Про пассионарность.
Есть интересная работа:
http://gumilevica.kulichki.net/debate/Article13.htm"Пассионарность как психологический феномен
М.И. Коваленко
Опубликовано в сборнике научных трудов "Психологические проблемы самореализации личности". Изд. СПб Ун-та, 1999 г.
Статья любезно предоставлено Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".
Статья посвящена психологическому осмыслению пассионарности - ключевого понятия пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Уточняется этимология термина, который имеет многозначное и разноплановое содержание. Показывается, что пассионарность является формально - динамическим свойством психики. Пассионарии характеризуются высокой общей психической активностью и эмоциональностью. Уровень пассионарности оказывает влияние на направленность личности. Пассионарность - это потребность в самоактуализации, способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении."
Там же:
"Пассионарность является величиной векторной. Этот вектор имеет противоположное направление по отношению к вектору инстинкта самосохранения, индивидуального и видового [Гумилев Л.Н., 1989б, с.316]."
Там же:
"Непассионариев, то есть всю остальную и численно подавляющую часть человечества, Л.Н. Гумилев разделил на две многочисленные группы: людей гармоничных и субпассионариев. Про них написано гораздо меньше, чем про пассионариев. Субпассионарии автору явно не симпатичны. Сказано, что в составе этноса почти всегда присутствует категория лиц с "отрицательной пассионарностью" - субпассионарии. Их "пассионарность меньше, чем импульс инстинкта" [Гумилев Л.Н., 1990, с. 41]. Но мы только что показали, что сила инстинкта самосохранения не может служить мерилом пассионарности. Конечно, не вносит ясности и определение В.А. Мичурина: "Субпассионарии (особи энергодефицитного типа) - люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде" [см.: Гумилев Л.Н., 1993б, с.520]. Согласиться можно только с утверждением, что субпассионарии, в отличии от пассионариев, - это дезадаптанты. Тогда причем здесь формально - динамические особенности пассионариев? Неясно, какой тип темперамента характерен для этих антиподов пассионариев. Субпассионарность проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения (речь идет о витальных потребностях), паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Этот последний грех делает их очень похожими на пассионариев, но безволие и махровый эгоизм - изобличают. Субпассионарии имеют лозунг: "Жизнь для себя" [Гумилев Л.Н., 1989б, с.276]. Это особи с потребительской психологией, антисоциальные и аморальные [Гумилев Л.Н., 1993а, с.46]. Субпассионарии - это люди нетворческие, нетрудоспособные, эмоционально и умственно неполноценные. "Мироощущение субпассионариев не развивается, ибо оно есть равнодушие" [Там же, с.44]. Л.Н. Гумилев выделяет две группы субпассионариев: более адаптивную (неспособных регулировать вожделения) и пассивную, близкую к явной патологии (неспособных удовлетворять вожделения) [Гумилев Л.Н., 1989б, с.328]. Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена бродягами и профессиональными солдатами-наемниками [Там же с.275-276]. Примеры литературных образов субпассионариев - это беззащитные чеховские интеллигенты и обыватели, босяки из ранних рассказов А.М. Горького."
Выводы:
1. Пассионарность как термин имеет многозначное и разноплановое содержание.
2. Пассионарность не является фактором сугубо биологическим.
3. Пассионарность является формально - динамическим свойством психики.
4. Пассионарность является величиной векторной, а, значит, может иметь как положительное направление, так и отрицательное. Соответственно, знаки "+" и "-".
5. ЗСА был пассионарной личностью. К непассионариям, а тем более к субпассионариям, его никак нельзя отнести.
Добавлено позже:Вы себе льстите, дружище на счет "сказанного"
Ляпнул по пьяни - с кем не бывает...
Ефим, с этим - не ко мне. Не по адресу.
Добавлено позже:Если исходить только из твердо установленных фактов, то Золотарев остался не со всеми,а лишь с тремя- Тибо, Колеватовым и Дубининой. Ну или они примкнули к нему.
Со всеми - означает, что не ушел во тьму, бросив всех на произвол судьбы. А остался и, возможно, руководил теми, кто оставался в силах, - наверняка был у кедра, затем резал елочки для настила, строил настил и т.д.
Добавлено позже:Психологический тип героя-разведчика и криминальной личности- это один и тот же тип.
Уровень пассионарности личности одинаков. А знаки (направление) пассионарности - разные, противоположные.
Вот у меня и возник вопрос к версии Ефима - что привело к смене направления вектора пассионарности ЗСА как личности?
Как, когда,где и кем была совершена "перековка" (помните этот термин 30-40-х годов - "перековка") личности ЗСА?