Загадочная гибель подлодки "В-1" (Sunfish) - Катастрофы - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Загадочная гибель подлодки "В-1" (Sunfish)  (Прочитано 15731 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

За общественный авторитет 

Паганель

  • Автор темы

  • Сообщений: 9 141
  • Благодарностей: 10 022

  • Расположение: 37 паралель

  • Был 23.04.24 00:53

    • https://taina.li/forum/index.php?PHPSESSID=7n4gao7104o28k087dgh9mttgj&topic=14957.0
В-1 относилась к одному из самых многочисленных типов английских лодок - типу S. Ранее, до передачи в советские руки, лодка именовалась HMS Sunfish (N 81). Принятая в состав флота в 1937 года, данная субмарина считалась вполне современной по тем меркам, но только ее судьба не была весьма удачной. Дело в том, что перед передачей советским морякам "Солнечная рыба" провела в ремонте больше двух лет после того, как была повреждена во время налета немецкой авиации осенью 1941 года. После передачи ее ВМС СССР 30 мая 1944 лодка получила новое название - В-1.
https://olt-z-s.livejournal.com/227618.html
https://youtu.be/BEUWK5MDzkI

Подлодка «В-1» была передана СССР Великобританией в конце 1943 года. Весной следующего года, экипаж под командованием героя СССР Израиля Фисановича прибыл, чтобы получить субмарину и перейти на ней в Полярное. Однако в пункт назначения она так и не прибыла.
Местонахождение лодки до сих пор неизвестно. Почему субмарина могла исчезнуть?

http://tvzvezda.ru
Эта трагическая история начинается во время Великой Отечественной Войны, 28 августа 1942 года.
Тогда под командованием капитана 3 ранга В. Ф. Таммана была принята на вооружение подводная лодка Л-20 — советский дизель-электрический подводный минный заградитель типа «Ленинец» серии XIII-1938.
Героические подвиги команды субмарины Л-20 Северного Флота подробно описаны самим капитаном в книгах:
Тамман В. Ф. В чёрной пасти фиорда. — М.: Воениздат, 1979
В. Ф. Тамман. Со дна морского.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Л-20
(Вряд ли можно прочувствовать и понять весь героизм подводников, не прочтя хотя бы эти две книги.)
То количество трудностей и препятствий, с которыми было суждено столкнуться морякам в годы Великой Отечественной Войны достойно отдельного фильма, хотя вряд ли в фильме, возможно, было бы передать или уместить, хотя бы большую часть подвигов самих подводников. Печально, но никто до сих пор не пытался даже экранизировать эту героическую команду.
Прискорбно то, что в огромной России даже нет памятника этим героям-подводникам, а ведь они достойны даже большего, по крайней мере, не меньше чем те же «28 Панфиловцев» или «Псковские Курсанты», просто для того, хотя бы в том смысле, что бы и о них тоже знали и помнили.
В какой-то мере, эта команда, которая не обладала, как мне кажется большим везением и постоянно попадала в какие-то передряги на своей Л-20, за что их даже между делом иногда называли «Невезучие». (по, крайней мере, мне такая информация встречалась)
Возможно, это и была одной из причин послужившей тому, что команду Л- 20 в 1944 году практически полностью заменили на другую, команду с подводной лодки Л-19.
В 1944 г. экипаж «Л-19» под командованием капитана 3 ранга Алексеева убыл на Северный флот и принял однотипную подводную лодку «Л-20». На ней до конца Великой отечественной войны тихоокеанские подводники участвовали в боевых действиях. На подводной лодке «Л-19» был сформирован новый экипаж под командованием капитана 3 ранга Алексеева А.С., который в кратчайшие сроки отработал учебно-боевые задачи и был подготовлен к участию в боевых действиях.
http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_09_l19.htm
Состав же самой команды подводной лодки Л-20 в большинстве своём отправляют Великобританию. А 30 мая 1944 года в Розайте состоялась торжественная церемония передачи корабля советскому экипажу, который прибыл в Великобританию в составе конвоя RA-59, и был сформирован из моряков подводной лодки «Л-20». Подводная лодка «Sunfish» стала «В-1» и вошла в состав 7-го отдельного дивизиона ПЛ СФ. Командиром «В-1» назначен Герой Советского Союза капитан 2 ранга Фисанович Израиль Ильич.
Книги про подвиги капитана Фисановича;
(В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фисанович,_Израиль_Ильич

Это было, было...
Загадочная гибель подлодки Фисановича
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВ | НОМЕР: 07/247 ИЮЛЬ 2013

О подвигах командира-подводника Северного флота Израиля Ильича Фисановича написано немало книг и статей. Герой Советского Союза Фисанович стал примером для многих поколений командиров. Однако тайна гибели советской подлодки, которой командовал Фисанович, до сих пор не раскрыта. Кто-то винит во всем англичан, а кто-то припоминает одну мистическую историю.

У него нет могилы. Ею стало Северное море. В шотландском порту Данди его имя на века высечено в списке славы погибшим подводникам. Его именем названы улицы в Полярном и Кировограде. Моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из боевого рейда… Во время Великой Отечественной он был одним из самых лучших командиров на Севере. Друзья-подводники также называли его романтиком полярных морей — он писал стихи, всегда был душой любой компании. Судьба подарила ему хоть и короткую, не необычную и героическую жизнь. Но и смерть его была тоже очень необычной — но такой же героической…А ведь судьба словно все время как бы отвращала его от опасной профессии. Но он упрямо шел к своей цели — стать настоящим Героем. Израиль Фисанович родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1922 году семья переехала в Харьков, и родители отдали Изю в фабрично-заводское училище. Затем он работал на Харьковском тракторном заводе.
Романтически настроенный паренек мечтал о высшем образовании, которое было недоступно при его финансовом положении, и активно участвовал в общественной работе. И тут горком комсомола весьма неожиданно предложил Фисановичу поступить в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Он согласился, ибо это соответствовало его романтической натуре. На выпуске молодой лейтенант за отличную учебу получил от наркома обороны Ворошилова именные серебряные часы. С 1936 года Фисанович служит на подводных лодках Северного Флота, с 1938 года он становится командиром разных субмарин. В канун Великой Отечественной он был назначен командиром подлодки «М-172» (такие лодки на флоте называли «Малютками» из-за небольшого водоизмещения).
Капитан-лейтенант Фисанович в августе-сентябре 1941 года, действуя на коммуникациях противника в Баренцевом море, потопил на этой лодке с экипажем всего в 20 человек три вражеских транспорта. Что сделать было, прямо скажем, весьма непросто. Ведь вооружение «малютки» — всего лишь два торпедных аппарата и две торпеды в них. Запасные торпеды не были предусмотрены. Еще имелась 45-миллиметровая зенитная пушка… Лодка была рассчитана лишь на однодневные походы. Но Фисановичу удавалось топить фашистов и на гораздо большем удалении от базы в Полярном, где базировалась его лодка. 21 августа 1941 года подводная лодка Фисановича скрытно подошла к вражескому порту Лиинахамари. Подняв буквально на мгновение перископ, Фисанович увидел примерно в полумиле вражеский транспорт, стоявший под разгрузкой войск и военной техники. Выстрелив торпедой по транспорту и утопив его, лодка стала выходить из порта.
Немцы явно не ожидали столь дерзкого нападения… Фисанович, умело маневрируя, сумел уйти от преследования и благополучно вернулся на базу. Спустя сутки его лодка потопила паровую пассажирскую яхту с перевозимыми немецкими солдатами. Затем его экипаж прорвался в узкий и длинный фьорд Петсамо и утопил транспорт противника. Фисанович одним из первых на Северном флоте за один поход утопил два транспорта противника и стал мастером торпедных атак! За два года его лодка совершила 17 походов и утопила два крупных военных корабля, 10 транспортных судов и один пассажирский транспорт противника. Лодка Фисановича стала Гвардейской.
«Малютка»Представьте себе, что все вышеописанные подвиги были совершены на самой маленькой лодке Северного флота. «Малютка» Фисановича показала, на что способна, если ею управляет геройский командир с не менее геройским экипажем. Вообще Фисанович, несмотря на то, что получил высочайшее звание Героя Советского Союза, был очень общительным и веселым человеком.
По отзывам современников, ему был доступен любой круг общения, от высших офицеров до матросов, везде он считался своим. Его перу принадлежат книги о моряках-подводниках «Записки подводника» и «История малютки», которые были написаны еще в годы Великой Отечественной и сразу после выпуска стали бестселлерами. Он также писал стихи, не был лишен чувства юмора. Сам он, по воспоминаниям современников, говорил, что в подводной службе как раз чувство юмора — самое первое дело…
Как гласят исторические первоисточники, в 1944 году Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Фисанович вместе с тремя другими заслуженными командирами-североморцами прибыл в Англию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу после раздела итальянского флота ввиду выхода Италии из войны. Для ускорения процедуры англичане предложили русским свои старые лодки — не тащить же из Италии корабли вокруг воюющей Европы. Все вроде бы были довольны. Но в последний момент блестящий, творчески мыслящий командир-подводник Фисанович обнаружил в порту новую английскую подводную лодку и, как говорится, положил на нее глаз.
Англичанам после сокрушительных побед Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге как-то неудобно было отказать союзникам, и они, скрепя сердце, согласились отдать свою новейшую лодку. За два месяца опытные подводники под командованием Фисановича великолепно освоили британскую субмарину Sunfish, получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1», и лодка первой должна была начать переход на Северный флот. Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море.
О пребывании Фисановича в Англии очень мало документальных свидетельств, поэтому предложим читателям некую легенду, найденную в интернете. За подлинность ее ручаться трудно, конечно. Но вот в то, что романтичный Фисанович в такую историю попасть мог по определению — почему-то верится без всяких околичностей. Перед выходом в море, после приемки английской лодки, капитан 2 ранга Фисанович прогулялся по Лондону — надо было купить подарок жене. После некоторых колебаний он выбрал в одной из лондонских лавочек хорошие женские часики и попросил упаковать их, чтобы в дороге они не повредились. Хозяин лавочки, пожилой еврей, типичный диккенсовский персонаж, внимательно рассматривал необычного русского офицера. Орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны, американский крест «За храбрость», Золотая Звезда и знак командира подводной лодки… Моряк бегло говорил по-английски, что свидетельствовало о его образованности, он был худощав, подтянут, черноволос.
Когда моряк ушел, щедро расплатившись за покупку, хозяин лавочки сразу же позвонил в еврейскую общину Лондона со своеобразным «докладом». То, что он услышал, заставило его затрепетать: «Как ты мог, Мойша? Это же известный в мире еврей-подводник, герой. Он потопил фашистов больше, чем волос на твоей старой голове!».
Вечером, когда Фисанович подошел к проходной порта, к нему бросился измученный угрызениями совести старый Мойша. Он чуть ли не силой отобрал у него покупку, вернул деньги и тут же вручил немыслимой красы золотые часы, усыпанные бриллиантами. И растаял в лондонском тумане, как бы уйдя по-английски. Фисанович пожал плечами, приняв поистине королевский подарок, и шагнул на борт своей субмарины, уже готовой к отходу. Позже, уже после Второй мировой, английские авторы писали, что эти самые часы принесли немало несчастий прежним обладателям. Из-за драгоценных часов травились, вызывали на дуэль, судились…
И Фисановичу бриллиантовые часы счастья не принесли. 25 июля 1944 года подводная лодка «В-1» под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Лервик. А 27 июля связь с лодкой пропала. На свою базу на Кольском полуострове она так и не пришла…
Как погиб Фисанович со своим экипажем, осталось тайной на долгие годы. Лишь через много лет после войны, в 1954-м, в британской прессе проскочила крохотная заметка о героизме летчиков королевского воздушного флота. В частности, говорилось в числе прочего о том, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года самолет британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шотландских островов атаковал и потопил подводную лодку противника. Эту заметку случайно прочитал немецкий историк. Покопавшись в фашистских архивах (а значительная их часть, между прочим, уцелела и хранится до сих пор), он обнаружил, что ни одна из великого множества немецких субмарин в это время в этом месте океана появиться не могла!
Еще через несколько лет тот же историк, уже при помощи британских ученых, раскопал, что именно в этом месте должна была в это время находиться лодка под командованием Фисановича. Получается, что его лодку потопил английский самолет! Позднее, когда и советские историки «подключились» к исследованию, эта версия, увы, подтвердилась. В мистику верить, конечно, грешно, но все-таки жуткая история с неожиданно подаренными, словно упавшими с неба, советскому подводнику в руки «несчастливыми» драгоценными часами впечатление производит…
Еще через несколько лет в падкой на сенсации англоязычной прессе, достаточно свободной от цензуры, появились публикации, что британское командование намеренно потопило свою же новейшую подлодку, чтобы хорошая техника не досталась русским. У королевских адмиралов уже был опыт с обреченным на гибель конвоем PQ-17 — решать политические и военные проблемы ценою жизней моряков. Кстати, от англичан до сих пор нет четкого ответа — а почему все-таки самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны — ведь практически своя же? Сама-то лодка опознала британский «Либерейтор», потому и не погрузилась и к отражению атаки не готовилась…Офицеры с других лодок, пришедших из Англии, говорили, что если бы Фисанович возвращался домой другим путем, не согласованным с британским командованием, то его лодка, возможно, уцелела бы. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения…
https://jew-observer.com/eto-bylo-bylo/zagadochnaya-gibel-podlodki-fisanovicha/

(25 июля подводная лодка «В-1» прибыла в Лервик, откуда вечером того же дня вышла в Полярное, но туда не прибыла.)

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=67125.0

    По основной версии гибели «В-1» считается, что подводная лодка отклонилась от рекомендованного курса (еще находясь в Великобритании Фисанович выражал недоверие предложенному англичанами плану перехода) и стала жертвой ошибочной атаки самолета «Либерейтор» 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года в 300 милях севернее Шетландских островов (64°34' с.ш./ 01°16' з.д., по другим данным 64°31' с.ш./ 01°16' з.д. ). Самолет атаковал подводную лодку в 80 милях от границы выделенного ей коридора для перехода. Вместо того, чтобы передать опознавательные, субмарина начала срочное погружение. Возможны так же версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии. Вместе с кораблем погиб 51 человек.
Долгие годы наших моряков считали пропавшими без вести, но в 2007 году в шотландском порту Данди правительство Великобритании установило памятные стелы погибшим подводникам, чьи лодки ушли в свой последний поход из Данди. Одна из стел посвящена экипажу советской подводной лодки В-1. На полированном граните высечен контур лодки и перечислены все погибшие члены экипажа во главе с И.И.Фисановичем.
https://www.partner-inform.de/memoirs/detail/podvodnikseveromorec-ii-fisanovich/14/106?lang=ru
https://youtu.be/D4zQVUv-5fc


И нет нам твёрже почвы под ногами, чем палубы...
Ефим Шаулов: литературный дневник

СТРОЕВАЯ ПОДВОДНАЯ

Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
*****

Автор этого потрясающего стихотворения, ставшего песней-гимном подводников, Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Израиль Ильич Фисанович, командир подводной лодки «М-172» 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Музыку к песне написал Е. Жарковский.

Капитан Фисанович. Рядом с его именем на мемориальной плите маленькая звездочка – Герой Советского Союза в 28. Его называли заговоренным: он первым доказал, что лодки класса "малютка" могут прорываться в немецкие порты и взрывать большие корабли, он первым провел 66 дней в подводном рейде, став грозой фашистских линкоров в Северном море, о нем Каверин писал в "Двух капитанах" - "известный подводник Ф.". Открытки с его фото печатали на всю страну. Ему Рузвельт вручал Морской крест – Высшую американскую награду моряка за отвагу. Друг Константина Симонова и Ильи Эренбурга, Фисанович писал: "Коллега-поэт таранит немцев со всей поэтической безжалостностью". По Солженицыну, у Фисановича было два вида оружия: стихи и торпеды.

Лодка Фисановича вышла из Дока Королевы Виктории курсом на Полярное. Москва очень надеялась, что ему вновь удастся невозможное - довести субмарину под немецким огнем до Мурманска. Перед отходом на рейд он отправил семье последнее письмо, в нем единственное четверостишие: "Любимые, встречайте нас цветами. И хоть вы нам на свете всех милей, нет почвы тверже под ногами, чем палубы подводных кораблей".

Он должен был привезти в Мурманск трофейную субмарину "В-1". Экипаж в 50 человек. 100 миль от берега. Атака с воздуха. Он выбрал то, что всегда выбирают подводники. Погружение.
Историк Эндрю Джеффри провел 9 лет в архивах, чтобы доказать, что капитан Фисанович не пропал без вести.

Эндрю Джеффри, историк: "Фисанович погиб так, как может погибнуть только поэт - от рук своих. Британский бомбардировщик ошибся с целью. То, что случилось, решили скрыть - дело было за полгода до Ялтинской конференции. Черчилль не смог бы посмотреть в глаза Сталину - мы убили ваших моряков".
Но это только одна из многочисленных версий, официальная причина гибели субмарины "В1" до сих пор остаётся тайной...
полный текст: http://www.1tv.ru/news/world/151984

https://isralove.org/load/2-1-0-2723

https://www.rulit.me/books/podvodnik-severomorec-izrail-fisanovich-read-431423-1.html

https://www.baplpskov.ru/messroom/index.php?topic=841.0

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=67125.0

https://pikabu.ru/story/vot_pochemu_anglichan_nelzya_brat_v_soyuzniki_tayna_gibeli_podlodki_v1_7417268

https://voenflot.ru/interesnye-stati-iz-interneta/statya-iz-interneta-zagadochnaya-gibel-podlodki-fisanovicha

https://youtu.be/EH1_GQ13Tw8
« Последнее редактирование: 02.01.21 15:00 »
Я снова взялся за документ и с напряженным вниманием изучал его, словно стараясь вырвать у него неведомые тайны.

ДЕРСУ


  • Сообщений: 510
  • Благодарностей: 471

  • Был 22.01.23 19:37

"Фисанович погиб так, как может погибнуть только поэт - от рук своих. Британский бомбардировщик ошибся с целью. То, что случилось, решили скрыть - дело было за полгода до Ялтинской конференции. Черчилль не смог бы посмотреть в глаза Сталину - мы убили ваших моряков".
Но это только одна из многочисленных версий, официальная причина гибели субмарины "В1" до сих пор остаётся тайной...
Сплошная тайна похожая на выдумку. Фисановичу на глаза попалась подлодка и так понравилась ... получается он попал внутрь новейшей подлодки, пусть и союзников. Не за внешние же обводы она так понравилась капитану-подводнику.
Перечитал несколько раз, поискал что пишут и инете и впечатление что таки пожертвовали лодкой что бы утопить экипаж и легендарного капитана. В смысле подлодку показали, не отказали в праве выбора, а потом хлопнули, читай уничтожили, двух зайцев - и технологии сберегли и сократили численность отличных российских подводников.


Поблагодарили за сообщение: Паганель

За общественный авторитет 

Паганель

  • Автор темы

  • Сообщений: 9 141
  • Благодарностей: 10 022

  • Расположение: 37 паралель

  • Был 23.04.24 00:53

    • https://taina.li/forum/index.php?PHPSESSID=7n4gao7104o28k087dgh9mttgj&topic=14957.0
Сплошная тайна похожая на выдумку. Фисановичу на глаза попалась подлодка и так понравилась ... получается он попал внутрь новейшей подлодки, пусть и союзников. Не за внешние же обводы она так понравилась капитану-подводнику.
Это скорее всего просто красивая легенда про наших подводников. Да и сама субмарина принятая в состав флота в 1937 года, так что вряд ли на тот момент она являлась новейшей.
Странно то, что до сих пор нет точных данных о времени и месте гибели подводной лодки, которая у англичан называлась Sunfish, а у нас — «В-1»
http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/for_con/english/b-1.htm

Добавлено позже:
Трагическая судьба подводной лодки, которая у англичан называлась Sunfish, а у нас — «В-1», для протоиерея Георгия Завершинского стала отправной точкой книги, соединившей черты философско-исторического романа и психологической мелодрамы.

Москвичка Александра и житель Эдинбурга Эдвард познакомились в Интернете, встретились в Шотландии, удостоверились в глубоком взаимном чувстве. Но выясняется, что дед Эдварда — тот самый летчик британских ВВС, который по ошибке, приняв за немецкую, в 1944-м потопил субмарину «Санфиш», где служил дед Александры.
Почти шекспировская история, усиленная поисками ответов на вечные вопросы в духе Достоевского, Толстого, Чехова: «Как бы ей хотелось искренне поговорить с дедом! Узнать, простил ли он перед смертью летчиков — англичан или шотландцев, что потопили его? Не ощущал ли несправедливости высших сил — к себе и другим морякам лодки «В-1»?.. Обстоятельства уже не пересмотришь… Но как принять непоправимое?.. Что приходит раньше — наказание для сделавших зло или милосердие к тем, кто стал его жертвой?.. Какой Ты, Господи, — милующий или наказующий?... »

Небольшая, формата покетбук, книга, а сколько удалось в ней автору сказать! О поисках родной души, о равенстве всех в праве на жизнь, о вере и о прощении, которое дает ощущение счастья.
https://foma.ru/protoierej-georgij-zavershinskij-sanfish.html
https://youtu.be/onDdn02nuSk
« Последнее редактирование: 09.04.21 15:51 »
Я снова взялся за документ и с напряженным вниманием изучал его, словно стараясь вырвать у него неведомые тайны.


Поблагодарили за сообщение: ДЕРСУ

За активное участие в жизни форума 

San4es


  • Сообщений: 11 462
  • Благодарностей: 14 773

  • Расположение: РБ,Минск

  • Был 29.07.22 13:04

Таких подлодок-потеряшек без вести либо погибших от "friendly fire" в обе мировые войны-вагон+маленькая тележка.Вон,те же бритиши польскую "Ястреб" угрохали...
Если уж пейсать креатив на сию тему,то тогда уж о "Сюркуфе"... там и лодка технически интереснее,и вариантов утопления поболее,и конспироложество опять же
У России,как известно,две беды.И если одну из них можно исправить с помощью асфальтоукладчика,то что делать с дорогами-я не знаю...