Шунин В.
Список дежурств
1. Шунин и Ощепкова
2. Трегубов и Блинкова
3. Дятлов и Григорьева
4. Чубарев и Русских
5. Волегов и Колмогорова
6. Тарзин и Хализов
-1-
24 августа 1957.
Вот мы уже в пути. Правда еще пока в поезде, но все же как хорошо, что мы совсем близко от цели. Пройдет еще всего 3е суток, и мы будем уже шагать с рюкзаками за плечами по тропам Кавказа, а пока еще мы едем в поезде. Сегодня большинство проснулось под самым Челябинском. В Челябинске сходили в город, запаслись кипятком, правда чтобы его сохранить, нам пришлось выдержать спор с пассажирами купе. Вообще и пассажиры и проводница как-то плохо на нас смотрят. После Челябинска устроили завтрак, а там каждый занялся кто чем желает. Игорь занялся ремонтом рюкзака, Володя писал стихи и мне очень понравились, а любители природы
бы ушли в тамбур
-2-
А ведь какой красивый Урал. Могучий и гордый, величавый и богатый он непоколебимо стоит от Северного Ледовитого океана и до Каспийского моря. От вечных льдов и снега до прикаспийских степей. А какая
красиво прелесть ехать и смотреть, смотреть. Вот поезд мчится змейкой по ущелью. Вот он взбирается в гору или стрелой летит вниз а ты сидишь и любуешься своим родным и близким Уралом. Теперь уже только через полтора месяца мы вновь увидим твои горы и леса реки и озера наш родной Урал. А пока мы расстались с тобой и едем искать приключений на хмуром и строгом Кавказе.
Перед самой Уфой (город) собрались в тамбуре и пели песни до тех пор пока не пришел ревизор и
-3-
и не "попросил" нас культурно очистить тамбур. Сейчас будем кушать (ужинать) и спать.
Блинкова
25 августа 1957 г.
Второй день пути, в поезде. Утром большинство проснулись при подъезде к Куйбышеву. Поезд долго шёл (около часа) по каким-то толи пригородным селениям, толи по пригородам самого Куйбышева. Вот, наконец, и сам город. Остановились на 3й платформе. В город и вокзал выводит очень красивый, отделанный мрамором туннель. Неизвестно как внутри, а внешне вокзал ничем не замечателен. Привокзальная площадь имеет довольно-таки бледный вид. Обзор прилегающих улиц также не приносит ничего отрадного. Центр города гораздо дальше, у речного вокзала.
Поезд тронулся как-то совершенно неожиданно. Поднялась великая паника. Все рысью устремились к своим вагонам. Некоторые чуть не отстали от поезда. Почему-то распро
-4-
нилось везде мнение, что поезд стоит 64 минуты, а стоял 35-40. Пересекли речушку Самарку, очевидно, по назывался этот город раньше. До Волги ехали еще часа два. За окном защитные насаждения, в разрывах между ними видна равнина. Значительно изменилась природа леса. Ель уже не встречается, много уже дуба встречается, клён, тополь, иногда видны сосновые рощи. Наконец, въехали на мост через Волгу. Река здесь довольно широкая, по ширине не уступит Оби в среднем течении. Берега голые. Некоторое время ехали вдоль Волги, жарко, душно. Все мечтали о том, чтоб поезд остановился минут на 20 у берега, чтоб имелась возможность искупаться, надеялись на Сызрань, а она, непутёвая, оказалась в 7 км от реки. Хотели пообедать, не тут-то было! Наши дежурные не могли купить хлеба и чего-либо поесть. У тех, кто не догадался как следует
-5-
поесть утром, начало судорогой сводить животы. Беспокоит судьба нашего завхоза. Что будет дальше, если уже в первые дни многие имеют относительно её кровожадные намерения? Вообще-то законно, ещё в древности у моряков был обычай в голодное время употреблять самых подходящих по комплекции. Если легенда верная, то участь её решена.
Проехали Пензу, вокзал стереотипный, некрасивый. Город издали кажется очень зеленым. Сменилось направление движения. Ехали раньше на запад, теперь круто повернули на юг. Сегодня наш состав некоторое время вёл примечательный локомотив: последний поезд Коломенского да № 10820. Занятие группы почти тоже самое, что и вчера: читали, играли в настольные игры, изучали, познавали премудрости альпинизма по Черепову.
Игорь, Зина и примкнувший к ним В. Шунин вспоминали узлы с испытанием на прочность силами ног Жени и
-6-
Лиды. Вечером впервые за много дней шёл дождь. Может быть он освежит все-таки атмосферу? Надеемся. Спим.
Волегов
26 августа 1957 г.
Странная погода, впрочем, может обычная для этих мест; невыносимая жара днём, довольно холодно ночью. Степь, бесконечная степь. Исторические места боев во время второй мировой войны. На одном из полустанков памятник - пушка павшим артиллеристам.
Скоро Сталинград. Здесь всё напоминает о прошедшей войне. Сохранились воронки от снарядов, братские памятники-могилы. Большой красивый вокзал построен в стиле героическом. У входа - скульптуры солдат, матросов - защитников Ста-
-7-
линграда. Вот и Волга. Поезд проходит в стороне от реки, лишь иногда показывается её голубая гладь. Волго-донский судоходный канал имени Ленина. У входа - огромная скульптура Сталина. Поезд идёт вдоль канала. Несколько белых, новых поселков, видимо, жители их - рабочие канала. А кругом сухая степь. Железная дорога видимо самое плодородное, удобренное место, поэтому вдоль её с успехом растут тыквы, арбузы, да такие большие, спелые. И так без конца.
Особых впечатлений нет. Ярко вспыхивают зарницы - ведь их видно здесь на сотни км.
Дятлов И.
-8-
27 августа
Проснулись рано, часа в четыре утра. На ст. Кавказской нас пересадка. Все сразу загоношились, стали укладывать рюкзаки, искать свои вещи. Поразбудили пассажиров, которые на нас, конечно, не обиделись. Нас хорошо проводили, пожелали счастливого пути!
Поезд наш шел довольно поздно ( в 5-18), и мы решили походить по городу. Недалеко от вокзала обнаружили базар, где продавалась масса дешевых фруктов. Павел ходил и приценивался ко всяким петрушкам и просил кушать неизвестно что, не зная можно ли есть этот "фрукт". Наши девчата, Зина и Нина подошли с ученым видом бывалых торговок к тетеньке, которая продавала утку и Павел Аркадьевич тут же
-9-
спросил: "Почём этот гусь?" А "гусь" сидел и чуть не крякал от не бывалого удовольствия.
Потом часов в 10ть узнали, что недалеко протекает река Кубань, пошли туда.
Кубань в этом месте имеет довольно быстрое течение. Дно устлано галькой, берега невысокие, поросшие акацией, тополями и березкой. Вода очень мутная, желтая, пить, конечно, её нельзя.
Вообще около домов, которые выходят на берег, навалены прямо в реку кучи мусора, всякой нечисти. Может где дальше река и красивая, но в этом месте довольно неприятная. Вода здесь, конечно, значительно теплее, чем у нас на Урале, хоть жители говорят, что она сейчас очень холодная.
После купания мы снова зашли на базар и еще долго ели фрукты: виноград, сливы, дыни. Потом обедали сова фруктами: ели яблоки, сливы. Вообще очень много фруктов убавилось в этот день на Кавказском базаре. Мы ели их столько, что на нас стали обращать внимание окружающие.
В 5-20 мы погрузились в поезд №68, причем пролили много пота, чтобы сесть в переполненный вагон.
Гор Кавказских еще не видно, надеемся, что завтра их будет видно.
27/VIII-57г. Григорьева
P.S.Жители Кавказской долго гадали кто мы такие: кто говорил, что мы парашютисты, кто - что мы едем с фестиваля, кто-то говорил, что мы будем
-11-
лазить по горам, т.е. туристы, а Лилю назвали даже армянкой. Вообще наше происхождение осталось тайной, загадкой.
27го
Последние часы этого дня о "елки с мохом" что это было как сказала бы Лиля. Когда мы заскочили в этот несчастный вагон с его проводником проклинали этот час. Хотя по правде сказать проклинал может кто другой но не "мы" С нас беспрерывно лились потоки пота соленого это из нас выходили все фрукты что мы съели за день в Кропоткино
Вагон был общий но мы окупировали одно купе на 16 чел. и дальше все ребята сняли рубахи и майки было большое желание снять штаны но увы только желание Девчонки совсем раскисли от жары и с кислыми лицами обмахивались Но вдруг все странно захотели есть.