Тайна.ли

Перевал Дятлова: информационно-фактологическая часть => Материалы современные => Краеведение => Тема начата: Натт - 20.11.13 00:17

Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 20.11.13 00:17
В Ивдельском музее имеется такой экспонат. Появился он примерно в 60е годы, откуда - неизвестно. Не вызывает сомнений, что это украшение женского национального костюма. Но вызывает очень большие сомнения (можно сказать, что вовсе нет никаких сомнений!) - что это украшение не мансийское.
(http://taina.li/forum/index.php?action=dlattach;topic=1192.0;attach=13376;image)

Итак, что мы видим:
"Ожерелье" из красной ткани с завязками сзади; по ткани расшито бисером (или чем-то подобным). К красному ободку прикреплен полукруглый кусок холста с нашитыми на нем монетами и ? пуговицами (их семь). Может, это и не пуговицы, но во всяком случае и не стразы; другие варианты не приходят мне в голову. Далее нашиты монеты темного цвета (медные?) и более мелкие, затем светлые и крупнее. Причем как с советским гербом, так и с двуглавым орлом; некоторые вообще неопознаваемые. Собственно, все.

Сравнила. Результаты такие.

Мордовский костюм:
Декоративным центром нагрудных украшений мордовской женщины является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

Добавлено позже:
[attachimg=2]
[attachimg=1]

Добавлено позже:
Башкирский костюм:
Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники (селтэр, яга - см. ниже), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины.
[attachimg=3]

[attachimg=4]
Яга - башкирское женское нагрудное украшение. Представляет из себя тканевый нагрудник трапециевидной формы, украшенный монетами различных достоинств и годов чеканки, подвесками из сердолика, цветного стекла. На нижнюю половину тканевой основы пришита коралловая сетка. Края обшиты коралловыми нитями, снизу они свисают бахромой.

Добавлено позже:
Марийский костюм:

[attachimg=5]

Помимо других украшений (серьги, например) следует отметить нагрудники из монет и бисера (яга).
Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.
 Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»),шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами.

 

Добавлено позже:
Удмуртский костюм:

Нагрудные украшения из серебра особенно широко были распространены в южных районах Удмуртии и известны под различными названиями.
«Чыртывесь» имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Спереди к ожерелью пришивались три полосы холста в виде языков, скрепленные между собой и обшитые также монетами, средняя полоса обшивалась более крупными монетами, боковые – более мелкими.
[attachimg=6]
«Чыркерттэт» представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы. Его носили обязательно с шейно-нагрудным украшением, состоявшим из двух рядов монет или подделок под них; в нижнем ряду были крупные монеты (рубли, полтины), в верхнем – мелкие (не выше гривенника). Оба ряда монет были пришиты к нижнему краю полосы цветного холста, имевшей крючок для застегивания позади. Поверх монет на холст были нашиты ряды поддельных кораллов, небольших пуговиц, мелких стеклянных бус. От середины ворота на грудь спускался пришитый к нему кусок холста, длиной 25 см и шириной 5 см. Весь язычок холста сплошь был украшен серебряными монетами. Это украшение надевалось на верхнее платье, стоимость его достигала 30 руб.

«Чертыкыч»Среди марийских удмуртов, также были широко распространены украшения из монет, носившиеся молодыми замужними женщинами и девушками вместе с комплексом нарядного костюма. К таким богатым украшениям принадлежит и шейное украшение из старинных серебряных монет «чыртыкыч». Монеты нашиты на две полукруглые полосы холста. Серебряные нагрудники надевали поверх рубашки; вместе с нагрудником носили другие украшения.

[attachimg=7]

[attachimg=8]

Добавлено позже:
Хантыйские женщины
 носили украшения, которые состояли из косников, серег, нагрудных украшений и колец. Косники представляли собой полоски ткани, расшитые бисером и имеющие на концах кисти из нескольких полос, также расшитых бисером, с подвесками в виде металлических бляшек, колец, крупных бусин и др. Такие косники накладывали серединой на затылочную часть головы, а концы вплетали в косы. Серьги были покупными, иногда их делали из нитей мелкого бисера с медными шариками на концах.
Нагрудными украшениями служили бисерные нити с крупными бусинами либо полукруг из замши и ткани, расшитый бисером и мелкими пуговицами. Они назывались тур лопас - (с хант. «хранитель горла»)
Сравните с мансийским турлапс.
Фото ниже.
[attach=9]    [attach=10]
ИТАК, ВОПРОСЫ:
- каков год(ы) создания этого украшения?
- какие монеты использовались?
- какой "национальности это украшение?
- любой другой вопрос по теме.

Давайте попробуем ответить!
Отдельное и большое спасибо Malecon за идею!  *THANK*
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: mrv - 20.11.13 07:32
Монетки, судя по всему, в основном советские (с советским гербом), но попадаются и царские (с орлом). Если бы снимок был больше размером, можно было бы увидеть больше, даже, возможно, года на монетках прочитать. Вижу одну монетку перевернутую по 20 копеек, другие судя по размеру вроде такие же, хотя есть и поменьше размером, это наверно 10 коп или 15 коп. Я думаю, это творение было создано в 60-е гг, т.к. большинство монет явно образца после 1961 г. (в 1961 г. была денежная реформа и вид монеток изменился, до этого у монеток из белого металла был круг вокруг герба СССР с надписью, а после круг убрали.) Хотя там вроде есть ещё несколько монеток с кругом, но плохо видно. Я думаю, там нет монет желтого металла, только белого, а темные - это они просто грязные белые.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: ЯНЕЖ - 20.11.13 07:39
Видимо - это типа монисто - такие были у чувашей.Моя бабушка с 1903 года (Царствие небесного ей) имела монисто из серебряных царских монет  - в разобранном виде правда  - монетки в проколотом виде,видимо наследственное
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 20.11.13 12:13
Видимо - это типа монисто - такие были у чувашей.Моя бабушка с 1903 года (Царствие небесного ей) имела монисто из серебряных царских монет
Знаете, Янеж, у меня уже был материал по чувашским женским костюмам. Мне показалось - непохоже. Потом пересмотрела еще раз - ну, может и непохоже. Зато как красиво! Специально для вас!

Вместо эпиграфа:

«Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.»
                               
                            Старинная народная песня, записана Н.И. Ашмариным

К XIX в. обилие серебряной монеты повлияло на их более активное применение в украшениях. Серебряные мониста на одеждах чувашек, по преданиям, достигали пудового веса.
Среди девушек практиковались специальные приемы их ношения. Так, шаг девушки рассчитывался сообразно звону серебра. Практиковалось шествие нескольких девушек, взявшихся под руки и идущих в такт звону серебряных монет.

Добавлено позже:

Украшение чувашское женское нагрудное. XIX в. вес - 250 г.
серебро, кожа, бисер, раковины
Украшение в виде прямоугольной кожаной пластины. Верхняя, боковые части и середина обшиты тремя рядами бисера, нижний край - рядом бисера и рядом раковин. Обе половины украшены серебряными монетами (5,10 коп.) дореволюционной чеканки. Вверху находится кольцо, с оборотной стороны пришит пояс.
[attachimg=1]

Украшение чувашское женское нагрудное. Начало XX в. вес - 284,4 г
серебро, ткань, бисер
Ожерелье женское в виде тканевого воротника полуовальной формы, который завязывается сзади атласными лентами. На ткань в 3 ряда нашиты дореволюционные монеты достоинством 10,15, 20 копеек и иностранные. Нижний край украшен вязаным крючком кружевом с прозрачным бисером.
Курганский областной краеведческий музей
[attachimg=2]

Добавлено позже:
И просто красиво:

[attachimg=3]
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Malecon - 21.11.13 17:23
Как вариант, можно предположить, что украшение было сделано кем-то из бывших заключённых.

[attach=1]

Более полной книги, по ивдельским манси я не находил, но и в ней нет ничего подобного. Ничего похожего у мансей нет.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 21.11.13 21:08
Вы правы, Malecon, конечно, тут мансийского или хантыйского - ни на единую бусинку.
------
Друзья! Просьба!
Кто может увеличить монеты и придать им четкости до степени опознавания?
Кто хочет это сделать?
Обещаю безмерную благодарность и искреннее восхищение!  O:-)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Стоун - 22.11.13 08:07
[attachimg=3][attachimg=2][attachimg=1]
Товарищ пишет "Немного проявил детали и увеличил, но изображение сильно испорчено от сжатия, т.е. эту фотографию сжали, чтобы она не много весила для интернета, поэтому из нее особо много не вытянешь.
Ну зато явно видно что это монеты ссср, отчетливо видно 20 копеек. Но и есть одна монета с гербом России (орлом)."

Я сделала в редакторе три снимка с разным разрешением. Надо кликнуть по фотографии, потом по лупе внизу. Получить бы копию фотографии.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 22.11.13 22:40
Прогулялась по сайту Монеты России и СССР. Опознала 20 коп. - период 1941-1958, есть серебро 1921-22 годов. А царских не одна, только все реверсом.

Добавлено позже:
Например:

[attachimg=1]  [attachimg=3]   

 [attachimg=2]
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Gulia70 - 22.11.13 23:51
Видимо - это типа монисто - такие были у чувашей.Моя бабушка с 1903 года (Царствие небесного ей) имела монисто из серебряных царских монет  - в разобранном виде правда  - монетки в проколотом виде,видимо наследственное
+, и у татар.
у прабабушки были проколотые монетки вплетены в косы, вместе с ленточками.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 22.11.13 23:58
Gulia70,
а нагрудные украшения были?
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: ЯНЕЖ - 23.11.13 06:35
+, и у татар.у прабабушки были проколотые монетки вплетены в косы, вместе с ленточками.
И конфессии тут не причем?  Чуваши -православные,татары  - мусульмане...
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Сергей В. - 23.11.13 11:24
Мне кажется, что все эти монисто от цыган пошли. Видел подобные, правда без подкладки, в сундуке своей украинской прабабки.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 12:25
О! Мне уж кажется, что легче найти те женские костюмы, где такого украшения нет! Может, подкинете что-то про цыган? Тем более что монетки-то на украшении - ой, разные!  :)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Gulia70 - 23.11.13 12:28
Gulia70,
а нагрудные украшения были?
нет.
только красные бусы в два ряда прямо сразу под шеей.

И конфессии тут не причем?  Чуваши -православные,татары  - мусульмане...
абсолютно ни при чем.
все соседи испокон веков... татары, мордва, чуваши. (Сергач и Канаш -не далеко)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 12:35
Татарский костюм ( сильно подозреваю, что это очень малая часть):

Шейные и нагрудные украшения, значительная часть которых (в особенности украшения на матерчатой основе - «якалык»), бытовавшее у некоторых групп татар, связано с устройством воротника платья и напоминает собой нечто вроде позументного снимаемого воротника, характерного для мусульман.

Гораздо большее распространение по сравнению с «якалык» имело у кряшен (этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов ,исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях)
другое шейное украшение – «тамакса». Подобные украшения связывают с устройством воротника рубахи туникообразного типа, не имевшей нагрудной застежки, функцией которой было закрепление шейного выреза. Однако не исключена связь украшения «тамакса» у татар с описанным выше  «якалык».

 Шейно-нагрудные украшения:
1, 2, 3 - ожерелья ; 4 - "тамакса"; 5 - "яналык"

[attachimg=1]    [attachimg=2]

Добавлено позже:
Продолжение про татарский костюм.
[attachimg=3]      [attachimg=4]

 Нагрудные украшения на матерчатой основе:
1 - "изу" ; 2, 4 - "тушлек" ; 3 - "сакал" ; 5, 6, 7 - перевязь

Любопытным в этой связи является украшение, которое можно сопоставить со всеми названными. Матерчатая основа данного украшения ушита монетами и по форме близка к «тамакса», но в отличие от «тамакса» оно прикреплялось к металлическому шейному обручу. Основная функция всех этих украшений – скрыть грудной разрез женского платья. В комплексе традиционной женской одежды татар-кряшен большое распространение имели матерчатые нагрудники  прямоугольной формы с закругленными нижними углами.  В отличие от матерчатых нагрудников казанских татар-мусульман «изу» «тушлек» кряшен украшался исключительно монетами . Нагрудники с позументом и ушитые бляхами, монетами и т. д., встречаются в северной части Заказанья и изредка – в Западном Предкамье.  В целом нагрудники на матерчатой основе всех типов как у мусульман, так и у кряшен являются украшением замужних женщин. Но в отличие от мусульман, которые носили «изу» только поверх рубахи, кряшены нередко одевали свой «тушлек» и поверх «камзола» или фартука «алъяпкыч». Это еще раз подчеркивает иную природу его происхождения по сравнению с «изу», являющимся по существу деталью самой рубахи.
 

Добавлено позже:
 Очень красиво!

[attachimg=5]        [attachimg=6]
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Сергей В. - 23.11.13 12:52
О! Мне уж кажется, что легче найти те женские костюмы, где их нет! Может, подкинете что-то про цыган? Тем более что монетки-то на украшении - ой, разные!  :)
Похоже на то! Не думаю, что у меня тут что-либо путное получится, не разбираюсь я особо в украшениях, хоть и нумизматничал слегка в свое время.
Но Вы правы, монетки в Ивделе действительно заурядные, "я тебя слепила из того, что было", как пела Алена Апина.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Gulia70 - 23.11.13 12:56
Да, красиво.
Но ведь жили бедно. И на старых фотографиях и по воспоминаниям родителей, таких красивых нагрудных украшений не было.
Бусы точно были.
а монетки в волосах - звенели. Мама говорит, когда на лето приезжала, узнавала бабушкины шаги по тихому звону.
там же в косе у нее висел ключик от сундука )
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 14:01
хоть и нумизматничал слегка в свое время.

Но Вы правы, монетки в Ивделе действительно заурядные
Так вы просто находка! Вот хороший в смысле изображений сайт: http://gdenashel.ru/ (http://gdenashel.ru/)
А насчет монеток я неверно выразилась - очень интересные попадаются монетки, не все заурядные, жаль, что сложно опознаются. У меня есть смутное конспирологическое подозрение: принадлежность вещи может быть угадана по одной всего лишь монете. Не утверждаю, конечно, но вдруг?

Добавлено позже:
Да, красиво.
Но ведь жили бедно. И на старых фотографиях и по воспоминаниям родителей, таких красивых нагрудных украшений не было.
Бусы точно были.
а монетки в волосах - звенели. Мама говорит, когда на лето приезжала, узнавала бабушкины шаги по тихому звону.
там же в косе у нее висел ключик от сундука )
Как здорово вы написали - женщина идет и монетки тихо звенят...
Я намеренно ставлю новые фото - по старым сложно понять красоту, КОТОРАЯ БЫЛА РАНЬШЕ. Я уверена, что старые украшения в ту пору, когда они были новыми, были изумительными. А сейчас они еще и душа, и корни, и история.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Сергей В. - 23.11.13 14:55
У меня есть смутное конспирологическое подозрение: принадлежность вещи может быть угадана по одной всего лишь монете. Не утверждаю, конечно, но вдруг?
Натт, датировать украшение видимо нужно по самым свежим монетам, а это советская медно-никелевая "белая" порядовка 41-58 гг. Фотка в смысле идентификации неважная, но, представляется, медяков там нет, даже в первом, самом темном ряду. Самые старые монеты, как мне кажется, - царское мелкое серебро начала ХХ в. или чуть старше. Бралось, видимо, из сундуков или выдиралось из более старых украшений. Некоторые монетки потемневшие, могли быть найдены в земле. Большой нумизматической ценности они не представляют. В питерских нумизматических лавках, кстати, нередко можно встретить просверленные монеты, они там сразу же падают в цене.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 15:16
Сергей В.,
конечно, датировать по новым. Но... упс. Пролетает идея с единственной "патогномоничной" монетой. Тогда ведь на весь союз монеты были одинаковые. Тут я ошиблась. Но все же, на ваш профессиональный взгляд, какая из опознаваемых монет самая загадочная?

Мне кажется, там и ( (помоложе) - ошибку нашла), конечно же ПОСТАРШЕ  58го есть. Или кажется? Вроде попадался аверс 1961?
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Сергей В. - 23.11.13 16:26
Но все же, на ваш профессиональный взгляд, какая из опознаваемых монет самая загадочная?
Мне кажется, там и помоложе 58го есть. Или кажется? Вроде попадался аверс 1961?
Натт, да, добрая половина монет никель после 61 г. И что любопытно, всего 3 аверса.
Особой загадочности не вижу, хотя довоенное серебро некоторых годов м.б. редким. Загадочно само изделие. Вряд ли русским в конце 60-х пришло бы в голову вешать на шею кошелек, остаются коренные народности. )))
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: ЯНЕЖ - 23.11.13 19:42
Мне кажется, что все эти монисто от цыган пошли.
Как я помню из детства цыгане - выходцы их Индии...
   Теперь по моим предкам по линии мамы (я поздравил свою маму с Праздником,а Вы???)  - они из чувашей,но чувашей с Татарии.Я разговаривал со своим двоюродным братом,он с Нурлата,а мама приехала в 59 в Калининскую обл. - она с Аксубаевского  р-она.Так мои предки - это бывшие воины-наемники из чувашей,что служили Орде.  В знак благодарности Орда наградила землями в Татарии  ( но это легенда ???).

  Так ,что монисто  -???
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Gulia70 - 23.11.13 20:18
Так ,что монисто  -???
МОНИСТО — МОНИСТО, мониста, ср. Ожерелье из бус, монет или каких нибудь разноцветных камней. «А монисто бренчало, цыганка плясала.» А.Блок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

 
МОНИСТО — (малорос.) шейное украшение, состоящее из шнура, на котором нанизаны бусы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МОНИСТО старинное шейное украшение наподобие ожерелья, состоящее из цепочки или шнурка, к… …   Словарь иностранных слов русского языка

 

Добавлено позже:
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. монисто, укр. нами́сто, болг. мони́сто, полабск. müönéist᾽а «коралл».
Считается связанным с праиндоевр. *monī- «шея»; ср.: лат. monīle «ожерелье; конская грива», др.-инд. mаnуā «затылок», цыг. мэн «шея», др.-в.-нем. mana «грива», др.-в.-нем. menni «ожерелье», ирл. muintorc «ожерелье», muinēl «шея», галльск. μανιάκης «повязка на шею» (Полибий), греч. μάννον, μαννάκιον, μόννος «ожерелье». Использованы данные словаря М. Фасмера;
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Maria - 23.11.13 21:06
Натт, Вы, конечно,  молодец, провели такое личное исследование, сразу поняли,  что не мансийское это украшение. Манси женщины носили бусы . А монеты манси относили  в лесные святилища. Я видела  фото монет, которые были сделаны недавно в одном из старых святилищ манси недалеко от Второго Северного. Там много дорреволюционных и старых монет, довоенных.

Вообще-то происхождение этого артефакта наверно определили ивдельские музейщики, они по идее профессионалы,  имеют  специальное образование, и могут легко  определить, какой народности принадлежит это монисто. Спросите у них, напишите в музей.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 21:14
Натт, Вы, конечно,  молодец, провели такое личное исследование, сразу поняли,  что не мансийское это украшение.

Вообще-то происхождение этого артефакта наверно определили ивдельские музейщики, они по идее профессионалы,  имеют  специальное образование, и могут легко  определить, какой народности принадлежит это монисто. Спросите у них, напишите в музей.
Да что вы, Майя, это Малекон сразу сказал, что не мансийское! Когда фото прислал. Так что я тут ни при чем! У музейщиков не хочу спрашивать, интерес пропадет. Вот "родим" чего-нибудь и им подарим! Приключения дилетантов в Ивдельском музее!  *JOKINGLY*

Добавлено позже:
Специально для Янежа, поскольку обещала!

[attachimg=1]          [attachimg=3]
 

[attachimg=2]

Добавлено позже:
Кстати, Янеж, вы внимательно прочитали в стихах первого для вас поста как девушка расшифровывает узоры на рукавах и подоле ? Ведь можете цитировать при случае  ;)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: ЯНЕЖ - 23.11.13 21:43
Кстати, Янеж, вы внимательно прочитали в стихах первого для вас поста как девушка расшифровывает узоры на рукавах и подоле ? Ведь можете цитировать при случае
А можно ... на чувашском - завтра мама придет ко мне в гости???.Она понимает по-чувашски и немного по-татарски,но сказать не может...

  Вот думаю - какие мы все-таки убогие стали русские  - знаем только себя и немного мата  .Жители бывшего СССР,сегодняшние  Жамшуты - с горем пополам владеют своим и нашим ,и еще и матом.Европейцы  - понимают друг-друга.Благо я ,служа в ЦГВ 2 года,с горем пополам понимаю чехов,поляков и западноукраинцев,посмотрев  сериал в 81- м всего "Сандыкана" на чешском
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 22:40
ЯНЕЖ, да где ж я вам возьму на чувашском?  *SORRY*

Добавлено позже:
«Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.


Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.»
     
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Maria - 23.11.13 22:47
Вот "родим" чего-нибудь и им подарим!
Да ладно.. Что Америку открывать? Если в музее  уже все знают.

Бурановских бабушек вспомните.)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 23.11.13 23:55
Мы за интерес)) и зачем-то же Малекон спросил.

Бабушки есть, просто не поставила, чтобы на Пугачеву не отвлекались!  :)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 24.11.13 17:40
Итак, приключения дилетантов в музее на сейчас имеют следующие направления:
1. Определение типа покроя украшения (почти определен)
2. Определение "монетного состава": сколько монет (из них аверсом и реверсом), годы выпуска и страны.
3. Национальный состав проживающих в Свердловской области на приблизительный период создания этого украшения.
4. Попытка определить "национальность" украшения.
5. Конкурс для всех желающих на тему "Кто, где, когда, для чего сделал(а) это украшение" - художественная форма любая, язык любой (приложить перевод), объем - не более 1500 знаков, не считая знаков препинания.
6. Голосование.
7. Цветы и приз победителю.
8. Попытка узнать правду (если она существует) в Ивдельском музее.

Предложения по направлениям деятельности приветствуются!
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: ЯНЕЖ - 24.11.13 19:07
 Натт,  Вы какое отношение имеете к Ивдельскому музую???
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 24.11.13 19:36
ЯНЕЖ,
Никакого. Малекон в тему про финно-угров поместил интересные фотографии - шаманское кресло и ритуальные рога. А также фото этого украшения - с вопросом: оно явно не мансийское, а думаете чье? Вот так эта тема и родилась.

Оффтоп (текст не по теме)
И живу я далеко очень от Ивделя и вообще от Урала. Ну разве что имею очень-очень-очень далекое отношение к народу меря (тоже финно-угры), а также медведю - буквально и географически. Правда у нас его считают не священным зверем, а сувенирным. ;)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Alina - 24.11.13 21:38
Некоторые сообщения были перенесены в другую тему » (http://taina.li/forum/index.php?msg=120394)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 26.11.13 22:52
Л.Н.Мазур
Этнокультурное развитие сельской местности Свердловской области в 20 веке: статистический анализ по материалам базы данных.
http://aik-sng.ru/text/krug/2003/409-433.pdf (http://aik-sng.ru/text/krug/2003/409-433.pdf)
Динамика численности сельских населенных пунктов по преобладающей национальности в Свердловской обл. за 1958-1998 годы.
[attachimg=1]

Добавлено позже:
Справедливости ради надо добавить еще несколько костюмов. Но русских, немцев, белорусов можно пропустить - как бы не было у них обычая в монетках дырочки для красоты делать. :)

Добавлено позже:
Костюм коми-зырянок:
Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух основных элементов: рубахи и сарафана. Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дöрöм), длиной до колен. Верхнюю ее часть (сое) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого.

В начале XX в. зажиточные зырянки и ижемки часто носили по две рубахи: нижнюю, длинную, и верхнюю, доходящую до талии. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Наиболее старинный - косоклинный. Его еще называли шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником.
Позднее сарафаны шили из крашеного холста, набойки (пестрокрашенной ткани), домотканой пестряди, сатина, шелка. Они были прямого покроя, на лямках и с лифом или корсажем. В первой половине XX в. начали носить юбки и кофты. Кофты шили на кокетке, со стоячим воротником; юбки - прямые или с клиньями, с нашитыми по подолу полосами из ткани другого цвета. Поверх сарафана или юбки женщины надевали запон - передник без нагрудничка (будничные запоны - из пестряди, праздничные - из хлопчатобумажной белой ткани с вышивкой и кружевами). Одежду подпоясывали различными поясами.

[attachimg=2]

                             [attachimg=3]

    Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком.  Все платки, шелковые, кашемировые, шерстяные, были с длинными кистями. Кисти в то время считались своеобразным оберегом от злых завистливых глаз.

Еще не относящееся к теме, но тоже интересное:

ОДЕЖДА В ПОВЕРЬЯХ КОМИ: ПАСЬКöМ – МЕРА,
ТЕНЬ И ОБЕРЕГ ЧЕЛОВЕКА

Традиционно  у  коми  одежда воспринималась как "покров, оболочка" и одновременно "след, тень" человека. Вся одежда, которую носил в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Считалось, что можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду.
 
             Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.

Женщины, надевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал её на себя только дойдя до лесной избушки - иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае надевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда.
 
Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.
По традиции, у коми особенно бережно сохранялась одежда, связанная с определенными рубежными этапами в жизни человека: пинь дöрöм - подарок ребенку во время прорезания первых зубов; пернянь дöрöм - рубашка, которую дарила крестная при совершения обряда крещения; каждой женщиной бережно сохранялся свадебный наряд, который, по поверьям, обладал особой магической силой. Считалось, что изгнать из дома нечистую силу может только хозяйка, переодевшаяся в свой свадебный сарафан.
 
Эффективным оберегом считалась и одежда, полученная человеком в качестве ритуальных подарков. Одежду умершего человека, полученную участниками похорон в подарок "на помин его души", использовали в качестве оберега  и, как правило, хранили до полного истлевания на чердаке дома. В поверьях многих народов, одежда, приготовленная для покойного, наделяется магической силой воздействия на живых. Смертельно опасным для живого человека считалось обряжение в рубаху с покойника.

В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане.

Магической силой наделялось и мужское нижнее бельё (дöрöм гач, йöрдöс гач): для женщины хорошим оберегом считались мужские кальсоны, а так же подвязка от них. Нередко, мужские кальсоны применялись в качестве магического средства для повышения плодовитости скота (хлестали корову, чтобы та принесла приплод). У вычегодских коми, умершей вдове, обязательно укладывали в гроб кальсоны и рубаху её покойного мужа.

В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду, даже во временное пользование. По этой же причине обветшавшая одежда никогда не выбрасывалась, а вывешивалась на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. Человека, который проявлял чрезмерное упорство в стремлении получить или приобрести чью-либо одежду, как правило, подозревали в желании навести порчу на владельца того или иного наряда. С целью предупреждения возможной порчи или сглаза через одежду предписывалось её сжечь. Человека, не соблюдавшего этот запрет, с упрёком спрашивали: "умереть, что ли собрался?".
По поверьям, с помощью собственной одежды можно было, и избавиться от недуга. У ижемских коми считалось, что больному, либо его родственникам, необходимо отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного его истлевания. До настоящего у ижемских и удорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду (либо её фрагмент) больного человека в качестве приклада на обетном кресте. У прилузских коми с целью избавления от болезни после бани забрасывали свою рубаху на вершину куста - "чтобы сороки унесли", либо сжигали её на костре с произнесением определенных заговоров. У печорских коми для снятия сглаза с ребенка брали его не выстиранную рубашку (а значит сохраняющую в себе дух и, одновременно, болезнь ребенка), смачивали её ворот в проточной воде, потом протирали три раза этим воротом глаза ребенка, а затем выжимали воду из рубашки в тарелку и выплескивали её через левую руку со словами - мый тэ гöрiн, кöдзiн мед ставыс аслыд лоö (что ты сбороновал-посеял, то пусть тебе самому и будет).
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Laura - 27.11.13 21:57
  Эти блестящие "пуговицы" напомнили элементы старых советских люстр - хрусталинки и стекляшки с маленькими дырочками для скрепления между собой.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 28.11.13 00:13
А ведь точно!  *THUMBS UP*
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Gerda1 - 28.11.13 09:33
Я считаю, что этот экспонат марийский. Я точно знаю, что марийцы проживают в районе Красноуфимска - д. Токари, Арти, Манчаж.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 28.11.13 19:41
Еще согласно нац.составу проживающих в Свердловской области надо представить казахский костюм:

Нагрудное украшение - оныржиек - состояло из монументальных, геометрических пластин, цепей,  звенящих подвесок .
[attachimg=1]
Изяществом и богатством отделки отличались ожерелья - алка, имеющие горизонтальную композицию, состоящие из скрепленных между собой серебряных монет, камней в оправе, ажурных и цельнометаллических медальонов. Девушки и молодые женщины любили носить ожерелья и бусы - моншак, из кораллов, сердолика, жемчуга и цветного стекла.
[attachimg=2]

Конечно, понятно, что к нашему украшению эти никакого отношения не имеют - но как пройти мимо красивого?
Однако придется - часть костюмов мы пропустим - русские, украинские, белорусские, немецкие.

Добавлено позже:
Стало быть, итоги:
1. Покрой: "ожерелье из красной ткани, звязывается сзади . На красную полосу нашит бисер и два ряда монет.
К красному ободку пришит полукруглой формы холст с нашитыми же на нем монетами. В верхнем ряду пришиты "стекляшки" (не знаю, как назвать, стразы - глупо как-то))
2. Монеты: всего 107 монет, из них 15 на красном ободке, 92 - на холсте. Монеты в основном СССР - до 1961 года, есть монеты Российской Империи - я насчитала 4-5, могу ошибаться. ВСе монеты нашиы реверсом, аверсом - 2.
3. Национальный состав проживающих в Свердловской области в разные годы: ответ № 33.

Итак, КОНКУРС!
"Кто, где, когда, для чего сделал(а) это украшение" - художественная форма любая, язык любой (приложить перевод), объем - не более   :) 1500 знаков, не считая знаков препинания.

Потом проведем голосование.

Победителю - приз!( обещаю!)

Потом попытаемся узнать правду!

Добавлено позже:
И маленький вопросик: а что это все монеты реверсом? ;)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 01.12.13 15:17
Как же так? Оно понятно, конечно, никто легких путей не ищет - диверсанты-ракеты-самолеты-кошки-бандиты-лавины-манси-далее по списку - а тут еще я с холстинками и монетками.
Отвлекитесь, друзья, на минутку от глобального - обратите внимание на красивое!
И, господа нумизматы, все-таки:

 ПОЧЕМУ ПОЧТИ ВСЕ МОНЕТЫ ПРИШИТЫ ОБОРОТНОЙ СТОРОНОЙ КНАРУЖИ?
 (если неграмотно сформулирован вопрос, прошу поправить)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Сергей В. - 06.12.13 00:17
 Натт, я обратил внимание, что на других украшениях из монет, выставленных Вами, монеты пришиты главным образом решками (аверсами). Недавно также встретил по ТВ репортаж из татарской деревни с украшением, очень похожим на ивдельское по форме, но на подкладке черного цвета. Сами монеты толком разглядеть не удалось. Татары, правда, считаются тюрками...
    Еще одной особенностью ивдельского экспоната считаю значительный временной разнобой составляющих его монет. В селе все-таки нумизматы не так часто встречаются.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 06.12.13 19:41
Натт, я обратил внимание, что на других украшениях из монет, выставленных Вами, монеты пришиты главным образом решками (аверсами).
Вы по сути ответили на вопрос предыдущего поста.
Ведь все показанные здесь украшения  стилизованные. Есть конечно, и оригинальные.
На них в основном не настоящие монеты. И на лицевой их стороне нет цифр, нет номинала. Я полагаю, что женщина, делавшая это украшение, считала, что герб или орел на аверсе - все же украшение, элемент декора, а не цифра, обозначающая денежную единицу.
Возможно, этому есть и другие объяснения.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: y56Q9Rt - 06.12.13 20:00
Возможно, этому есть и другие объяснения.
Дело в том, что женщины владели техникой опеределения "счастья": они брали в горсть монеты, бросали их и выбирали выпавшие решкой. Отбирали эти монеты и вновь бросали. Так повторяли до того, как останется одна монета, выпавшая решкой - ее и пришевали. Это была монета "счастья".
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 06.12.13 20:07
Я задавала вопрос в соответствующем разделе о покупательной способности металлических денег в 60е годы! Ответы оказались очень полезными. Большое спасибо всем, кто откликнулся!

serg2500:
Коробок спичек -1коп; 1квт/час электричества - 4коп; булка хлеба серого - 16коп; белый - 20, 26коп(кирпичик и круглый). Это цены после 1961 года. До 61го надо примерно умножить на 10.

San4es:
4(позднее 5)копеек проезд в общ. транспорте.10 коп - самое дешевое мороженое, 17 коп - бутылка 0,33 лимонада(из них залоговая стоимость тары - 10), 8 коп - 1 кг картошки, 2 коп - звонок из таксофона по городу. Ну и продолжу про 1 копейку - газету "Пионерская Правда" можно было купить, и стакан воды с газами без сиропа в автомате выпить.

Посчитаем. Всего на украшении 92 монеты светлого металла. Предположим, что монет, на котоые можно было покупать в то время - 80 штук. Предположим для удобства счета. Также предположим, что это монеты номиналом 15 копеек ( в среднем по размеру).

80х15=1200 копеек ( 12 рублей): 1200 коробков спичек,  300 квт/ч электричества, 75 буханок серого хлеба, 60 — белого, 240 поездок на транспорте, 120 штук мороженого, 70 бутылок лимонада ( и бутылок сдать на 1р20к, 150 кг картошки, 600 звонков по телефону, пионерскую правду скупить на корню. Про воду без газа — 1200 стаканов.

Еще важные сообщения.
Сергей В.:
В 61-м намного подорожали хлеб, мясо, масло... Народ чуть не взбунтовался.

Соната:
Повышение цен на мясо-молочные продукты было в 1962 году и народ взбунтовался! И ссылка на сайт:
 http://www.anaga.ru/r1961.htm (http://www.anaga.ru/r1961.htm)

"В декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки.
 Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм."

То есть те самые 1200 копеек (12 рублей), очень приблизительно подсчитанные,
В 1960 году составляли 1,5% от зарплаты.
В 1961 году 1200 копеек (12 рублей) составляли 14%.

Позволю себе сделать вывод:
Монеты пришивали до реформы 1961 года.

Добавлено позже:
Еще одной особенностью ивдельского экспоната считаю значительный временной разнобой составляющих его монет.
Согласна абсолютно. Собирали с миру по нитке. С одной стороны украшение непременно хотели сделать, с другой - использовали не самые "дорогие" монеты. И вот почему так мало "меди":

"Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек."
( на украшении мы и не видим 1, 2 и 3 копеечных медных монет. Во всяком случае, явно и в большом количестве они не опознаны)
" Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось."

Добавлено позже:
y56Q9Rt,
Очень интересное мнение!
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 08.12.13 00:14
Раз уж количество желающих принять участие в конкурсе стремится к бесконечности нулю, тогда проведем голосование!
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: San4es - 08.12.13 01:07
"Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек."
( на украшении мы и не видим 1, 2 и 3 копеечных медных монет. Во всяком случае, явно и в большом количестве они не опознаны)
" Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось."
Про это и комедия была,про двух жуликов.Дореформенные медяки в единичных экземплярах до конца 1980-х дожили.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 10.12.13 17:14
На е-мейл прислали предположение (поскольку человек не уверен, более того - больше склонен к тому, что предположение неверно, он не пишет это в теме), что нагрудник делали для какой-то художественной самодеятельности. Кто что думает? Было людям дело до самодеятельности с костюмами?
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Сергей В. - 10.12.13 18:32
Натт, медяки у изготовителя этого экспоната явно не котировались.
Насчет самодеятельности, не думаю, уж слишком тут тщательная и трудоемкая работа.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 10.12.13 22:49
Натт, медяки у изготовителя этого экспоната явно не котировались.
Ага. Или сохранили покупательную способность (это я про старые - или медяки только старые и были?) и были использованы по назначению.
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 14.12.13 23:27
Монеты + марийские украшения:

Держав, чьи монеты расположены на марийском платье, давно нет, а платье есть...
[attachimg=1]

Добавлено позже:
Вот уж старина! Вместе с советским серебром расположены новгородки 16 века:

[attachimg=2]

Добавлено позже:
Крупнее здесь:
http://ethnobs.ru/photogallery/291/_p2 (http://ethnobs.ru/photogallery/291/_p2)
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Почемучка - 15.12.13 00:06
Такое впечатление, что монетки по 15 коп. хранили для междугородних телефонов-таксофонов. И вовремя не истратили этот запас. У меня таких мешок в килограмм весу, если не больше. А потом приспособили на рукоделье и память о союзе советских республик свободных. Прошу прощения за пасторальность. Ностальжи...
Название: Haute couture: экспонат Ивдельского музея
Отправлено: Натт - 24.12.13 21:58
Эта маленькая тема не кажется мне моей, она и не моя - ее наполнили фотографии изумительных по форме и содержанию костюмов и украшений. Эта крошечная тема как потерявшаяся бусинка с одного из ожерелий из далекого прошлого.
Думаю, пора ее закрыть - и прошу об этом модераторов - пока бусинка окончательно не потерялась.
Только вопрос для уважаемого Malecon - а в самом музее известно что-либо о происхождении этого экспоната? Хочется знать.