Выбор и подготовка походных лыж: тогда и сейчас - Снаряжение - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Выбор и подготовка походных лыж: тогда и сейчас  (Прочитано 5045 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Тема открыта по "просьбам трудящихся"... да и  вообще пора внести в это дело некоторое понимание, ибо далеко не все тут лыжные туристы, и, судя по тому, что многие пишут, в вопросах лыжного туризма и вообще лыжепоходного снаряжения, немножко "плавают".  Что не есть что-то плохое,  - всё знать невозможно, да и не нужно, но поскольку форум напрямую увязан с вопросами лыже-горного туризма и, соответственно, основного снаряжения к нему - лыжами, а скоро как раз начинается лыжепоходный сезон,  решил тут  поделиться своим скромным опытом и некоторыми практическими познаниями в этом деле.

Начнем с того, что лыжи, которые не горные, бывают очень разные:
 
- деревянные гладкие широкие прямые бескантовые (Лесные, Рыбак, Турист и т.д. шириной 7-12 см);
- такие же, но дерево-пластиковые, т.е. верхняя часть деревянная, нижняя (скользяк, или база) - пластик;
- такие же, но полностью гладкие пластиковые;
- такие же, но дерево-пластиковые с насечками;
- такие же, но полностью пластиковые с насечками;
- деревянные широкие гладкие со стальными кантами ( как легендарные Бескиды);
- пластиковые широкие со стальными кантами и с насечками;
- пластиковые широкие со стальными кантами и с камусом под колодкой;
- пластиковые гладкие карвинговые со стальными кантами (ски-тур);
- деревянные гладкие узкие для классики (беговые, 4-5 см);
- пластиковые гладкие узкие беговые для классики;
- пластиковые узкие беговые для конька;
- пластиковые узкие для классики с насечками;
- пластиковые узкие с камусом для классики;

Ну, есть еще промысловые (15-22 см шириной), для могула, прыжковые, водные, лыжи-снегоступы (длиной 90-100 см и шириной 18-22 см), ну и горные, которые тоже подразделяются на разные категории и классы. И все эти многочисленные типы лыж требуют специфической и индивидуальной подготовки, т.е. все готовятся по разному. Нет единого рецепта для подготовки разных типов лыж.  Все они так или иначе были испробованы в туризме, как длительных лыже-горных автономах, так и в коротеньких ПВД и однодневных покатушках. Большинство лыж для длительных горных автономов показали себя никуда не годными, поэтому их даже касаться не буду, какие-то, при их должной подготовке, были относительно неплохи, ну, а некоторые оказались близки к идеалу.
Вот с последних и начнем.

Самые лучшие и заслуженно популярные в СССР были, конечно, легендарные "Бескиды" мукачевской фабрики (ныне бандеровцы продали ее австриякам, и "Фишер" клепает там дешевые никчемные типа беговые модельки для начинающих). Так вот, Бескиды делались из твердых пород дерева, имели наборные стальные канты по боковинам, и их практически невозможно было сломать. Некоторые и сейчас в строю, спустя более полувековой и агрессивной эксплуатации ( у нас в группе двое на таких). Кроме того, что они надежные и неубиваемые, они еще и  прекрасно цепляются кантами за склоны, имеют у тому же сменные  и ремонтопригодные  в полевых условиях (что и сейчас нет ни у кого!) стальные канты, плюс, еще и не требуют какой-то особой подготовки и ухода: просмолил в конце или начале сезона, - и собственно, вся подготовка.

Про смоление лыж чуть поподробней.
Процедура эта для деревянных лыж необходима. Во-первых, смоленые лыжи не впитывают влагу, а значит не рассыхаются и дольше живут, плюс смоление позволяет во многом (не всегда) избежать подлипа, ну и делает сами лыжи крепче. Кроме того, просмоленные лыжи лучше держат при движении в гору - смола сама по себе есть не что иное, как мазь держания. А в туризме это как нигде очень важно.

Смола сейчас продается в туристических магазинах, например, в "Турине". Так и называется - смола для лыж. Это такая бурая вонючая густая субстанция в пузерьке граммов 100. Пузыртка хватает, чтобы просмолить лыжи пару-тройку раз. Такую смолу с успехом можно заменить советской мазью "Висти", если у кого завалялась - это и есть не что иное, как та же смола, только с некоторыми добавками под конкретную температуру снега.

Как смолить.
Делается это очень просто. Для смоления нужен утюг (можно обычный бытовой, дереву он не повредит, в отличии от пластика,  но в идеале все же лучше специальный лыжный) и кусок тряпочки. Лыжа переворачивается скользяком вверх, как можно параллельнее полу, и скользяк прогревается утюгом.  Далее на разогретую скользящую поверхность наносится смола (либо тряпкой, либо просто аккуратно выливается), и так же проглаживается утюгом. Смысл процедуры в том, чтобы в разогретые поры дерева горячая смола проникла как можно глубже, тогда ее на дольше хватит. Чем горячей дерево и сама смола, тем скользяк лучше пропитается смолой, тем лучше он будет отталкивать влагу, тем дольше проживет лыжа, и тем реже надо будет ее смолить еще раз. Процедуру повторить хотя бы пару раз, повторно - после того, как лыжа остынет.  В конечном итоге скользящая поверхность должна иметь темно-коричневый,  почти черный цвет.  По окончании работы лыжи оставить на улице, чтобы не воняли.  В прямом смысле - запах при смолении довольно крепкий и не очень приятный. Еще и стойкий - даже уже обработанные лыжи будут пахнуть еще не один день. Поэтому первое время после обработки, лыжи лучше хранить вне дома. А при обработке устроить сквознячок и предупредить домашних о последствиях, а то могут и побить...

Но зато - это и вся обработка. Надо такие лыжи использовать - просто обулся в них, и пошел. В независимости от погоды, состояния снега, температуры воздуха... В этом деревянные лыжи имеют огромное преимущество перед пластиковыми, особенно, если дело касается туризма, когда обрабатывать лыжи в полевых условиях  каждый день просто не бывает возможности.

Для улучшения скольжения лыжи потом можно и пропарафинить. Парафинить точно нужно лыжным утюгом, если уж взялся за это дело, т.к. каждый парафин имеет свою температуру плавления. Подобрать необходимую и стабильную температуру на бытовом утюге не так просто. Да и небезопасно: парафин - продукт нефтепеработки, и при температуре закипания имеет обыкновение самовозгораться.  При плавке парафина с низкой температурой плавления можно и пожар устроить, не рассчитав температуру утюга или задержав его на парафине дольше положенного.  Даже открытого огня не надо. Поэтому, лучше эту процедуру делать специальным лыжным утюгом.

Парафянятся лыжи так же, как и смолятся, только отступается сантиметров 30-40 вверх от начала колодки спереди, и без отступа от конца колодки сзади. Но об этом позже, когда речь пойдет о парафинировании пластиковых лыж.

  Вопрос тут в другом - а нужно ли, это "улучшение скольжения" для туристских лыж, ибо...

Ибо другое преимущество деревянных лыж - они не так хорошо скользят. Казалось бы, а в чем тут преимущество, ведь чем лыжи лучше скользит, тем проще и быстрее ты едешь? Это верно, но только не для туризма. Тут скольжение часто не плюс, а наоборот - минус. Объясняю.
Если ты идешь по ровной гладкой поверхности, то вопросов нет - скольжение хорошее необходимо. Но... часто ли в горных походах по гребеням мира ты идешь по такой поверхности? Как правило - мизерную часть пути. А большей частью по буреломам, камням, по сугробам, траверсом, круто вверх, резко вниз и т.д. И чем тут хорошее скольжение поможет? Ничем. А часто оно еще и вредно. Ибо, если лыжа хорошо скользит вперед, она так же прекрасно скользит и назад. Что особенно "радостно" на подъеме. Тут деревянные лыжи вне конкуренции.  Да и на спуске тоже - движение по инерции вниз с 30 кг рюкзаком по фирновым буграм, - это далеко не спуск по специально подготовленной трассе на горных лыжах, да еще и  налегке. Тут хочется помедленней, рюкзак-то маневрировать не особо дает. И тут опять деревянные лыжи за счет худшего скольжения имеют несомненное  преимущество. Особенно, Бескиды со своими стальными кантами, которые позволяют легко цепляться даже за фирновые склоны при более комфортной скорости спуска.

Точно так же обрабатываются смолой любые другие деревянные лыжи. Но все они, в отличие от Бескидов, не очень надежные, без стальных, а часто и вообще каких-либо кантов по краям, что сильно ограничивает условия их эксплуатации. Поэтому, в последнее время, многие лыжные туристы стали переходить на пластик. Чисто от безысходности, а не в качестве дани моде - Бескиды давно не производятся, а других нормальных деревянных лыж, способных выдерживать самые суровые условия эксплуатации, просто нет в природе.

Как обрабатывать пластиковые лыжи для походов, и какие они нужны, а какие наоборот, сразу можно в печку - чуть позже, после возвращения из ПВД 4-5 -го ноября. А может, сегодня успею.
« Последнее редактирование: 01.11.19 18:15 »


Поблагодарили за сообщение: Мишаня | Rubl | Shura | Вита | KUK

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Долго думал (часа два, не меньше!), как начать рассказ про подготовку пластиковых лыж, - ведь их столько принципиально разных, и все готовятся по-разному! Это с деревом просто... Решил начать с беговых, как основы для негорных лыж. Все-таки, поняв, как готовится беговой пластик и какой он бывает, уже будет понятно, как подходить и к лыжам из пластика для серьезного тузизма.

Начнем с того, что пластиковый скользяк (база) принципиально бывает двух типов: с экструзивнной (extruded ) и
спеченный базой (sintered).

Первый дешевый, и применяется в производстве лыж начального уровня, второй - это уже то, ради чего дерево и заменено на пластик. Из него уже делаются серьезные лыжи. Такой пластик при нагревании размягчается, при охлаждении застывает.  Адгезия (прилипание снега) — чрезвычайно низкая. Первые в обработке практически не нуждаются, и скользят не лучше старых добрых деревянных лыжиков, вторые требуют серьезной подготовки, но и скользят в результате грамотной обработки их мазями и парафинами просто как на крыльях летят.

В реальной жизни новички катаются на лыжах, не особо заморачиваясь с мазями и парафинами. Поэтому на "новичковых" и прокатных лыжах стоит обычно экструзивный пластик (extruded ). Самый дешевый, то есть. Для улучшения скольжения на него достаточно нанести  парафин холодным способом. Попросту вытащить свечку (кусок парафина) из кармана и  натереть скользяк. Скольжение на короткое время улучшиться. Но хватает этого ненадолго - через пару километров парафин банально сотрется благодаря трению. Чтобы этого не происходило, нужна пропитка скользяка парафином - тогда скольжение будет отличным очень длительное время, - дни, недели, может, даже несколько недель при ежедневном активном использовании, т.е. сотни километров минимум. Но попытка пропитать такую базу (extruded ) парафином, для длительного беспроблемного скольжения,  совершенно бессмысленна. Поэтому люди, которым нужно действительно катание, а не передвижение на лыжах, используют лыжи с более дорогой, спеченной базой (sintered).

Спеченные базы требуют более тщательного ухода. Но они обеспечивают и более высокое качество скольжения. Здесь уже используется горячий способ пропитки скользящей поверхности парафином, а специальный утюг, в отличие от обработки деревянных лыж, где он лишь создает комфорт,   - обязательный атрибут.

Надо сказать, что при изготовлении скользящих поверхностей высокого класса, используется сверхвысокомолекулярный полиэтилен. В более простых моделях скользящей поверхности используется высокомолекулярный полиэтилен, а совсем в дешевых (ценой в пару, а то и непонятно с какого перепугу, аж в тройку тыщ и ниже) - низкомолекулярный. Мне лично совершенно непонятно, зачем такая хрень вообще производится, и какие лохи и с какой целью это чудо покупают... Гораздо лучше взять простые деревянные лыжики (речь сейчас пока про беговые узкие), те же Karjala, из Сортавалы, Tisa, STC, НЛК и др., - по крайней мере, с мазями держания заморачиваться не надо, а скользят они, даже без обработки, уж точно не хуже, чем такой пластик. Т.е. в меру скромно, но не хуже. Да и испортить их, в случае неправильной подготовки, если-таки решите приобщиться к этому таинству, гораздо сложней, если вообще возможно. Я честно пытался, у меня не получилось...

Ладно, это присказка, теперь по сути. Вы уже поняли, что низкомолекулярный пластик на дешевых пластиковых лыжах обрабатывать нет смысла, поэтому, ниже пойдет речь исключительно об обработке лыж с базой на пластике (полиэтилене) спеченном сверхвысокомолекулярном (sintered).

Лыжа крепится параллельно полу, затем при помощи лыжного утюга на нее наносится парафин. В лыжном утюге есть специальные канавки, и, когда ты касаешься парафином поверхности утюга, поставленного на температуру плавление конкретного парафина, он плавится, и по канавке стекает на лыжу. Залить таким образом всю поверхность лыжи парафином - десяток секунд. Далее, розлитый на лыже парафин нужно "впитать" в скользяк. Тем же утюгом просто медленно проглаживаешь поверхность лыжи, следя за тем, чтобы парафин распространялся по всей поверхности равномерно. Проходишь так пару раз, но сильно задерживать утюг на одном месте все-таки не стоит - можно пережечь базу, - это не дерево, штука нежная.

Даешь лыже остыть. Затем пластиковым скребком удаляешь излишки парафина, то, что не впиталось. Но если вы думаете, что удалили весь парафин - то таки нет. Дальше его надо удалять щетками. Сначала грубой (стальной, например), потом более мягкой, типа латунной, потом уже нейлоновой. И окончательная обработка идет уже фаберленом или фибертексом.
По окончании обработки лыжа должна быть глянцевой, в нее можно чуть не как в зеркало смотреть. Тогда она по лыжне будет не катить - лететь!

Забыл сказать, что по всей длине лыжи парафинят только для конькового хода. Для классики (что для туризма, собственно, и актуально) не трогают колодку. Это место под ботинком на 30-40 см вперед от носка, и до конца пятки. Вот эту колодку парафином для скольжения трогать нельзя ни в коем случае! На нее наносится наоборот, мазь держания. Многие, я знаю, даже зашкуривают это место, чтобы мазь лучше держалась. Я считаю это излишним, впрочем, вопрос дискуссионный. Главное здесь то, что без мази держания на пластиковых лыжах ты далеко не уедешь - они просто будут отдавать назад, и ты не сможешь лыжей оттолкнуться. Будет мучение, а не катание. В итоге плюнешь, скажешь, что за дерьмо мне подсунули, закинешь их в кладовку или на антресоли, и забудешь, как страшный сон. Хотя это могут быть прекрасные лыжики, просто человек забыл, что это не дерево, и без мази держания классикой на них ездить просто нельзя. Можно их даже парафином не обрабатывать - ничего страшного не произойдет, лыжи нормальные все равно будут катить, хоть и не так комфортно, но без мазей держания совершенно  никак от слова совсем. Поэтому первое, что надо сделать после покупки пластиковых лыж - это купить мази держания.

Ладно, устал по клавишам щелкать, потом перейдем уже к пластиковым лыжам туристическим. Тут всё еще сложней. А были бы "Бескиды"...

Оффтоп (текст не по теме)
Мне на даче крайне нужен (0,8... 2 км до речек доехать хариусных), но сопки, грязь.
Чего из бюджетных порекомендуете?
Мишаня, для подобного "экстрима" бери, что по цвету понравится... Но только в специализированном веломагазине! Ну реально, тут тысячи вариантов, рекомендовать какой-то один-два... Нормальные продавцы выяснят подробно твои потребности, и предложат на выбор то, что у них имеется. А иметься в нормальном веломагазине будет много чего.
« Последнее редактирование: 05.11.19 18:04 »

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Туристических пластиковых лыж, в отличие от горных и беговых, коих сотни, если не тысячи моделей, не так много. Их буквально можно пересчитать  на пальцах одной руки. Это следующие лыжи:

Madshus Epoch и Madshus Annum - лыжи отличаются лишь шириной, вторые  на сантиметр шире;
Fisher Sbound 112 и Fisher Sbound 98, также отличаются лишь шириной, цифра означает ширину в носке с ммиллиметрах;
Rossignol BC 110 Positrack и Rossignol BC 125 Positrack, то же самое, разница лишь в ширине.

Вроде, что-то подобное у Atomic-а еше было, но что-то давно не вижу, возможно, сняли с производства, у Salomon-ов что-то похожее, хотя и узковатое. Собственно, и все. Возможно, есть какие-то ограниченнные партии у малоизвестных производителей, но мне такие попадались лишь однажды, да и то, насечки на них откровенно дерьмовые.

Все перечисленные лыжи карвинговые (с небольшим боковым вырезом, как у горных, только меньше), со стальными цельными кантами по всей длине, шириной в носке 10-11 см, и насечкой для беспроблемного отталкивания при движении и держании при некрутом подъеме в горку. Однако при увеличении градуса подъема необходим камус, максимум, что держит, например, Мадшуз при подъеме в лоб, - это градусов 10-15, в зависимости от снега.
 В обработке все они, в отличие от беговых, по большому счету не нуждаются (разве что в конце сезона пропарафинить), - одел и поехал. И весь месячный поход можно к ним не подходить ни с мазами, ни с парафинами. Однако для улучшения скольжения и против подлипа, лучше все-таки,  иметь с собой кусок парафина и специальную мазь для насечек. Ну и для обледенелого снега может пригодится мазь держания, хотя мне в двадцати с лишним походах она пригодилась лишь однажды - насечек, как правило, достаточно. Скользят они значительно лучше деревянных (хотя уже говорил, что это далеко не всегда плюс в лыже-горном туризме), но хуже гладких беговых - насечки, все-таки выступают неким тормозом.
Какие именно лучше, сказать сложно. Из перечисленных пробовал в реальных условиях первые четыре (Мадшузы и Фишеры). Насечки однозначно лучше у Мадшузов, скользят они тоже лучше, но на Фишерах ехать комфортней благодаря канавке в середине лыжи: они не позволяют лыжам "гулять" при передвижении по мелкому снегу и буранке. Почему такой канавки нет на Мадшузах - для меня загадка. По цене они примерно одинаковые - 20-25 т.р. (от 300-350 долл.).

Некоторые пытаются для туризма приспособить горные лыжи, а также ски-туровские. Я бы не советовал это делать - перечисленным выше они уступают по всем параметрам.  Уж лучше наши деревянные "Лесные". Речь о туризме, естественно.
Почему?

Во-первых - пластиковый скользяк у них абсолютно гладкий. Это хорошо для скоростного спуска, но абсолютно не годится для движение по равнине, а тем более вверх - без мази держания на них и шагу не шагнешь. Использовать же мазь держания тоже не вариант - если на беговых ты едешь по лыжне в тепличных условиях, то в походе приходится преодолевать и камни, а деревья поваленные, и открытую почву, просто жесткий наст или фирн, а в таких условиях мазь будет стираться очень быстро. Как результат, тебе надо останавливаться, снимать рюкзак, лезть за мазью, снимать лыжи, снова из намазывать, снова закидывать на плечи тяжеленный рюкзак... И так регулярно.  Бывают участки, на которых мазь сползает каждые пятьсот метров, а пройти за день надо километров 30... Да и просто для ходьбы они плохо пригодны - низкий подъем носка, глубокий боковой вырез... Ну и тяжеленные, в сравнении с перечисленными в начале.

Некоторые крепят на скользяк горных лыж камус намертво, и так на камусе всю дорогу и идут. Но камус, во-первых, еще больше утяжеляет лыжу, а самое главное - очень сильно тормозит движение. Такие всегда сильно отстают от группы, идущей на лыжах нормальных. Ну и в случае намокания его при теплом снеге, он становится просто неподъемным.
И да, если кто, несмотря на вышесказанное, все же  решился идти на горных лыжах, то брать надо только  старые прямые. Современные карвинговые не годятся абсолютно. А старые можно найти даже бесплатно, на горнолыжных турбазах из них красивые заборчики делают, или стены обшивают.

Ски-туровские лыжи полегче горных, но для туризма тоже не годны по тем же причинам. Их назначение - на камусах налегке подняться в гору, там камуса снять, и так катить вниз. Преодолевать постоянные подъемы и спуски, снимая-надевая камуса на морозе по двадцать раз на дню, еще и постоянно надевая и скидывая рюкзак - это на большого любителя. Хотя некоторые и ходят, постоянно отставая и доставая группу тем, что их вечно надо ждать.

Плюс у горных и ски-туровских лыж при их использовании в туризме один - их практически невозможно сломать, ну и мощные стальные канты по краям.  В остальном, одни минусы.

Ну, и конечный вывод. Выбор лыж для туризма на сегодняшний день, как деревянных, так к пластиковых, очень ограничен. Из деревянных это "Бескиды", которые много лет уже не производятся, но кое-где еще завалялись, "Лесные" для условий, где нет жестких фирновых склонов (лучше с рисунком, где внизу лыжи елка нарисована, и волк на луну воет, эти понадежней), отчасти "Рыбак" шириной обе 11-12 см. Шире уже будет неудобно, уже -  будешь сильно тонуть. Поэтому не стоит брать, несмотря на название, лыжи "Турист" производства фабрики "Маяк" - они ненадежные и узковаты (7 см).

Из пластиковых идеальны перечисленные здесь в самом начале: Madshus Epoch и Madshus Annum , Fisher Sbound 112 и Fisher Sbound 98, Rossignol BC 110 Positrack и Rossignol BC 125 Positrack. Они с насечками, стальными кантами по всей длине, не требуют специальной обработки и особого ухода, очень надежные и достаточно легкие.
Пожалуй, про походные лыжи и всё.
« Последнее редактирование: 08.11.19 15:37 »


Поблагодарили за сообщение: Shura

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Ну, раз уж начал тему про лыжи для туризма, надо ее логически продолжать. Иначе без некоторых важнейших вещей, она будет просто неполная.

Любые, даже самые хорошие и дорогие  лыжи не поедут никак от слова ваще без такого скромного приспособления, как крепления. Поэтому, выбор креплений не менее важен, а иногда и более, чем выбор самих лыж.
Другое дело, что выбор креплений для туристских лыж, как и самих лыж, достаточно ограничен. Уже писал тут в разных темах про это, но они разбросаны по всему форуму, и их не всегда и найдешь сразу, поэтому продублирую, с некоторыми дополнительными подробностями тут.

Самые популярные и используемые 90% туристов - это крепления тросиковые (они же полужесткие, они же универсальные). Именно на таких и ходили дятловцы в 1959 году, с тех пор их конструкция принципиально не сильно изменилась.
Они представляют из себя металлическую скобу, поперек которой перекинут ремешок, куда и вставляется носок ботинка/сапога (да хоть комнатной тапки, если так удобней и погода позволяет). Пятка притягивается к скобе при помощи натяжения стальным тросиком, для натяжения которого используется "лягушка", установленная чуть спереди скобы. Собственно, и вся конструкция.

Для таких креплений не нужны никакие "лыжные ботинки" или любая другая специальная лыжная обувь - годится абсолютно любая, которая позволяет вам комфортно себя в ней чувствовать. Кроме того, такие крепления очень надежные (хотел бы я посмотреть на человека, который порвет витой стальной 5-мм тросик!), к тому же легко ремонтопригодны в полевых условиях, в чем нужда возникает крайне редко.

Производят их разные заводы, самые популярные (и заслуженно) - это новосибирские "Азимут". Доступность, низкая цена, высокая надежность, ремонтопригодность в случае надобности в полевых условиях (всё на свете рано или поздно ломается) - из всех тросиковых креплений, на которых ходят процентов 90 туристов, 95% ходит именно на "Азимутах". Есть еще харьковские (категорически не рекомендую брать) - изготовлены они из мягкого металла, тросик не имеет защиты в виде "пружины" при входе в скобу, из-за чего часто перетирается, отсутствует утолщающая пружина на пятке, из-за чего тросик сильно давит на пятку сзади при использовании мягкой обуви, создавая дискомфорт. Скобы при сильных нагрузках частенько гнуться.

Есть и другие модели, лучше "Азимута", например, не помню какого завода с подвижными "щечками" на скобе, но в свободной продаже их не найти, к тому же они гораздо тяжелей. У меня такие есть, как и у группы с Алтая, с которой я частенько хожу, но больше я их нигде не видел. Если склероз мне не изменяет, заказывали их мелким оптом на том же новосибирском заводе, обошлись в два раза дороже "Азимута". Потому, говорить о них нет смысла, просто имейте в виду - где-нить на Авито могут и попасться. Сразу отказываться от них точно не стоит.

Почему именно тросиковые крепления так популярны в туризме уже много десятилетий, по-моему, очевидно: можно использовать любую обувь, простота в использовании, надежность, дешевизна, небольшой вес, ремонтопригодсть в любых условиях, относительная жесткость, не нужно менять обувь в случае необходимости двигаться без лыж по дороге или камням...
Минус, пожалуй, один: все-таки недостаточная жесткость, которая особенно отчетливо проявляется на спуске. Но... за всё надо платить. В данном случае - только этим. На мой взгляд, цена за все преимущества не столь высокая.

Тем не менее, процентов 10 от всех туристов, включая и меня, часто используют в многодневных лыже-горных походах и другие крепления ( в зависимости от региона).
Это:
- крепления типа ВС (Backcountry) или ВСX (Backcountry Extreme), изготавливаемые разными фирмами по лицензии Rotefella. По сути они ничем не отличаются от обычных беговых типа NNN или SNS, просто усиленные: более широкая база (5-6 см), более толстая и широкая скоба, и, конечно, требуют специальных лыжных туристических (Backcountry) ботинок;
- крепления той же Rotefella типа НАТО, - по сути те же тросиковые, только не наши. Как разновидность их - крепления Кандагар;
- 3-pin крепления, - по сути и принципу аналог советских беговых 60-80-х годов, сдутых нами у Rotefella, только более мощные. На них носок ботинка с выступающим спереди рантом, прижимается "лягушкой" к самому креплению, и соответственно, лыже;
- ски-туровские крепления;
- крепления для телемарка.

Но о них - в следующий раз.
« Последнее редактирование: 10.11.19 23:00 »

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 378

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

salana45!
... изготовлены они из мягкого металла, тросик не имеет защиты в виде "пружины" при входе в скобу, из-за чего часто перетирается, отсутствует утолщающая пружина на пятке, из-за чего тросик сильно давит на пятку сзади при использовании мягкой обуви, создавая дискомфорт. Скобы при сильных нагрузках частенько гнуться...

И зачем было с Глашей спорить?  :)

Оффтоп (текст не по теме)
С Вас букет чайных роз!  *YES*

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

И зачем было с Глашей спорить? 

 Оффтоп (текст не по теме)
С Вас букет чайных роз!
Да забыл я про них, про харьковские - давно их уже не используют по причине плохой пригодности для суровых условий... Все на "Азимутах" ходят, щас просто вспоминал всё, что когда-то использовал, да может даже и щас где-то в магазинах те харьковские завалялись... У меня точно дома где-то валяются.
Но тросики на них все же не "лопаются", а перетираются о скобу в результате трения при отсутствии защиты в месте трения.

Но всё равно, будет букет чайных роз!
« Последнее редактирование: 10.11.19 21:32 »


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

НифНафНуф


  • Сообщений: 5 057
  • Благодарностей: 3 939

  • Был 14.03.24 18:00

А как без лыжных палок? *NO*
"# человек ,который в случае с дизентерией рассуждает о туалетной бумаге смешон" (с)

Хирург


  • Сообщений: 1 160
  • Благодарностей: 379

  • Расположение: Москва

  • Был 17.09.21 02:27

идеальны перечисленные здесь в самом начале: Madshus Epoch и Madshus Annum
Если конструкция такая же, как и у беговых Мадшусов - тогда сразу в топку и вычеркивать из списка.

окончательная обработка идет уже фаберленом или фибертексом
Надо исправить. Эти два материала принципиально различны. Конечно, для тех, кто хотя бы раз просто держал их в руках. Фибертекс - это абразивный материал. Используется для удаления микроворса. Фиберлен - это нетканый материал. Используется для наполировки после вычистки парафина. В общем и целом, фибертекс после вычистки парафина щетками не используют. А уж ставить "или" между фибертексом и фиберленом - это вообще нонсенс. Фибертекс после вычистки щеткой можно использовать, НО: 1) только опытным смазчиком и 2) понимая, что делаешь. Фибертекс после щетки стоит использовать, если парафин был углеводородный, а сверху будет наноситься какой-то из фтористых (здесь нужно четко понимать, что механизмы удержания углеводородного и фтористого парафина на СП различны, а также понимать, для чего ты убираешь парафин без фтора в ноль с СП фибертексом). Или, если парафин был высокофтористый, а сверху будет порошок или таблетка (опять же, нужно четко понимать, как будет держаться на СП конкретная модель 100% фтора). Бездумно "строгать" СП фибертексом после парафина - верный способ затормозить лыжи, а не сделать их более скользкими.

PS: ничего не сказано про современные спреи, которыми лыжник ящетаю должен уметь пользоваться, чтобы закрывать мазь держания или клистер, чтобы не было подлипа.
— Вы должны были привлечь её внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили? — «Как пройти (в библиотеку) на Перевал Дятлова?» — В три часа ночи?! Идиот! "Операция Ы"

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

А как без лыжных палок?
Никак без них, но с ними попроще, потому, чуть позже. Пока о креплениях

Из креплений для многодневного лыже-горного туризма лучшими, после тросиковых конечно, считаю BC и ВСX  (Bacrcountry и Bacrcountry Extreme с системой крепления NNN), производимые компаниями  Fisсher и Rossignol по лицензии  Rotefella. Конкретно ручные крепления Fisсher ВСX Magnum. В них пройдено где-то 15 автономов (по две-четыре недели каждый), по горам Камчатки, Алтая, Хакасии, Тувы, Урала,  и Кольского полуострова в самых жестких условиях, плюс еще несчётное количество ПВД, и пока, к моему удивлению, ни единой поломки. Как и у лыж, на которые их присобачил - Madshus Annum.

Плюс у них, по сравнению с тросиковыми один: они гораздо более жесткие, нога с лыжей ощущаяется как единое целое, что наиболее важно при спуске с горы (а они иногда по 40 км бывают).  Минусы тоже вполне очевидны, и их гораздо больше: требуются специальные лыжные ботинки (беговые не годятся - они не совместимы с этими креплениями, даже при том, что система та же - NNN), в ботинках этих не очень удобно ходить без лыж, в походных условиях крепления неремонтопригодны, если, не бай бог сломаются в 300 км от ближайшего жилья, ботинки к ним  ничем в походе не заменишь, если они порвутся или промокнут... Ну и цена: стоят они под сотню долларов (старые завозы у нас можно найти и за 5000 -5500 руб.). Но ходить в них в длительные автономы, как показывает практика, вполне можно. Только надо четко понимать все перечисленные минусы, и представлять, что ты будешь делать, если они все-таки сломаются (а ломается рано или поздно всё) где-нить на очередном перевале на ветру, при сильном морозе и в сотнях километрах от ближайшего жилья.
Еще момент. Подобные крепления (не эти) бывают как автоматические, так и ручные. Так вот, годятся исключительно ручные! Почему, попробуйте догадаться сами.

Крепление НАТО или Кандагар, - это те же тросиковые. Разрабатывали их норвежцы для армии, наши просто сдули. В продаже, по-моему, уже нет, но если где-то на Авито попадется, брать можно. Только понимая, что запчастей к ним нет в природе, если что. Всё, что сказано выше о тросиковых, относится и к ним.

Из частично, если можно так сказать, тросиковых, есть крепления для телемарка (ну, это такой странный способ спуска с горы). Кроме крепления ботинка тросиком (не на всех), у них еще и жестко крепится носок, у некоторых, особо продвинутых (хотя непонятно уже, при чем тут телемарк) - и пятка при спуске. Моделей их куча, и, в отличие от тросиковых универсальных, к ним нужны специальные ботинки, причем ботинки подходят часто только для конкретной модели крепления. Так производители связывают вас со своим товаром. На большинстве ботинок ходить длительное время по ровному просто невозможно, - они предназначены лишь для движения вверх, а затем спуска вниз. Большинство ботинок пластиковые. Но даже в кожаных двигаться по ровному крайне неудобно. Тем не менее,  если подобрать кожаные ботинки помягче, для серьезного туризма условно-пригодны. Ну, если уж ничего другого нет.

Крепления для ски-тура.
Основное их назначение как и у телемарка - подняться лыжах на горку, и спуститься с нее. Отсюда и недостатки для длительных походов.
Основное их принципиальное отличие от креплений для телемарка - у них на спуске жестко крепится пятка. При этом, когда ты идешь, пятка свободна. Что есть, теоретически, хорошо. Практически - те же недостатки, что и у креплений для телемарка: нужны специальные ски-туровские ботинки, плохо пригодные для ходьбы по ровному как на лыжах, так и без них, неремонтопригодны в полевых условиях. Зато можно приспособить ботинки альпинисткие (к некоторым моделям), что, прочем, удобства никак не добавляет. Очень тяжелые по весу и очень дорогие, часто дороже самих лыж, да и по весу с ними сопоставими.
Вердикт: для туризма вполне пригодны, если нет ничего лучше. Группа, например,  на ски-туровских креплениях и ски-турвских лыжах  прошла со мной 400 км по горам Камчатки, правда, постоянно отставая по понятным причинам. Зато имея преимущество на спусках, благодаря жесткому креплению пятки. К следующему камчатскоиу походу эта группа в полном составе заменила свои ски-туровские лыжи на Madshus Epoch, и половина - ски-туровские крепления на крепления Fisсher ВСX Magnum. Соответственно, и ботинки тоже. Заказывали на Камчатку аж из Америки.

3-pin крепления.
Самые примитивные и простые из нетросиковых. Что не означает, что плохие. Полный аналог советских беговых лохматых годов по конструкции (для понимания просто, на самом деле эту конструкцию придумала Rotefella). Выступающий вперед рант ботинка просто прижимается спереди "лягушкой" - собственно, и всё. Тем не менее, за бугром эти крепления, значительно усиленные, конечно, производятся до сих пор для туризма (вернее, Backcountry, - аналог нашего ПВД в облегченном варианте). Требуют специальных ботинок. И это самое слабое их место.
Тут плохи не столько сами крепления, сколько ботинки для них, которые явно не рассчитаны на серьезные нагрузки. У пацана новенькие ботинки Фишер для таких креплений едва хвалило на один поход, по окончании которого он из просто выкинул - на них живого места не осталось после постоянных ремонтов. Сами крепление не такие удобные, как BC NNN от Фишера и Россиньоля, - сказывается древность мысли. Плюс, выступающие скобы от креплений за ширину лыж, которые друг за друга постоянно цепляются, из -за чего можно просто навернуться на ровном месте. Приходится вынужденно расставлять ноги пошире, что не очень-то... Но, если получится найти нормальную обувь под них, и привыкнуть к выступающим за края лыж скобам - можно смело использовать в несложных походах.

Ну и отдельная песня - крепления Hagan x-trace. Для них, как для тросиковых никакой специальной обуви не нужно - что комфортно, в том и поехал. На этом плюсы и заканчиваютя...
Крепления очень ненадежные, даже у легенькой девушки эти новенькие крепления сломались на третий день похода. Ремонту в походных условиях не подлежат, поэтому бырышню спасали всей группой, как могли. Вместо сломанного родного крепления, поставили ей тросиковое (в запасе на группу одно есть всегда). Но скоро сломалось и второе... В общем, финишировать в лыжном походе ей пришлось пешком, таща лыжи на себе.  Посему распространяться подробно об этой поделке австрийских умельцев, не буду.
« Последнее редактирование: 12.11.19 16:11 »

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

salana45,  сможете картинки к Вашим сообщениям прикрепить?

 Оффтоп (текст не по теме)
пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста
Ну, товарищ Глаша, вы и задачки ставите...
Во-первых, названия всех штучек есть, найти из можно в интернете, при желании, конечно.
Во-вторых, я (и мои сподвижники) фоткали окружающие красоты, а вовсе не снаряжение, на которых они (мы) ЭТО увидели. Хотя... может и стоило, но нам за это не платили, а наоборот - мы платили за их снаряжение. Упомянуть его - это одно дело, а проводить им рекламную компанию - это совсем иное.
В-третьих, уважаемая товарищ Глаша, фотки эти есть на этом форуме. Поосто как факт, как предмет снаряжения, на которых мы те места в итоге достигли - и это не реклама какого-то бренда, а просто факт. Ну, пару фоток я тут продублирую. А дальше читайте мои скромные отчеты, шукайте по интернетам - это ж все доступно нынче...

Обещанные пару фоток.
Ваш нетленный поклонник на Камчатке в Долине Гейзеров, преперевшийся туда из села Мильково на этих самых лыжиках, упомянутых выше (вы же просили фото):



Лыжи Мадшуз Аннум, крепления на них Фишер БиСиИкс Магнум, палки Свикс (не помню модель), ботинки Мадшус. очки Джульбо.

Эта батарея из лыж там же. Мои узнаваемы, остальны ски-ткровские с камусами (иначе на ски-турах в походе передвигаться невозможно): Динавит, Династар, Хаган, непопавшие в кадр не помню.


Впрочем, вот полный отчетик, там фоток много будет. Здесь, на форуме, он тоже есть, только в обшей теме в куче со всеми, что не очень удобно искать, а здесь отдельной темой.
https://bpclub.ru/topic/43262-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8B%D0%B6%D0%B0%D1%85-%D0%B8%D0%B7-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA-%D1%87/

Поход на Сторожевские источники был посложней, но там и не до фоток часто было. Впрочем, Артем чего-то фоткал, может, если попрошу, чего-то и пришлет.Глядишь, и части снаряжения проскочат...

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 378

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Оффтоп (текст не по теме)
Да вроде все подробно расписал, с фотками для "визуалов"...

А вставить картинки в текст не могу - почему-то нет кнопки "редактировать". Запрещено, что ли, администрация? В своей теме в своих сообщениях нельзя ничего редактировать! Потрясающе...
Наверное, под рекламу подпадает  :)
Пыталась с вашими лыжами разобраться, честно - не впечатлили. Шутка.  На сколько лыж-креплений-ботинок хватает? Обувью со сменными вкладками пользуетесь? Девушек сильно нагружаете?  *JOKINGLY*
« Последнее редактирование: 16.11.19 15:17 от Laura »

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

На сколько лыж-креплений-ботинок хватает?
Товарищ Глаша, вы невнимательны.
Конкретно ручные крепления Fisсher ВСX Magnum. В них пройдено где-то 15 автономов (по две-четыре недели каждый), по горам Камчатки, Алтая, Хакасии, Тувы, Урала,  и Кольского полуострова в самых жестких условиях, плюс еще несчётное количество ПВД, и пока, к моему удивлению, ни единой поломки. Как и у лыж, на которые их присобачил - Madshus Annum.
Так вот, Бескиды делались из твердых пород дерева, имели наборные стальные канты по боковинам, и их практически невозможно было сломать. Некоторые и сейчас в строю, спустя более полувековой и агрессивной эксплуатации
"Лесные" (наиболее популярные и доступные сейчас) не такие живучие, для таких условий, по крайней мере. А при отсутствии у них стальных кантов при использовании их на жестком фирнновом склоне, их  после первого же похода приходится либо менять, либо использовать только на равнине , либо исключительно на снежных склонах - деревянные боковины просто истираются и за жесткий склон цепляться не могут. Ну, и ломаются часто. бывает, в первый же день похода. Тут как повезет.

Ботинок "Фишер" класса Бэккантри на западный манер, для креплений Фишер БиСиЭкс Магнум, хватило на один камчатский поход и пару алтайских. Щас их использую исключительно для покатушек, - в таком состоянии больше они ни на что не годны. 
Такие же Мадшус хватило на несколько походов по Камчатке, пару по Алтаю и Хакасии, один чисто по Хакасии, еще раз-два на Кольский, и раз по Туве -  скоро пора в утиль.
 На упомянутых выше креплениях и лыжах использую уже третью пару - Россиньоль. Три похода прошли, пока живы.

Первые же несколько походов на этих лыжах были пройдены на тросиковых креплениях и, соответственно, в другой обуви. И крепления и обувь целы, те крепления стоят теперь на деревянных "Лесных", - вот на этом и пойду в Карелию на Новый год. Там гор нет, такие лыжи оптимальный вариант.

Под "походом" имеется в виду лыже-горный автоном от двух до четырех недель. Многодневные равнинные покатушки, даже автономные, не в счёт. Потому, грядущая Карелия за поход не считается, называю его так для простоты. Собственно, потому и приглашаются в него все желающие. Приглашались, вернее - местов боле нет.

Обувью со сменными вкладками пользуетесь?
Только для альпинизма. Но если есть такие для туризма (у меня нет), то почему нет-то? Коран, вроде, не запрещает... Удобно и тепло.
Девушек сильно нагружаете?
В разумных пределах... скажем так: в походы, подобные тому, что по ссылке выше, мы их вообще не берем. Берем только в те, где их можно нагрузить... ну, если у мужика 30 кг на старте, то у барышни на 5-7 меньше. Плюс к этому, продукты, что они несут, подъедаются в первую очередь, соответственно, уже на 2-й день рюкзак у них легчает, потом на 3-й и т.д.

Ладно, завтра про камус вообще, и о его использовании в  походах с разными лыжами и в разных условиях, в частности.
« Последнее редактирование: 15.11.19 00:34 »


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Итак, про камус в туризме.

Камус в лыже-горном туризме часто просто необходим. Речь в первую очередь, о пластиковых лыжах. Без камуса на таких лыжах в горной местности делать просто нечего от слова совсем. А на гладких пластиковых, типа ски-тура, и по равнине без него не особо поедешь, даже с использованием мазей держания. Почему, говорил выше - при движении по жесткому фирну или насту мазь банальло стирается и ты очень скоро на своих дорогущих понтовых лыжах становишься беспомощным, как корова на льду.

 Проблему эту на пластиковых лыжах решают насечки. Они позволяют передвигаться без мазей держания по ровной поверхности,  и даже держат немного вверх. Но до определенного предела. При повышении угла подъема выше 10-15 градусов, и эти лыжи начинают скользить назад. Поэтому и для них, чтобы нормально идти вверх ("в  лоб", что называется, а не лесенкой или ёлочкой), необходим в этом случае камус.
Сначала, что это за зверь такой - камус, подозреваю, что не все это знают, коль уж даже "флиска" для кого-то нечто неведомое.

Изначально камус - это кусок шкуры с голени лося в идеале, или оленя, марала и т.п., которой подбивается скользящая поверхность лыжи. Делается это для того, чтобы при движении в гору лыжи вперед скользили, а назад не отдавали. Поэтому, даже в гору на таком натуральном камусе можно легко идти на лыжах  даже без палок.  Почему шкура на камус идет именно с голени, а не с другого места: на голени волос длинный и растет в одном направлении. Когда подбитая такой шкурой лыжа катит по шерсти, она не мешает движению, а вот когда против шерсти, т.е. назад - этот длинный волос не дает ей это сделать. В этом весь смысл камуса.

Такие камуса изначально прикрепляли к скользяку лыжи намертво - менялся он только в случае прихода его в полную негодность. Сейчас такими камусами пользуются лишь коренные жители Севера, Алтая, Камчатки и тамошние охотники. В туризме они практически (массово, по-крайней мере) не используются, - во-первых, никаких лосей так не напасешься (на одну пару лыж надо несколько лосей), ну и очевидная безумная дороговизна при таком раскладе  натуральной шкуры нескольких лосей для одной пары лыж. Ну и моль его очень любит, при неправильном хранении до следующей зимы может просто не дожить.

Поэтому в туризме (как и в ски-туре) используются исключительно искусственный камус. Бывает он трех типов: натуральный мохеровый, синтетический и из смеси мохера и синтетики.

 Первых (мохеровый) самый дорогой и одновременно, самый недолговечный. Но зато обладает наилучшим скольжением.
Синтетический долговечный, но скольжение никакое. Годится разве для ски-тура, когда на нем надо только один раз после надевания в гору поднятся.
Смешанный, или микст, видимо, наиболее оптимальный по соотношению цена-долговечность-скольжение. У меня, например, только такие.

В отличие от натуральных камусов из лосиной шкуры, крепящиеся к лыже навечно, искусственные камуса можно как многократно надевать на лыжу в случае движения вверх, так и снимать его, когда катишь вниз или идешь по ровному месту. Крепятся они к лыже при помощи клипс и крючков на концы лыж, и специального клея на скользящую поверхность. Клей этот позволяет приклеить/отклеить камус к лыже много раз без ущерба для держания.

Как это выглядит на практике.
 Идешь по равнине на "голых" лыжах, подошел к подъёму на гору - нацепил камус, и спокойно идешь вверх не особо напрягаясь, ехидно посмеиваясь над теми, кто зажал на камус денюжку, и теперь пыхтя и корячась  позади тебя, ниавно пытается в эту гору забраться, затрачивая неимоверное количество усилий. Залез до окончания подъема, камус снял (дело пары-тройки минут) - и покатил спокойно вниз опять на голых лыжах. Далее по ровному также идешь на нормально скользящих лыжах, уперся в подъем - достал камус, снова нацепил его - и так же без напряга пошел вверх, как пешком. Усилий на подъем минимум благодаря камусу, скольжение по равнине отличное благодаря отсутствию камуса.
Собственно, весь смысл сего причиндала для туризма. Есть нюансы, но не все сразу.
« Последнее редактирование: 15.11.19 12:38 »


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Оффтоп (текст не по теме)
Салана, про камус впечатлило (до слёз).
Я старался... Я ж ваш нетленный поклонник, как же не можу?
У Глаши два вопроса, Вы работу работаете? а дома Вас видят?
Товарищ Глаша, даже для меня, как  вашего поклонника, вопросов до фига. Ну, ладно, только для вас - работу работаю. Видят. Бываю. Чту. Всё нижеперечисленное - в свободное от походов время.
Про камус немного, и нюансы, как обещано.

Производителей камусов развелось нынче довольно много. Практически каждый производитель ски-туровского снаряжения, производит и камуса к своим лыжам. Оно и понятно: лыжи для ски-тура без камуса  годятся, в лучшем случае, лишь на штакетник для забора. Камуса же такие они делают под длину и ширину  конкретной своей модели лыж, а потому для других лыж они могут (да скорей всего) не подойти. Надо будет новенький камус кромсать, снимать клипсы, крючки, расклепывать все это дело, обрезать камус (а это без специального ножа не так просто) под геометрию своих лыж, затем все эти железяки возвращать на место. В общем, танец с бубнами при совсем не маленькой цене нового камуса для ски-туровских лыж. Поэтому про такой камус мы сразу забудем, как про страшный сон. Но на черный день будем просто иметь в виду, что есть и такое.

Есть "независимые" производители камусов, т.е. компании, которые сами ски-туровские лыжи не производят, но делают просто отдельный камус, который можно установить на любые лыжи. Вот они нам и нужны.

Самые известные и одновременно доступные у нас- это швейцарская фирма Call-Tex, специализирующаяся исключительно на камусах и прибамбасов к ним (крючки, клипсы, скобы, клей, защитные ленты, водоотталкивающие спреи для камуса, ножи для камуса, пропитки и т.д.) и   австрийский Contour (в общем, производит все то же самое). Есть и другие производители, менее доступные у нас. Другие лично не использовал, ничего ни хорошего, ни плохого сказать не могу. Да их у нас не так и много. Подавляющее большинство туристов в нашей стране обходится вышеперечисленными - Call-Tex и Contour. Как и и ваш покорный слуга.
Камус продают в двух вариантах: в наборе и на отрез.

- в наборе, или комплектом (сам камус, переднее крепление, заднее крепление, чехол для камуса, нож для обрезки). Камус идет уже с наненесенным на него  клеем и защитной лентой, закрывающей от загрязнения клеевую поверхность. Надо брать по длине лыжи, обычно камус берут с допуском  длины  плюс/минус 10 см. Т.е., если у вас длина лыжи 175 см и шириной 10 см, вам подойдет камус 169-176 см  и шириной 12 см. Излишки обрезаются ножом, идущим в комплекте по геометрии лыжи. Впрочем инструкция на русском языке, что и как делать, у Call-Tex-а, по крайней мере, также идет в комплекте.

Такие камуса дороже, чем на отрез, к тому же ограничивают индивидуальную фантазию по его использованию и креплению, поэтому большинство опытных туристов предпочитают камус именно на отрез.

- при покупке на отрез цена указывается за метр. Купить можно, как правило длину, кратную 10, т.е. 160, 170, 180 см и т.д. Ширина бывает разная: 68 мм, 110 мм, 130 мм (у Contour-а). Кто поумней, берет один  отрез самого широкого, разрезает его вдоль, и его, т.о. хватает на обе лыжи: получается два камуса по 6,5 см по цене одного.  То, что камус не будет покрывать всю ширину лыжи - ничего страшного, на держании это никак не сказывается.
Клипсы и крючки покупаются в этом случае отдельно.

По цене (примерно).
Камус в комплекте стоит где-то под 10 т.р. и выше. Камус на отрез (130 мм) при цене метра в 2000 р. обойдется вам... Считайте сами, зная длину ваших лыж.  Один отрез - готовая пара. Плюс клипсы 1200 р, крючки 600 р... Где-то, в два раза дешевле при том же конечном результате. Ну, ручками чуть побольше придется поработать. Но они же у вас не из задницы растут, правда? А иначе, зачем вам вообще, в поход...
« Последнее редактирование: 16.11.19 15:16 от Laura »


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

От пользователей форума 

Laura


  • Сообщений: 10 457
  • Благодарностей: 12 145

  • Расположение: Симбирск

  • Была 17.05.20 07:59

Профиль разлогинен.

За активное участие в жизни форума и уникальные материалы 

salana45

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 780
  • Благодарностей: 7 143

  • Был 30.07.21 00:29

Ну, и некоторые нюансы при использовании камуса в лыжном туризме.

Камус нельзя использовать с деревянными лыжами. Имеется в виду, многократное приклеивание-отклеивание, как это описано выше, прикрепить его навечно-то не проблема. Объясняется это тем, что при снятии камуса с деревянной лыжи, он снимается вместе с частью скользяка. Т.е. на камусе остаются деревянные части (волокна) скользящей поверхности. Сами понимаете, это не есть хорошо для лыжи, а уж с камусом после этого придется проводить "капитальный ремонт"; обратно его уже не приклеешь. Удалить же части дерева с камуса руками не получится, надо счищать весь клей вместе с налипшими деревянными волокнами. А сделать это в походе невозможно, ибо для этого нужен растворитель, уайт-спирит и т.л. После чего надо заново наносить не камус клей. Так что у кого лыжи деревянные, про многократное использование камуса в походе забудьте.

Еще один непрятный нюанс - клей на морозе застывает, и перестает прилипать к лыже. В результате чего после непродолжительного движения лыжу он благополучно покидает. Ибо рассчитан он в первую очередь, для использование в ски-туре, когда ты в тепличных условиях  при комнатной температуре его наклеиваешь один раз, затем, после подъема на горку его снимаешь - и всё. В туризме же таких тепличных условий не бывает, и клеить камус, причем многократно, приходится на морозе.

Некоторые производители камусового клея гарантируют хорошее прилипание до минус 20 градусов. Тем не менее, лучше перед установкой камуса поместить его в максимально теплое место, например, после снятия на маршруте, засунуть за пазуху. Ибо в рюкзаке будет явно холодней, а вариант "за пазухой" вполне себе работает. Хотя и создает некоторые неудобства при движении. При ночевке в палатке  - засунуть его в спальник.

Также надо следить, чтобы на клеющую поверхность не попадало ничего постороннего: нитки, прошлогодние листья, грязь, снег и т.д. - клей собирает на себя абсолютно все, что к нему прикоснется. Соотвественно, держание его на лыже сильно ухудшается. Не стоит трогать клеевую поверхность и перчатками/варежками, - с них обязательно что-то останется на клее, и даже голыми руками.  Снял камус, тут же наклеил на него защитную ленту - и за пазуху. Тогда клей прослужит долго и надежно. Ну, скажем для примера:  у меня клея хватило на три года, т.е. на шесть многодневных походов. А у кого-то и на один поход не хватает - берутся за клеевую поверхность в перчатках, после снятия с лыжи бросают его как попало, защитную ленту не используют, валяют его в снегу перед тем, как наклеить и т.д.  В результате, клеевая поверхность быстро засоряется, и клей перестает держать камус на лыже.

Магазины, где можно купить всё или кое что, для лыжного (и не только) туризма.
Альииндустрия https://alpindustria.ru/
Турин https://www.tk-turin.ru/
Ледниковый период https://ice-age.ru/
Кант https://www.kant.ru/
День сурка  https://www.densurka.ru/
Спорт-Марафон https://sport-marafon.ru/
Ювента спорт https://www.uventasport.ru/
Штурм  https://bigwall.ru
Триал https://trial-sport.ru/
Как ни странно, но нормальные лыжи со всеми к ним прибамбасами продавать стали и в Спортмастере https://www.sportmaster.ru
« Последнее редактирование: 17.11.19 11:24 »


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha