Тайна.ли
Перевал Дятлова: информационно-фактологическая часть => Материалы современные => Краеведение => Тема начата: mogar333 - 07.05.16 00:35
-
Увлекся в последние пару недель… изучением – будет громко сказано, правильнее – ознакомлением с книгой «Источники по этнографии Западной Сибири», 1987 г. – дневники, полевые экспедиционные записи, собранные на Северном Урале в 1925-1938 гг. этнографом и археологом В. Н. Чернецовым. Значительная часть этой работы посвящена изучению жизни «лозьвинских вогул». Масса интереснейшей и «новой» так сказать информации, поскольку в свободном доступе в инете этой книги, как я понял, не найти…
Но первое, что меня поразило – на этапе, так сказать сбора информации об этом исследователе – это воспоминания о нем его ученика – доктора исторических наук М. Ф. Косарева, которые он озвучил еще в 1995 г. (Косарев М.Ф. «О Валерии Николаевиче Чернецове - ученом и человеке» - в сб. «Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири», Томск, 1995). Цитата из этой статьи:
«Отправляя в 1959 году группу студентов проверить сведения о культовых пещерах на Северном Урале, он отозвал меня (руководителя группы) в сторону для приватного напутствия. Между нами состоялся примерно следующий разговор:
- Будьте осторожны. Там где-то проходит тропа мертвых. Если нечаянно ступите на нее, может случиться худое дело…
- Валерий Николаевич, а как я узнаю о ней, ведь она, наверное, невидима?
- Как только встретите людей, идущих с закрытыми лицами, сразу сворачивайте в сторону.
- А если не успеем?
- Могут увести с собою…»
Как говорится, без комментариев…
-
Во что только не верили. как это связано с ГД?
-
Во что только не верили. как это связано с ГД?
Хотя бы географически и хронологически - тоже Северный Урал и тоже 1959 год. А остальное - так сказать, мистика, согласно М. Ф. Косареву, Чернецов верил в "магию языческих обрядов", хоть и занимался научной деятельностью...
-
А как вера в магию, мистику, религию и пр. изменяет существование?...
-
Хотя бы географически и хронологически - тоже Северный Урал и тоже 1959 год. А остальное - так сказать, мистика, согласно М. Ф. Косареву, Чернецов верил в "магию языческих обрядов", хоть и занимался научной деятельностью...
Отчего Вас это удивляет?
Языческие обряды реально работают во всех культах, их достаточно во всех религиях, куда они были перенесены.
-
Интересный, имхо, фрагмент дневников Чернецова, описывающий "хорошие отношения" манси с русскими: "подаваться к западному склону Урала вогулы опасаются из-за частых нападений со стороны русских с реки Вишеры на оленьи стада. Вишерцы, нападая на оленеводов, стреляют оленей и тут же складывают их на плоты, сплавляют вниз по реке. Бывает, что за раз, они выбивают штук до сотни".
-
Интересный, имхо, фрагмент дневников Чернецова, описывающий "хорошие отношения" манси с русскими: "подаваться к западному склону Урала вогулы опасаются из-за частых нападений со стороны русских с реки Вишеры на оленьи стада. Вишерцы, нападая на оленеводов, стреляют оленей и тут же складывают их на плоты, сплавляют вниз по реке. Бывает, что за раз, они выбивают штук до сотни".
Боялись. Опасались. Понимали, что нужно смириться, чтобы выжить , и не быть уничтоженными. Уход во "внутреннюю эмиграцию", исключительно внешние ограниченные контакты. От греха подальше, как говориться, не связываться, не иметь общих дел.
-
Во что только не верили. как это связано с ГД?
Они сами оказались "на тропе мёртвых" с закрытыми лицами...
-
Они сами оказались "на тропе мёртвых" с закрытыми лицами...
Это происки манси!
А что за тропа то такая?
-
А что за тропа то такая?
А снимки "на склоне". Там низовая метель на Перевале, и они идут в масках. После этого останавливаются, и смерть настигает их...
-
А снимки "на склоне". Там низовая метель на Перевале, и они идут в масках. После этого останавливаются, и смерть настигает их...
Но это не повод говорить о некоей "тропе мёртвых", о которой кто-то кого-то предупреждал и которой в природе не существует. Сколько людей прошло там до и сколько после. Те же поисковики там не умирали группами.
Суеверия это не повод принимать страхи за действительность...
-
Увлекся в последние пару недель… изучением – будет громко сказано, правильнее – ознакомлением с книгой «Источники по этнографии Западной Сибири», 1987 г. – дневники, полевые экспедиционные записи, собранные на Северном Урале в 1925-1938 гг. этнографом и археологом В. Н. Чернецовым. Значительная часть этой работы посвящена изучению жизни «лозьвинских вогул». Масса интереснейшей и «новой» так сказать информации, поскольку в свободном доступе в инете этой книги, как я понял, не найти…
Эту книгу сейчас можно скачать: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000062071 (http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000062071)
-
Интересное из Чернецова, о сущностях, подходящих в раздел криптозоологии:
Куль, Йели, Нгыл - слова, происходящие от корня 'иол', 'ил' - ’низ’. Из сравнения обоих корней 'нгыл' и 'йол', 'ил' (первый - самодийский, второй - вогульский) мы приходим к мысли об их общем происхождении.
В нижнем, подземном мире обитает дух Нга, у которого есть две жены. От старшей происходят все злые духи и русалки, а от младшей - русские. Мамонт - это «олень его», а лошадь (конь) - сын мамонта. Нга, нгылско, нгылна, нгол (волк) - слова, безусловно, общего происхождения, исходящие от слова "нгыл" ’низ’.
Верстах в 17 ниже Няксимволя на правом берегу высокий увал с песчаными обрывами на реку. Это - место обитания Тулям ур ойка. На этом увале живут Ворут менкв. Посередине увала выпадают два ручья, из которых один носит название Няврам-ворн-тотим-сос. Анемгур объяснил, что по этому ручью заблудился и пропал ребенок. Очевидно, его съел менкв. Ручьи образуют три мыса, на которых надо поискать городище.
Вчера зашел разговор о русалках. Это - народ, живущий в воде, причем женщины русалок (собственно Пар-не) за манивают к себе мужчин людей. Жена Печ Хаби начала сказку, в которой говорится, как русалка грозит женщине, что она ее всю исцарапает, если женщина будет отманивать своего мужа от русалки. Народ русалок? Не есть ли это «ушедшие» в воду прежние обитатели, как сирти в настоящее время живут под землей? Таким образом, сопоставление названий Пар, Поры дает нам повод к предположени о прежнем названии этого исчезнувшего племени. Я сближал также и Погъёла из Калевалы, возможно, что Пог -это то же, что и Пар, Поры.
«А что, -спросил я, -правду говорят, что здесь раньше сирти жили?» - «Это правда, от их дома еще и теперь след сохранился. Здесь еще сопочка есть, тут Химми нарисовал сопочку, -так на ней они и жили».
Тут начали готовить постели, и мы все вышли на улицу. Когда вернулись в чум, я спросил Хаулы: -"говорят, что на восток живут люди с толстыми костями и высокого роста?"
Он сказал, что не знает и вскоре спросил: «Ты ездишь по земле, не встречал ли где Адер?»
- «А кто это, Адер?»
- «Это вроде эндобей, тоже большой и людей ест, но только он не носит одежды, так как весь покрыт шерстью, как собака».
- «Это,-говорю,-не Вен мир метта?»
- «Нет, -Вей мир метта - как собака, а этот, как человек, с двумя ногами и двумя руками».
- «Не знаю, а где он живет? В лесу?»
- «Нет, он не в лесу живет,- вмешался в разговор Амдю- говорят, что на морском острове».
- «Нет, - говорю,- не встречал, а ты от кого, тоже от авайских это слышал?»
- «Нет, это шаманы и старики говорят»
- «Нет, не встречал, а только раз слыхал о нем». Тут я вспомнил, что читал еще давно в каком-то журнале сибирскую сказку, как один промышленник отправился на остров за мамонтовой костью и попал там к великому людоеду и едва от него спасся.
- «А вот, - продолжаю, - ты говоришь, они ведь злые, а в лесу еще живут добрые духи. Ты не слыхал про них?»
- «А какие они?» Я описываю ему Мис хум. «Ну, это, наверно"
Парнэ:- "А они сидеть могут?»
- «Не знаю,- говорю, - я сам их не видел: человек их видеть не может. Это мне рассказывали шаманы. Могут сидеть, кажется, а что?»
- «Парнэ сидеть не могут, они только лишь вот так... » Тут старик в увлечении сбросил малицу и встал на колени. «Они только так могут, потому что у них сзади две кости, хвост».
Тут я как следует не понял эти объяснения, что за кости торчат сзади у Парнэ.
- «Это,- продолжал Хаулы,- мне и русский один говорил, в Обдорске жил, Яков, теперь давно уже умер. Он видел Парнэ, так тоже рассказывал, говорил, что ногти длинные.
- «Но, -говорю, -Парнэ ведь тоже злые, тоже людей едят?»
Хаулы задумался и наконец вспомнил:
- «Парнэ ведь два рода(тэнз).Одни немного больше людей, с длинными когтями и злые, людей царапают, и с хвостом, а другие добрые и как люди - без хвоста. Также про которых ты говоришь - Парнэ и есть! Ну, а теперь спать надо!»...
Два рода Парнэ! Добрые и злые, нельзя ли здесь провести аналогию с добрыми и злыми духами леса? Но пока еще рано: надо материалы. Между прочим, Хаулы говорил, что Парнэ живут в лесу (как вообще все самоедские духи).
Каждая собака может шаманить, и поэтому они видят духов. По этому собаки иногда лают неизвестно на что. Это они лают на пришедшего духа. Это было на Юрибее. Теперь здесь священное место, и здесь живет сам сын Нума. В жертву ему приносят собак и оленей. Собак убивают удавкой. Собаки выбираются белые и хорошие, дорогие. Один человек приносит в жертву одну собаку. На месте оставляется череп и шкура, мясо бросается.