Это было в августе 1957 года. Мы ехали на конях из Зауралья к истоку Печоры - на гору каменных идолов Маньпупынёр. Перед самым подъёмом на Уральский хребет ночь застала нас в верховьях речки Маньи.* Об исчезнувшем божестве вогулов.
Мы сидели у костра с проводником-манси Петром Ефимовичем Самбиндаловым. Прихлёбывали из кружек чай да прислушивались к всплескам хариусов в реке.
В стороне силуэтом рисовался лесистый купол горы Манья-Тумп. Старый манси кивнул головой в её сторону.
- Давно, давно гора ходи нельзя было...
Я насторожился:
- Почему?
- Кто ходи тот хворай долго и умирай.
- Что же там такое было?..
- Старый люди говори - там пупы стоял, Сорни Эква, Золотой баба...
Стакрик замолчал. Я покосился на чёрный силуэт горы.
Манси продолжал:
- Страшно было близко к гора ходи. Баба шибко кричал...
- Как это?..
- Люди говори, страшный голос...
- А теперь на гору ходят?..
- Кто молодой, ходил. Говорил - совсем ничего нет...
- Давай-ка сходим туда, Пётр Ефимович!..
- Нет, моя туда не ходи. Грех будет. Помирай не хочу...
На многие километры между Большой и Малой Тошемкой стоял сплошной сосновый бор, чистый сосняк, без каких-то других насаждений. Это место находится юго-западнее южной оконечности хребта Сисуп (Чистоп). По легенде говорится, что после потопа на горе остался маленький незатопленный кусочек суши, переводится Сисуп, как 'крик ребенка'. Главная вершина горы Сисуп получила любопытное мансийское название Няврн-люньчи-сяхль-ала. Ала - вершина, Сяхль - сопка, гора, Люнчи - ревела, Няврн - ребенок. Т.е. 'Вершина горы, где плакал ребенок'. Вокруг хребта Сисуп, в разное время потерялось много женщин и детей манси, так их не нашли. Видимо здесь находится какая-то геопатогенная зона. Южная часть хребта Сисуп заканчивается сопкой Верблюжьей. А ниже 'Острая' сопка, мансийское название Лув - Сяквур (Лошадиная титька). Место это нехорошее, так считают манси, там живет Сисуп-овыл-менкв-ойка (Старик- черт конца Сисупа). В юрте на Малой Тошемке нельзя было детям вечерами петь песни, сильно смеятся, играть, а днем разрешалось и кричать, и петь, и смеяться.* Пискарёва М. Мансийский след. Часть первая. (http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml)
В мифологии народа манси есть мифический лесной дух, Менкв, ростом он три и более метра, весь покрыт волосами, что живут они как люди, имеют жен и детей, спят на медвежьих шкурах. У них огромная физическая сила, когда он идет по тайге, то шум его шагов слышен издалека, скрипят и ломаются деревья, завывает ветер.
Менквы, по словам манси, проживали на южной стороне Чистипа (Сисуп), на устье реки Таргур-сос (сосновый бор), правом притоке реки Большой Тошемки, в окрестностях поселка Тургур-сос, и там действительно пропадали только одни женщины и дети. Про это Варвара Кузьмовна рассказывали. Тошемка и переводится как 'река, на которой сидят Боги'.
М.П.: - Некоторые менквы, 'уччи', считаются у манси людоедами.Пропадали дети и женщины у манси, они, конечно же, в милицию не заявляли, пропал ну и пропал. Может, снежный человек украл? Если бы милиция стала искать, нашли бы хоть что-нибудь. А так только легенды идут - дети пропадают... И опять потом легенду придумали. Осталось незатопленного места, как для крика ребенка. Слишком много потопов в мансийских легендах.
В.А.: - Это не легенды, а быль. В начале двадцатого века и в конце девятнадцатого там жили манси, и у них постоянно пропадали дети, девушки, женщины. Это правда. Это мне рассказали сами манси.
М.П.: А снежный человек в тех краях водится?* Пискарёва М. Беседа с Владимиром Андросовым. (http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/beseda_s_androsovym.shtml)
В.А.: Я общался с манси, меня знали все манси, живущие севернее посёлка Вижай. Мы охотились вместе, пили бражку, ели струганину. И, конечно, вели разговоры о тайге. Они рассказывали, что в верховьях реки Лозьвы встречали огромного или зверя, или человека. Это был снежный человек, да я уверен, что он там жил или находился в этот момент на месте трагедии.
Есть одна гора под названием Хой-Эква, что в переводе означает "Женщина-Царица". Вот туда никто из мансей, на саму гору не ходит, и, возможно, там и в верховьях реки Лозвы, а это небольшой район, место, где жил или обитается снежный человек. Это район пещер. На Хой-Экве никогда никто не жил. Это место не исследовано, а жаль.
Менкв, кстати, тоже - тайна. Предания не подлежат разглашению на "нелюдей" во избежание мести со стороны лесных духов.Из письма Виктора Мальцева, август 1991 г.
Ты же знаешь наши законы. Ты манси, я ханты. Нельзя нам этим заниматься. Да кроме того, я честно скажу, я этого боюсь. Вот боюсь и всё тут. Когда рассказывают, я слушаю, но сам никогда не спрашиваю. У нас многое можно услышать. Если хочешь, приезжай сюда. Здесь все об этом знают. Но вера наша не позволяет об этом болтать. Так что подумай. Плохо это может кончиться. Сама знаешь.Из письма Тарагуптова Л.А. Ольге Кошмановой, апрель 1987 г.
Наиболее наглядно этот пропуск виден на схеме, сделанной неким Дедом МасаемНа его схеме масса ошибок по местам и датировкам.
На фото 11 плёнки №3, на заднем плане, туда, куда уходит лыжня (вперёд по движению группы) различимы фигуры туристов. Они видны крайне расплывчато, но кое-что можно увидеть (фигуры туристов указаны стрелками):Фигуры есть, это не артефакт.
что причина этому - нетвёрдое удержание фотоаппарата в руках.Признаков "шевеленки" нет, неправильная фокусировка или запотевание стекла.
Вот ОН. Наш персонаж. Хозяин, Леший, Мэнкв, Куль, Комполен. Неспящий зимой.Нет там ничего, Ветру уподобляетесь.
На кадре 17 с той же плёнки №3, сделанном утром 1-го февраляЭто не 1 фвраля, а 30 января, последние 5 кадров снимал не он, а, скорее всего, Семен приблизительно в том же месте, что и этот кадр из "россыпи", на подъеме к ПД:
Нет там ничего, Ветру уподобляетесь.Ничего подобного. Ветер чудит с цветом и формой и всё равно у него ничерта не видно. Голову, конечно, видно плохо, сказываются смазанность изображения и расстояние, но основные черты различить можно. Из этого скана большего получить, к сожалению, нельзя.
Признаков "шевеленки" нет, неправильная фокусировка или запотевание стекла.То есть Тибо сделал почти подряд два снимка, оба раза не проверив объектив. Выставить расстояние "на бесконечность" на ФЭДе можно было не глядя, двумя движениями одной руки - выдвинуть до упора тубус объектива и повернуть до упора (до щелчка) поводок наводки на резкость. О чём я и говорю - что-то его отвлекло.
На его схеме масса ошибок по местам и датировкам.Может, ошибки и есть. Но возьмём для примера тот же кадр 12.
Соответственно, нет на этих кадрах ни Хой-Эквы, ни Маньятумпа, там Гумпкопай и то, что рядом с ним.Вершина на фото имеет угловой размер около 6°, соответственно, в натуре 12°. Гумпкапай же, видимый с Ауспии по кратчайшему расстоянию, имеет угловой размер 3.6°. Да и темновато выглядит вершина на фоне неба, непохоже на заснеженный голец. То есть на фото явно не Гумпкапай, а что-то более близкое к снимающему. Вершина же 733 соответствует угловому размеру на фото с расстояния в 4 км, то есть примерно с точки, указанной Масаем.
переводит данный материал из раздела "Исследования" в раздел ?Фантазии на тему ПД"Взял произвольно деталь с фото 12 - и прав оказывается Масай.
Именно поэтому они и перестали на сутки снимать - встревоженность, возможно, страх у некоторых членов группы, возбуждение и интерес у других, последующее обсуждение виденного и слышанного привели к тому, что им стало не до съёмок.В лесу в сумерках когда ты никого не видишь, но ощущаешь всем организмом, что за тобой наблюдают, конечно снимать неохота. А дальше все действия группы происходят в зоне открытого пространства, с другой стороны - снега и плохой видимости. В случае опасности от стремного существа - это некий выход. Они чувствовали бы себя в большей безопасности - в лесу у него точно преимущество, а так 1:1. Думали, как бы обойти весь участок леса по большему радиусу.
Зависит от того, что больше ощущает "фотограф" - желания снять объект или опасность от объекта. А то я тоже могу написать: а чего они увязавшихся "от хозяина" не поснимали?Я имел в виду следующее: "фототабу" могло появиться после того, как встретившаяся им (согласно "бесед" elenopaulы) Группа товарищей, под предводительством Деда, знакомые с Великявичусом, представилась геологами, и намекнула, что один из них, как минимум в бегах. После этого объявила, что нас лучше не фоткать, так как мы то смоемся, а вас затаскают и пленки отберут и фотоаппараты и еще золото будут искать, не отпишитесь потом. Затем они следовали за ними на некотором отдалении и начать фотографировать было невозможно, но Коля все-таки пару раз впопыхах, пытался щелкнуть.
Я имел в виду следующее: "фототабу" могло появиться после того, как встретившаяся им (согласно "бесед" elenopaulы) Группа товарищей, под предводительством Деда, знакомые с Великявичусом, представилась геологами, и намекнула, что один из них, как минимум в бегах. После этого объявила, что нас лучше не фоткать, так как мы то смоемся, а вас затаскают и пленки отберут и фотоаппараты и еще золото будут искать, не отпишитесь потом. Затем они следовали за ними на некотором отдалении и начать фотографировать было невозможно, но Коля все-таки пару раз впопыхах, пытался щелкнуть.Если на безлюдных просторах в сотни кв км у одной группы "на хвосте" на расстоянии фотоснимка другая, как-то напрашивается вывод, что ей от первой что-то надо.
Если на безлюдных просторах в сотни кв км у одной группы "на хвосте" на расстоянии фотоснимка другая, как-то напрашивается вывод, что ей от первой что-то надо.В том то и дело, что Ауспия - это основной хайвей в это время года, и если уж с кем то встретился, то хрен отвяжешься, если идешь в попутном направлении.
В том то и дело, что Ауспия - это основной хайвей в это время года, и если уж с кем то встретился, то хрен отвяжешься, если идешь в попутном направлении.А в 59м там только прошел манси с оленями. Манси ушел в одну сторону, олени - в другую(. Там некуда по Ауспии больше идти. Тургруппы там не ходили, местные - почти не ходили. За Холотчахлем не было на Запад никаких пунктов. А сейчас - да хоть route 66!
[url]http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/866/[/url] ([url]http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/866/[/url])Я уже выкладывал в своей теме, все равно - спасибо!
Горы, где живут менквы
01 января 1997 года
Днём 30 января 1959 года на Ауспии, на северо-западной стороне подножия горы Хой-Эква Николай Тибо-Бриньоль делает снимок, известный как кадр 12 плёнки №3. Последний снимок, после которого вся группа на сутки перестаёт фотографировать.
Для того, чтобы лучше различить интересующую деталь, я некоторым образом изменил яркость и контрастность изображения. Вот изменённый снимок:
(Вложение)
Присмотримся к нему.
Ближе.Рядом с "силуэтом мэнква" виден силуэт какого-то четвероногого существа. И даже лучше "мэнква".
(Вложение)
Берег реки, кромка леса...
Ближе...
(Вложение)
Неясный силуэт среди хвойных ветвей...
Рядом с "силуэтом мэнква" виден силуэт какого-то четвероногого существа. И даже лучше "мэнква"."Четвероногого существа" не вижу. Где?
На самом первом фото особенно хорошо. Похож четвероногий вроде как на оленя. Так может и "мэнкв"- это просто человек в зимней таежной одежде?
"Четвероногого существа" не вижу. Где?Например,здесь. Ссутулившийся "мэнкв", правее ствол дерева, еще правее- четвероногое,повернутое головой к стволу. Правда,самой головы не видно.
Днём 30 января 1959 года на Ауспии, на северо-западной стороне подножия горы Хой-Эква Николай Тибо-Бриньоль делает снимок, известный как кадр 12 плёнки №3. Последний снимок, после которого вся группа на сутки перестаёт фотографировать.
Для того, чтобы лучше различить интересующую деталь, я некоторым образом изменил яркость и контрастность изображения. Вот изменённый снимок:
(Вложение)
Присмотримся к нему.
Последние известные случаи исчезновения людей в тех местах - бесследная пропажа туриста у подножиявспоминается ещё один странный случай из 1967 года когда два преподавателя пошли в поход
горы Лёнчичахль летом 1972 года и исчезновение в тайге военнослужащего с РЛС на горе Чистоп.
Об исчезновении туриста вспоминал тот же В. Андросов.
Его рассказ об этом никем не разобран, а зря. Там много непонятного...
производят странное впечатлениеда, эти два кадра возможно не случайно именно так получились :