Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Исследования В. Н. Чернецова  (Прочитано 3294 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

mogar333

  • Автор темы

  • Сообщений: 470
  • Благодарностей: 397

  • Был 15.10.19 09:38

Увлекся в последние пару недель… изучением – будет громко сказано, правильнее – ознакомлением с книгой «Источники по этнографии Западной Сибири», 1987 г. – дневники, полевые экспедиционные записи, собранные на Северном Урале в 1925-1938 гг. этнографом и археологом В. Н. Чернецовым. Значительная часть этой работы посвящена изучению жизни «лозьвинских вогул». Масса интереснейшей и «новой» так сказать информации, поскольку в свободном доступе в инете этой книги, как я понял, не найти…

Но первое, что меня поразило – на этапе, так сказать сбора информации об этом исследователе – это воспоминания о нем его ученика – доктора исторических наук М. Ф. Косарева, которые он озвучил еще в 1995 г. (Косарев М.Ф. «О Валерии Николаевиче Чернецове - ученом и человеке» - в сб. «Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири», Томск, 1995). Цитата из этой статьи:

«Отправляя в 1959 году группу студентов проверить сведения о культовых пещерах на Северном Урале, он отозвал меня (руководителя группы) в сторону для приватного напутствия. Между нами состоялся примерно следующий разговор:
 - Будьте осторожны. Там где-то проходит тропа мертвых. Если нечаянно ступите на нее, может случиться худое дело…
- Валерий Николаевич, а как я узнаю о ней, ведь она, наверное, невидима?
- Как только встретите людей, идущих с закрытыми лицами, сразу сворачивайте в сторону.
- А если не успеем?
- Могут увести с собою…»
Как говорится, без комментариев…
« Последнее редактирование: 07.05.16 00:38 »


Поблагодарили за сообщение: elfida | Mikhalych2015 | Никанор Босой | KAMA | KUK | Тайпи | Дмитриевская | odnokam

Logrus


  • Сообщений: 424
  • Благодарностей: 105

  • Расположение: Питер

  • Был 01.10.19 07:03

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #1 : 07.05.16 12:30 »
Во что только не верили. как это связано с ГД?

mogar333

  • Автор темы

  • Сообщений: 470
  • Благодарностей: 397

  • Был 15.10.19 09:38

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #2 : 07.05.16 13:32 »
Во что только не верили. как это связано с ГД?
Хотя бы географически и хронологически - тоже Северный Урал и тоже 1959 год. А остальное - так сказать, мистика, согласно М. Ф. Косареву, Чернецов верил в "магию языческих обрядов", хоть и занимался научной деятельностью...


Поблагодарили за сообщение: Mikhalych2015

Logrus


  • Сообщений: 424
  • Благодарностей: 105

  • Расположение: Питер

  • Был 01.10.19 07:03

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #3 : 07.05.16 15:22 »
А как вера в магию, мистику, религию и пр. изменяет существование?...

Moon


  • Сообщений: 5 372
  • Благодарностей: 1 969

  • Заходила на днях

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #4 : 07.05.16 15:37 »
Хотя бы географически и хронологически - тоже Северный Урал и тоже 1959 год. А остальное - так сказать, мистика, согласно М. Ф. Косареву, Чернецов верил в "магию языческих обрядов", хоть и занимался научной деятельностью...
Отчего Вас это удивляет?
  Языческие обряды реально работают во всех культах, их достаточно во всех религиях, куда они были перенесены.

mogar333

  • Автор темы

  • Сообщений: 470
  • Благодарностей: 397

  • Был 15.10.19 09:38

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #5 : 07.05.16 23:58 »
Интересный, имхо, фрагмент дневников Чернецова, описывающий "хорошие отношения" манси с русскими: "подаваться к западному склону Урала вогулы опасаются из-за частых нападений со стороны русских с реки Вишеры на оленьи стада. Вишерцы, нападая на оленеводов, стреляют оленей и тут же складывают их на плоты, сплавляют вниз по реке. Бывает, что за раз, они выбивают штук до сотни".
« Последнее редактирование: 08.05.16 00:00 »

Moon


  • Сообщений: 5 372
  • Благодарностей: 1 969

  • Заходила на днях

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #6 : 08.05.16 01:12 »
Интересный, имхо, фрагмент дневников Чернецова, описывающий "хорошие отношения" манси с русскими: "подаваться к западному склону Урала вогулы опасаются из-за частых нападений со стороны русских с реки Вишеры на оленьи стада. Вишерцы, нападая на оленеводов, стреляют оленей и тут же складывают их на плоты, сплавляют вниз по реке. Бывает, что за раз, они выбивают штук до сотни".
Боялись. Опасались. Понимали, что нужно смириться, чтобы выжить , и не быть уничтоженными. Уход во "внутреннюю эмиграцию", исключительно внешние ограниченные контакты. От греха подальше, как говориться, не связываться, не иметь общих дел.

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 4 826
  • Благодарностей: 4 802

  • Расположение: БАМ

  • Был 15.10.19 17:46

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #7 : 08.05.16 03:20 »
Во что только не верили. как это связано с ГД?
Они сами оказались "на тропе мёртвых" с закрытыми лицами...
« Последнее редактирование: 08.05.16 03:33 »


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL

Logrus


  • Сообщений: 424
  • Благодарностей: 105

  • Расположение: Питер

  • Был 01.10.19 07:03

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #8 : 08.05.16 13:48 »
Они сами оказались "на тропе мёртвых" с закрытыми лицами...
Это происки манси!
А что за тропа то такая?

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 4 826
  • Благодарностей: 4 802

  • Расположение: БАМ

  • Был 15.10.19 17:46

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #9 : 08.05.16 14:55 »
А что за тропа то такая?
А снимки "на склоне". Там низовая метель на Перевале, и они идут в масках. После этого останавливаются, и смерть настигает их...

Logrus


  • Сообщений: 424
  • Благодарностей: 105

  • Расположение: Питер

  • Был 01.10.19 07:03

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #10 : 08.05.16 15:01 »
А снимки "на склоне". Там низовая метель на Перевале, и они идут в масках. После этого останавливаются, и смерть настигает их...
Но это не повод говорить о некоей "тропе мёртвых", о которой кто-то кого-то предупреждал и которой в природе не существует. Сколько людей прошло там до и сколько после. Те же поисковики там не умирали группами.
Суеверия это не повод принимать страхи за действительность...

За активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 1 080
  • Благодарностей: 1 007

  • Был 12.10.19 18:05

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #11 : 20.03.18 22:51 »
Увлекся в последние пару недель… изучением – будет громко сказано, правильнее – ознакомлением с книгой «Источники по этнографии Западной Сибири», 1987 г. – дневники, полевые экспедиционные записи, собранные на Северном Урале в 1925-1938 гг. этнографом и археологом В. Н. Чернецовым. Значительная часть этой работы посвящена изучению жизни «лозьвинских вогул». Масса интереснейшей и «новой» так сказать информации, поскольку в свободном доступе в инете этой книги, как я понял, не найти…
Эту книгу сейчас можно скачать: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000062071


Поблагодарили за сообщение: mogar333

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 8 993
  • Благодарностей: 2 595

  • Расположение: Москва

  • Был сегодня в 17:46

Исследования В. Н. Чернецова
« Ответ #12 : 07.08.19 18:24 »
Интересное из Чернецова, о сущностях, подходящих в раздел криптозоологии:
Цитирование
Куль,  Йели,  Нгыл - слова, происходящие от корня 'иол', 'ил' - ’низ’. Из сравнения обоих корней 'нгыл' и  'йол', 'ил' (первый - самодийский, второй - вогульский) мы приходим к мысли об их общем происхождении.

В  нижнем, подземном мире обитает дух  Нга, у которого есть две  жены. От старшей происходят все  злые духи и русалки, а от младшей - русские. Мамонт - это «олень его», а лошадь (конь) - сын мамонта.  Нга, нгылско, нгылна, нгол (волк) - слова, безусловно, общего происхождения, исходящие от слова "нгыл" ’низ’. 

Верстах в 17 ниже Няксимволя на правом берегу высокий увал с песчаными обрывами на реку. Это -  место обитания Тулям ур ойка. На этом увале живут Ворут менкв. Посередине увала выпадают два ручья,  из которых один носит название Няврам-ворн-тотим-сос. Анемгур объяснил, что по этому ручью заблудился и пропал  ребенок. Очевидно, его съел менкв. Ручьи образуют три мыса, на которых надо  поискать городище.
Вчера зашел разговор о русалках. Это - народ, живущий в воде, причем женщины русалок (собственно  Пар-не) за манивают к себе мужчин людей. Жена Печ Хаби начала сказку, в которой говорится, как  русалка грозит женщине, что она ее всю исцарапает, если женщина будет отманивать своего мужа от русалки. Народ русалок? Не есть ли это «ушедшие» в воду прежние обитатели, как сирти в настоящее время  живут под землей? Таким образом, сопоставление названий Пар, Поры дает нам повод к предположени  о прежнем названии этого исчезнувшего племени. Я сближал также и Погъёла из  Калевалы, возможно, что Пог -это то же, что и Пар, Поры.

 «А что, -спросил я, -правду говорят, что здесь раньше сирти жили?» - «Это правда, от их дома еще и  теперь след сохранился. Здесь еще сопочка есть, тут Химми нарисовал сопочку, -так на ней они и жили».

Тут начали готовить постели, и мы все вышли на улицу. Когда вернулись в чум, я спросил Хаулы:  -"говорят, что на восток живут люди с толстыми костями и высокого роста?"
Он сказал, что не знает и  вскоре спросил: «Ты  ездишь по земле, не встречал ли где Адер?»
- «А кто это, Адер?»
- «Это вроде  эндобей, тоже большой и людей ест, но только он не носит одежды, так как весь покрыт  шерстью, как  собака».
- «Это,-говорю,-не Вен мир метта?»
- «Нет, -Вей мир метта - как  собака, а этот, как человек, с двумя ногами и двумя руками».
- «Не  знаю,  а  где  он  живет? В  лесу?» 
- «Нет, он не в лесу  живет,- вмешался в разговор Амдю- говорят, что на морском острове».
- «Нет, - говорю,- не встречал, а ты от кого, тоже от авайских это слышал?»
- «Нет, это шаманы и старики говорят»
- «Нет, не встречал, а только раз слыхал о нем». Тут я вспомнил, что читал еще давно в каком-то  журнале сибирскую сказку, как один промышленник отправился на остров за мамонтовой костью и  попал там к великому людоеду и едва от него спасся. 
- «А  вот, - продолжаю, - ты  говоришь, они ведь злые, а в лесу еще живут добрые духи. Ты  не  слыхал  про них?»
- «А какие они?» Я описываю ему Мис хум. «Ну, это, наверно"
Парнэ:- "А они сидеть могут?»
- «Не знаю,- говорю, - я сам их не видел: человек их видеть не может. Это мне рассказывали шаманы. Могут сидеть, кажется, а что?»
- «Парнэ сидеть не могут, они только лишь вот так... » Тут старик в увлечении сбросил малицу и встал на  колени. «Они только так могут, потому  что у  них  сзади  две  кости,  хвост».
Тут я как следует не понял эти объяснения, что за кости торчат сзади у Парнэ.
- «Это,- продолжал Хаулы,- мне и русский один говорил, в Обдорске жил, Яков, теперь давно уже умер.  Он видел Парнэ, так тоже рассказывал, говорил, что ногти длинные.
- «Но, -говорю, -Парнэ ведь тоже злые, тоже людей едят?»
Хаулы задумался и наконец вспомнил: 
- «Парнэ ведь два рода(тэнз).Одни немного больше людей, с длинными когтями и злые, людей царапают, и с хвостом, а другие добрые и как  люди - без  хвоста. Также про которых ты говоришь -  Парнэ и есть! Ну,  а  теперь спать  надо!»...
Два  рода  Парнэ! Добрые и злые, нельзя ли здесь провести аналогию с добрыми и злыми духами леса?  Но пока еще рано: надо материалы. Между прочим, Хаулы говорил, что Парнэ живут в лесу (как вообще  все самоедские духи).

Каждая собака может шаманить, и поэтому они видят духов. По этому собаки иногда лают неизвестно на  что. Это они лают на пришедшего духа. Это было на Юрибее. Теперь здесь священное место, и здесь  живет сам сын Нума. В жертву ему приносят собак и оленей. Собак убивают удавкой. Собаки выбираются  белые и хорошие, дорогие. Один человек приносит в жертву одну собаку. На месте оставляется череп и шкура, мясо бросается.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Солдат Василий