не Свердловского уровня.
Именно так. Не областного уровня. Берите выше.
С началом создания атомной промышленности СССР руководство страны учитывало, что разведки иностранных государств, располагая данными о довоенных ядерных исследованиях в Советском Союзе, многие из которых были опубликованы, будут в новой обстановке, когда возможность создания ядерного оружия стала доказанным фактом, стремиться всеми силами и средствами получить информацию о работах по созданию ядерного оружия в СССР. Поэтому необходимо было уже на первом этапе наряду с решением многочисленных и чрезвычайно сложных научных, технических, экономических, кадровых и других вопросов разработать и осуществить ряд организационных и практических мер по обеспечению строгой секретности проводимых и предстоящих работ, не допустить агентурного проникновения противника на объекты атомной промышленности, предупредить возможную утечку информации о состоянии научных исследований и полученных результатах, о проектировании и строительстве советских атомных объектов и их дислокации. В связи с этим 15.11.1945 г. в системе НКГБ СССР был организован Отдел "К", на который возлагалась задача контрразведывательного обеспечения объектов атомной промышленности. 15.03.1953 г. в связи с объединением МГБ СССР и МВД СССР в единое МВД СССР функции Отдела "К" МГБ СССР переданы в 1-й Отдел 5-го Управления МВД СССР, который с 17.09.1953 г. преобразован в 10-й спецотдел МВД СССР, а с созданием КГБ при СМ СССР (в который были переданы все оперативно-чекистские функции и подразделения) выделен с 18.03.1954 г. в 1-й спецотдел КГБ при СМ СССР.
Именно 1-й спецотдел КГБ при СМ СССР в 1959 г. занимался контрразведывательным обеспечением атомной промышленности СССР. Объекты атомной промышленности не являются объектами областного подчинения. Соответственно Свердловское областное управление КГБ никак не может заниматься контрразведкой на этих объектах, ибо это дело 1-го спецотдела. Свердловские товарищи вообще не могли быть (и не должны были быть) в курсе того, чем в Свердловске (и области) занимаются их коллеги московского подчинения. А вот привлекаться по мере необходимости к делам 1-го спецотдела они могли, по приказу из Москвы от своего начальства в лице соответствующего заместителя председателя КГБ.
Так что операция эта не областного, а московского уровня. Может, даже на уровне самого председателя КГБ И. Серова. Для чего она затевалась? Могло быть две благородные цели:
Первая - найти "крота" в высоких московских кабинетах. "Крот" был в партийных органах. Почему? Засекречивание УД преградило бы доступ к делу и, соответственно, к материалам и результатам следствия Иванова для работников партийных органов, но не для работников (в руководстве) КГБ. Каков должен был быть уровень "крота" в партийных органах? Наверняка не ниже секретаря обкома КПСС, а скорее, выше (секретарь обкома, конечно, фигура, но выхода на союзный уровень не имел -это лишь номенклатура ЦК КПСС, назначенец). А что было выше? ЦК КПСС. Смотрим на структуру ЦК КПСС.
Отделы, комиссии, институты КПСС в 1958-59 годах
Административный отдел ЦК КПСС (1954 - )
Международный отдел ЦК КПСС по связям с коммунистическими партиями капиталистических стран (1957 - 1988)
Общий отдел ЦК КПСС (1953 - 1991)
Отдел административных и торгово-финансовых органов ЦК КПСС по РСФСР (1956 - 1962)
Отдел административных органов ЦК КПСС ( - 1988)
Отдел информации ЦК КПСС (1958 - 1959)
Отдел кадров дипломатических и внешнеторговых органов ЦК ВКП(б) - КПСС (1949 - 1962)
Отдел культуры ЦК КПСС (1955 - 1962)
Отдел лёгкой и пищевой промышленности ЦК КПСС (1958 - 1962)
Отдел машиностроения ЦК КПСС (1954 - 1988)
Отдел науки, высших учебных заведений и школ ЦК КПСС (1955 - 1962)
Отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР (1956 - 1962)
Отдел оборонной промышленной ЦК КПСС (1954 - 1988)
Отдел партийных органов ЦК КПСС по РСФСР (1954 - 1962)
Отдел партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам (1954 - 1965)
Отдел ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран (1957 - 1988)
Отдел промышленности товаров широкого потребления и продовольственных товаров ЦК КПСС (1954 - 1958)
Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по РСФСР (1956 - 1962)
Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам (1956 - 1962)
Отдел строительства ЦК КПСС (1954 - 1988)
Отдел торгово-финансовых и плановых органов ЦК КПСС (1954 - 1962)
Отдел транспорта и связи ЦК КПСС (1954 - 1988)
Отдел тяжёлой промышленности ЦК КПСС (1954 - 1983)
Промышленно-транспортный отдел ЦК КПСС по РСФСР (1956 - 1962)
Сельскохозяйственный ЦК КПСС по РСФСР (1954 - 1966)
Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС по союзным республикам (1954 - 1965)
________________________________________
Идеологическая комиссия ЦК КПСС (1958 - 1966)
Комиссия по выездам за границу при ЦК ВКП(б) - КПСС (1950 - 1960)
Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1956 - 1991)
________________________________________
Газета «Правда» (1917 - 1991)
Из всего этого нас интересуют отделы, так или иначе связанные с атомной промышленностью. Вот они.
1.Административный отдел ЦК КПСС
2.Общий отдел ЦК КПСС
3.Отдел машиностроения ЦК КПСС
4.Отдел оборонной промышленной ЦК КПСС
5.Отдел строительства ЦК КПСС
6.Отдел транспорта и связи ЦК КПСС
7.Отдел тяжёлой промышленности ЦК КПСС
КГБ при СМ СССР им не подчинялся. А они не имели доступа к делам КГБ. Зато имели доступ к делам облпрокуратуры.
Так что "крота" следовало бы искать в перечисленных семи отделах. Как мы знаем из истории, "крот" так и не был найден. В данном случае "крот" - это тот предатель, который организовал передачу американцам радиоактивных материалов на вещественных носителях. На слушаниях в Объединенном Комитете по атомной энергии Конгресса США во второй половине 50-х годов американская разведка практически ежегодно сообщала о росте КПД советских реакторов в Челябинске-40 и производственных линий в Свердловске-44, нарабатывавших оружейный плутоний и уран соответственно. По мнению американских специалистов, эффективность техпроцессов возрастала примерно на 10 % каждый год без увеличения тепловой мощности установок (и соответственно, выбросов тепла в окружающую среду). Получить такие данные, не имея доступа к совсекретной технической документации, можно было лишь осуществляя регулярный мониторинг за районами, прилегающими непосредственно к производственным зонам этих объектов. В 1957 г. на таких слушаниях представитель американской военной разведки признал, что информация о характере продукции, производимой в закрытом городе Томск-7, получена на основании исследования пыли, доставленной в США на зимней шапке человека, побывавшего там. Эта информация явно подтвердила заинтересованность американской разведки в получении минеральных образцов из ближайших окрестностей изучаемых объектов в целях их лабораторного исследования.
Доклады Объединенного Комитета по атомной энергии Конгресса США регулярно публиковались, хранятся в Библиотеке Конгресса США. Соответственно, нашей разведке они были известны. Предателей надо было найти, и занимался этим 1-й спецотдел КГБ при СМ СССР. Его задача - контрразведывательное обеспечение атомной промышленности. Если бы "крота" нашли, то были бы судебные материалы по шпионажу, были бы приговоры, остались бы документальные следы. Но этого нет. Зато есть косвенные подтверждения обратного.
Вторая - дезинформация разведки супостата, чтобы не дать повода для каких либо подозрений, что в СССР ведутся работы по новому прогрессивному методу обогащения урана. Пусть все считают, что СССР в числе четырех стран мира по-прежнему владеет только неэкономичным газодиффузионным методом. Вспомним про Уральский электрохимический комбинат, на котором в конце 1957 года был запущен первый опытный завод газовых центрифуг и в 1962-64 годах тремя очередями введен в действие первый в мире промышленный завод газовых центрифуг. Это событие, информация о котором долго сохранялась в секрете, действительно представляет собой уникальное достижение советской науки, техники и промышленности и не имеет аналогов в мире. Создание газоцентрифужного производства по разделению изотопов урана в нашей стране стало как бы завершающим этапом в осуществлении Советского атомного проекта.
А могла быть и совсем неблагородная цель, по сути, госизмена на самом верхнем уровне - в пику Н. Хрущеву во время работы 21-го съезда КПСС сорвать уже подготовленную операцию по дезинформации супостата... Может быть, а может, и нет...