Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ
http://www.patriarchia.ru/db/text/1501407.html"Прежде всего, сказать о том, о чем вы знаете лучше меня. Такая великая страна, как Россия, — обладающая несметными богатствами, огромным потенциалом, совершенно уникальным геополитическим положением, — всегда была вожделенным объектом для тех, кто хотел бы использовать для себя все те преимущества, которые Бог пожелал вручить именно нашему народу.
На свете очень мало стран, которые бы подвергались в своей истории столь мощным проявлениям внешней агрессии, как Россия. Собственно говоря, вся наша история так или иначе отмечена войнами, причем Россия никогда не вела захватнических войн. Мы прирастали территориями, но не в результате целенаправленной стратегии, связанной с захватом этих территорий, а только вследствие победы над агрессором. Так было на протяжении практически всей истории — когда прогоняли врага, его наказывали. И какая-то часть страны приросла за счет тех земель, которые были отвоеваны, но опять-таки не в результате агрессии, а в результате защиты Отечества.
Действительно, Россия — великая страна, и у нее есть все, включая обширную территорию. Поэтому никогда за лишний клочок земли русские люди кровь не проливали. А за что же они проливали кровь? Это очень важный вопрос, и он очень тесно связан с мотивацией ратного труда: ради чего человек должен быть готов отдать свою жизнь? Нет ничего более дорогого в земном бытии, чем жизнь и здоровье. И человек в погонах, человек, принявший присягу, отличается от любого другого тем, что он берет на себя обязательство — пред Богом, пред народом, перед своей совестью — в необходимый момент пожертвовать и здоровьем, и благополучием, и жизнью.
Вот почему и армейская служба называется служением. Это не работа «от и до» — это то, чему человек должен посвятить свою жизнь. Ведь только ради того, чему отдана жизнь, и можно эту жизнь физически отдать. Поэтому вопрос мотивации ратного труда, мотивации подвига — это серьезнейший вопрос, и от того, как люди его решают для себя — на уровне командования, на уровне среднего звена и, наконец, на уровне тех, кто идет в атаку, — зависит успех любой военной операции.
Сейчас я много размышляю о том, что с нами произошло в годы Великой Отечественной войны. Если вдруг появляется какое-то свободное время, я часто посвящаю его чтению исторических материалов, в том числе архивных. Так вот, мы не должны были выиграть эту войну — думаю, люди, которые здесь находятся, понимают, о чем я говорю. Наша армия слишком отличалась от армии противника. С одной стороны — самое высокотехнологичное оружие того времени. С другой — трехлинейка на двоих с одной обоймой патронов. С одной стороны — испытанная в реальных боевых действиях, хорошо отработанная военная машина. С другой — непонятно в каком состоянии находившаяся армия: реконструкции, реорганизации, изменения границ, перенесение линий обороны… И совершенно неслучайна эта трагедия первых месяцев, точнее даже первых двух лет войны — потому что слишком несоизмеримы были силы.
Конечно, многие размышляют над тем, почему мы победили. Как человек верующий я глубоко убежден в том, что так Богу было угодно, — потому что страшен был бы мир, если бы им управляли тогдашние правители Германии. Но ведь Бог не поощряет и не дает Своей благодати, не дает Своей милости человеку, который ничего не делает. Он отвечает нам на нашу молитву и на наши человеческие усилия — в этом и заключается так называемая синергия, соотношение энергий Божественной и человеческой. Так вот, Бог явил нам Свою милость, в том числе через победу в Великой Отечественной войне, за огромный духовный подвиг, — когда люди шли навстречу танковым клиньям с теми самыми трехлинейками на двоих или троих, как мне рассказывал мой отец. Так и шли: один с винтовкой, а другой без оружия — на случай, что если первого убьют, то он возьмет эту винтовку. Конечно, погибали тысячами и миллионами — но ведь спасли Отечество!
Поэтому, повторяю, вопрос мотивации ратного подвига, ратного труда — это один из самых главных мировоззренческих вопросов для военнослужащего, а в широком смысле — и для любого человека. Но в Вооруженных силах, где всегда есть риск потерять жизнь и здоровье, этот вопрос становится центральным.
Так ради чего наши предки защищали страну, ради чего погибали? У народа нашего всегда было очень острое чувство того, что мы сегодня называем стремлением к независимости и свободе. Тогда этих слов не употребляли, они уже из культуры новейшего времени: независимость, свобода, суверенитет и т.д. Но народ наш остро чувствовал это стремление, даже если свой царь был не слишком хороший (а так бывало), не всегда справедливый — но свой… Хотя, как вы знаете, со свободой внутри страны не всегда было все в порядке, но это стремление народа быть независимым от других, стремление не быть рабом, не подчинять свой разум, сердце, волю, образ жизни другим было очень сильным основанием нашего патриотизма.
А как это внешне выражалось? Во-первых, люди защищали свои убеждения, свою веру.Православная вера была не чем иным, как некоей линией самоидентификации человека. Люди определяли себя русскими именно потому, что они связывали себя с определенной верой.
Наверное, многие из вас видели замечательный фильм «Тарас Бульба». Как Тарас Бульба определял национальную самоидентификацию? «А ну, перекрестись!» И смотрел, как крестится. Если по-православному — наш человек. «А ну, "Верую" прочитай!» Как читает — по-православному или нет? Простая была линия идентификации. Помимо чисто религиозного фактора вера всегда была элементом национального самосознания и национальной самоидентификации, почему и говорили: «идем за веру, за веру православную!» До сих пор за богослужением мы молимся за тех, кто погиб за веру и Отечество, и у этой традиции есть замечательное основание в мироощущении наших предков, которые имели мощную мотивацию к ратному труду и подвигу.
Ну и, конечно, люди стояли за свою независимость. Когда они говорили «за царя», другого символа независимости просто не было — так мир был устроен, и монархия была органической частью государственного устроения в каждой стране. Царь, суверенный царь, над которым никого не было, которого никто не мог заставить что-то сделать вопреки его воле, его желаниям, — он и был символом независимости, а потому и говорили «за веру и за царя».
Но, в конце концов, люди ведь понимали, почему они стоят «за веру и за царя». Да потому, что за спиной родной дом, жена, дети… Это родное ложе — культурное, духовное, в котором вызревает человеческая личность, — и есть Отечество. Так и получилась эта замечательная триада «За веру, царя и Отечество»...