Воспоминания Георгия Карпушина в статье Александра Архипова "Высота 1079" («АиФ-Урал» №2,3, 2004 г.)
http://www.urbibl.ru/Stat/Pereval_Dyatlova/visota_1079.htmВЫСОТА 1079
На протяжении многих лет большинство людей, принимавших непосредственное участие в поиске группы Игоря Дятлова – студентов, погибших в 1959 году на горе Мертвецов, - упорно хранили молчание. Несколько лет назад его нарушил Владимир Коротаев, первый следователь по делу о гибели туристов. Рассказ следователя стал поистине сенсационным. Но не дал разгадки на основной вопрос: что же послужило причиной страшной гибели туристов.
«Мне 81 год. Теперь вы понимаете, почему я хочу рассказать то немногое, что знаю?» - спрашивает Георгий Карпушин. В 1959 году Карпушин был старшим штурманом 123-го летного отряда Уральского управления гражданской авиации. По его словам, именно он первым обнаружил палатку погибших туристов. Рассказ Г.Карпушина восполняет неизвестную страницу давней трагической истории, хотя во многом расходится с общеизвестными версиями.
«Во второй половине февраля 1959 года к нам в авиаотряд пришел представитель УПИ по фамилии Гордо и этак неохотно рассказал, что в районе Ивделя на связь не выходит группа студентов, не мешало бы, дескать, организовать поиски… Но мы же не частная лавочка! Говорим: надо искать – делайте заявку. В итоге через некоторое время к нам действительно поступила заявка. На самолете Як-12А на поиск группы вылетели командир самолета Иван Емельянович Спицын, я и двое представителей УПИ. Фамилию первого не помню, вторым был уже вышеупомянутый Гордо…»
Лев Иванович Гордо – председатель спортивного клуба УПИ в 1959 году. Для поиска туристов Як-12А был выбран неслучайно: буква «А» в его названии означает, что запаса топлива хватит на 6 часов, что оправдано величиной района поисков. Здесь и далее курсивом – примечание редакции.
«Первую ночь после прибытия в аэропорт Ивделя мы стали изучать маршрут движения группы Дятлова и занялись изучением метеоусловий в горах северного Приполярного Урала. Таким образом, сравнив маршрут и сводку, я мог выяснить, где туристов могла застать метель или пурга. Странно, но, несмотря на то, что те места довольно захолустны на первый взгляд, в аэропорту Ивделя была первоклассная авиаметеорологическая станция – она работала по программе международного геофизического года. Начальник станции, Рахимов, блестящий прогнозист, разложил нам ситуацию как по полочкам.
По словам Гордо, конечной целью группы Дятлова была гора Отортен. Затем студенты, перевалив Уральский хребет, должны были двигаться на юг по западному склону Урала и верховьям реки Вишеры. Последняя информация о их передвижении была такова: доехав на лесовозе до поселка Бурмантово, студенты отправились дальше по зимнику. Сначала мы обследовали подножие хребта и реки, но даже следов лыж обнаружено не было».
Отортен – гора с отметкой 1182 м над уровнем моря на водораздельном хребте в истоках реки Лозьвы. Восхождение на нее под силу произвести только опытным туристам. По этому походу дятловцев должна была быть присвоена III , высшая категория сложности.
«Кстати, в один из первых дней нашей работы прилетел к нам рейсовый самолет Ан-2. Прибыла группа из УПИ, 12 студентов. Подходят к нам, заявляют категорически: «Завтра вы нас повезете туда». Мы смотрим на них, удивляемся тихо. Что, мало тех 9 пропавших, что ли? Одеты легко, в штормовках, на ногах чуть ли не «бегунки» (кеды). Ребята, вы куда прибыли, в санаторий?»
Первый раз мы вылетели по восточному склону до горы Отортен. Облачность – порядка 300-350 м нижняя кромка. Сейчас уже можно сказать о том, что поисковые полеты выполнялись с грубейшими нарушениями всех мыслимых правил. С такой облачностью, как была тогда, летать вообще невозможно. Каждый такой полет мог окончиться трагедией. Поэтому на смену Як-12 из Свердловска был вызван самолет Ан-2, как имеющий лучшую навигационную аппаратуру. На нем и решили рискнуть «пробить» облака и пройти уже по западному склону. Это чуть не стоило нам жизни».
Вылетев из Ивделя, летчики дошли до вершины Чистопа и перевалили в облаках Уральский хребет. Отлетев километров на 40, они спустились на высоту 400 м и вынырнули из облаков. Только благодаря такому хитроумному маршруту им удалось исследовать западный склон.
Через несколько лет после гибели студентов на горе Чистоп была установлена радиолокационная станция, просуществовавшая до 1983 года. Внешне появление этого военного объекта ничем не обусловлено, что дало дополнительный повод многим исследователям говорить о «космическом» следе трагедии.
В тот момент, когда поисковый самолет стал возвращаться в Ивдель, чуть было не произошла катастрофа, которой удалось избежать только чудом. Вспоминает штурман Георгий Карпушин: «По полетным картам, так называемым «миллионкам», по пути в аэропорт Ивдель, мы пролетали над вершиной Ойкс-Чакур. Высота горы на карте обозначена 1282 м. Облачность, ничего не видно, идем по приборам. Иван Емельянович (Спицын, пилот самолета) устал, попросил подменить его. А я ведь по образованию не только штурман, но и пилот, поэтому никакой трудности для меня это не составило. Он задремал, а я взял штурвал. По приборам расстояние до вершины 600 м. И вдруг впереди что-то серое. Я пригляделся: батюшки, да ведь это скалы! Какие-то секунды все решили. Слава богу, хватило времени, успел очень резко уйти правым креном.
Примерно 18-20 февраля Спицына отозвали в Свердловск, а областное руководство, поняв серьезность положения, распорядилось усилить состав поисковых групп. По словам Георгия Карпушина, руководить штабом по поиску группы Дятлова из Свердловска прибыл некто Шишмарев, генерал-лейтенант то ли МВД, то ли гэбэшник. Такая секретность была напущена, что мы даже имени его не знали…»
Надо заметить, что до сих пор эта фамилия ни разу не упоминалась ни в одном свидетельстве о трагедии на горе Мертвецов. Поэтому мы склоняемся к тому, что упомянутый генерал скорее относился к ведомству «комитетчиков».
Тем временем в Ивдель прилетели еще 3 экипажа из 123-го отряда и 3 экипажа эскадрильи ПВО из Арамиля. Кроме того, в расположении поисковиков оказались несколько вертолетов, которые и раньше базировались в аэропорту. «Сейчас я прихожу к выводу, что эти машины предназначались для поиска беглых зеков из лагерей Вижая и Бурмантово», - говорит летчик.
«На вертолете Ми-4 мы с командиром вертолета Владимиром Пустобаевым высадили несколько поисковых групп: на уступе горы Отортен, около Ойкс-Чакура и на Тульмском камне. В группах были работники Ивдельлага, местные охотники-манси, ребята из числа туристов, хорошо снаряженные и подготовленные».
В штабе поисков решили сразу: как только будет хорошая погода, взлетать всеми семью самолетами. На утверждение генералу Шишмареву был передан план, согласно которому летчики 123-го отряда должны были идти по западному склону, летчики ПВО – по восточному. «Головной» самолет, командиром которого был П.Гладарев со штурманом Карпушиным, ведет связь всех экипажей. Генерал план одобрил.
Гладарев Петр Васильевич, пилот 123-го отряда управления гражданской авиации. Впоследствии погиб в том же районе , выполняя транспортные работы. Причина катастрофы – обрыв несущей лопасти вертолета.
25 февраля погода выдалась просто чудесная. Горы на фоне чистого, ясного неба создавали спокойное, благостное настроение. С аэропорта Ивдель в воздух почти одновременно взмыли 7 самолетов. До поселка Бурмантово шли клином. Там, на высоте 300 м, разделились, как было условлено ранее. Холат-Сяхыл (гора Мертвецов), обозначенная на пилотных картах просто как «высота 1079», оказалась прямо по курсу ведущего самолета. «Примерно за 25-30 км до горы, - вспоминает штурман Карпушин, - мы очень четко разглядели палатку, которая прилепилась к восточному склону горы…
«Чтобы избежать скопления самолетов, я дал команду остальным бортам возвращаться в Ивдель. Помню, мы сделали много заходов над палаткой. Было отчетливо видно, что она разрезана с северной стороны. Прямо у палатки, головой к ней лежал труп, судя по длинным волосам – женский. Чуть в отдалении лежало еще одно тело. По всему было видно, что студенты покинули палатку в панике. Кстати, мне уже тогда бросилось в глаза, что палатка неправильно поставлена, на уклоне примерно в 30 градусов, открытая всем ветрам и камнепаду… Что заставило ребят так поступить – ума не приложу. Могу предположить, что, дойдя до вершины, они так устали, что решили не спускаться к подножию горы. Эта ошибка и стала для них роковой.
Летчики зафиксировали точку положения палатки на карте и связались с Ивделем, откуда они получили команду возвращаться на аэродром. Через некоторое время на место гибели студентов вылетел вертолет Ми-4 со следователями на борту. Высадка группы дознавателей происходила на грани фола. Облачность была настолько велика, что несущий винт было не видно. Приземлиться на горе не удалось, поэтому пассажирам вертолета пришлось выпрыгивать из него с высоты несколько метров. Параллельно вертолетчики эвакуировали другие поисковые группы. Тогда, по окончании поисков, надобность в нас отпала, и в марте летчики гражданской авиации отбыли обратно в Свердловск».
Со временем штурман разработал собственную версию гибели студентов, а к большинству существующих предположений он относится скептически.
«Примерно в то же время, когда нашли тела туристов, - говорит Георгий Александрович, - кто-то ляпнул, что они стали жертвой обломков отработанной части ракеты, но у меня эта версия вызывает только недоумение. Во-первых, мы практически первые пролетели над местом трагедии, и я могу утверждать, что никаких обломков или следов зачистки не было. Во-вторых, запуски всегда производились в восточном направлении, с учетом углового перемещения планеты. Чудес не бывает: все было рассчитано так, что отработанные части ракет падали в глухие районы Алтая».
Версия о нападении зеков тоже не выдерживает, по мнению Георгия Карпушина, проверки на прочность. «Когда мы только начали поиски, - утверждает летчик, - руководством штаба поисков сразу же были сделаны запросы в ближайшие лагеря, их там два было – Вижай и Бурмантово, не было ли побегов заключенных. Ответ был отрицательный. Да даже если предположить, что кто-то сбежал, как бы такие заключенные, в одних телогрейках, преодолели такое громадное расстояние до места, где обнаружили палатку?» По мнению летчика, появление подобных предположений связано с тем, что поиски, по крайней мере та их часть, которая была связана с участием военных и авиации, велись в обстановке строжайшей секретности. Впрочем, и похоронили жертв перевала тайно.
«Просто время было такое. Секретность была везде и во всем. Отвлекусь, вспомню тогда одно из тогдашних заседаний в Свердловске, на котором я присутствовал по долгу службы – говорит бывший летчик. – Обсуждались различные меры по усилению бдительности. Так там присутствовавшие на заседании топографы на полном серьезе предположили сдвинуть координаты городов области на географических картах, чтобы запутать «врага». Вот до такого маразма доходило. И в ситуации с гибелью студентов, мне кажется, сыграла свою роль именно чрезмерная секретность. Отсюда и появился ореол мистики.
Впрочем, я не могу дать ответы на все вопросы. Например, я могу утверждать, так как видел тела погибших ,что они были естественного цвета, а никакого не оранжевого, как стали утверждать позже. Но не могу сказать точно, излучали трупы радиоактивный фон или нет. В то время просто радиацией особо никто не интересовался».
В противовес «космическим» и другим версиям штурман разработал свою гипотезу о гибели студентов группы Дятлова. «Я и раньше летал в тех местах, - рассказал он корреспонденту «АиФ-Урал»,- на основании этого и сложилась моя версия. Дело в том, что от местных охотников я неоднократно слышал о существовании в этих местах идолов.
Слышал, что в лесу, в потаенных местах, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогулы (манси), делали подношения в виде пушнины, денег, мазали губы медвежьим жиром. Разорение этих капищ влекло за собой смерть. До сих пор мне памятен случай, который произошел в районе горы Народной – географически это близко к тем местам. Там геологи занимались разработкой горного хрусталя. Помогали им в этом рабочие – расконвоированные зеки. Однажды четверо этих зеков разграбили один из таких идолов. Всех их постреляли вогулы.
А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище.
По-видимому, манси, увидев, что туристы забрались достаточно близко к священным местам, решили испугать их. После того как студенты в панике покинули палатку, остальное сделали холод и переломы, полученные ребятами, в то время когда они в панике сбегали с горы…»
От редакции:
1 февраля этого года исполняется 45 лет с того дня, как на одном из горных перевалов Северного Урала погибли 9 студентов УПИ – группа Игоря Дятлова. Этой статьей, посвященной очередной годовщине их трагической и таинственной смерти, мы надеялись добавить несколько штрихов к этой трагической картине прошлого. После выхода первой части материала в редакцию поступило много звонков: читатели уточняли детали, в чем-то поправляли нас. Что, на наш взгляд, замечательно. Потому что, не претендуя на истину в последней инстанции, и уж тем более на разгадку причины трагедии, «АиФ-Урал», будем надеяться, добавил новые, неизвестные факты, благодаря которым пестрая мозаика истории о перевале Дятлова стала более законченной.
Александр АРХИПОВ
«АиФ-Урал» №2,3, 2004 г.
Видеосюжет канала АТН с комментариями Г.Карпушина:
https://vk.com/video-50872220_164553366