«Период упанишад с 700 года до новой эры»
(Ф. Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии. «Академический проект». Москва, 2018)
«Упанишады (буквально: тайное учение) – многочисленные комментарии к ведическим текстам эпохи образования в Индии классового общества с его кастовым строем. Составлены как жрецами-браминами, так и их противниками. Упанишады представляют собой множество рассказов и бесед на философские темы, ведущихся кшатриями (каста воинов), браминами и царями. Основная идея браминских упанишад «познай самого себя, и ты познаешь Брахмана» легла в основу ведантийской философии, ныне теоретически оправдывающей индуизм. Были и антибрахманские упанишады, создававшиеся буддистами, чарваками и джайнистами».Именно первый век этого периода и ознаменовал собой такое явление в религиозной жизни многонационального населения Индостана как всплеск активности религиозно-философского мышлении у представителей разных слоев населения, который получил название в литературе по истории Индии – эпохи «брожения умов»:
(С. Чаттерджи, Д. Датта. Индийская философия. Изд. «Академический проект» Москва. 2017.)
«В литературе по истории Индии VI-IV вв. до н.э. называют ЭIIОХОЙ «брожения умов», отмечая тем самым чрезвычайный накал духовной и интеллектуальной жизни, многообразие религиозно-философских течений и учений отдельных философствующих индивидов». (Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М., 2003.)Эпоха «брожения умов» стала закономерным следствием привнесения новоявленными жрецами бога Брамы (Брахмана), брахманами, в религиозную жизнь населения Индостана, которая ранее безмятежно протекала в русле ведийской религии с её ещё незамутненной верой в реинкарнацию и переселение душ (сансара), совершенно чуждой для неё парадигмы религиозного мышления, основанной на вере в вечное загробное существование души в потустороннем мире бога брахманов, Брамы (Брахмана).
«Если в 125-й главе «Книги мертвых» очень важную, можно сказать основную, роль играет загробный суд, основанный на нравственном принципе, то магия, пронизывающая всю «Книгу мертвых», в этой главе призвана не допустить неблагоприятного для умершего приговора суровых загробных судей».Вполне естественно, что «Книга мертвых» по этой причине стала желанным объектом приобретения, в первую очередь, для асоциальных элементов: воров, убийц, мздоимцев, казнокрадов и пр. аморальных людишек, презиравших нравственные устои египетского общества. Поэтому-то они и стали самыми преданными адептами религии жрецов заупокойного культа, с её верой в вечную загробную жизнь (в раю царства мертвых Осириса).
(М. А. Коростовцев, Религия Древнего Египта)
«Все индийские системы (религиозной философии), кроме чарвака (атеистов), считают идею освобождения (от сансары) высшей целью жизни».Вполне закономерные выводы исследования происхождения Индуизма, опирающиеся на весомую и авторитетную аргументацию, надеюсь, не оставят равнодушными вдумчивых читателей, да и последовательность изложения аргументации предоставит возможность совершить увлекательное путешествие в дебри истории становления Индуизма и других дхармических религий Индии.
(С. Чаттерджи, Д. Датта. Индийская философия. Изд. «Академический проект» Москва. 2017.)
«C IV-III вв. до н.э. буддизм становится государственной религией Индии и распространяется на ряд соседних стран. К этому времени относится и постройка ряда буддийских храмов, сохранившихся частью до нашего времени.Хронология появления этих богов (Брама, Вишну и Шива) весьма существенно различается.
В дальнейшем (с IV-VI до VIII-Xвв. н.э.) буддизм в Индии уступает место новым разновидностям брахманизма – шиваизму и вишнуизму».
Представление о таких богах как Вишну и Шива возникло на несколько столетий позже, когда Индуизм стал вытеснять Буддизм…:Это странная трактовка, так как буддизм возник от шраманов ( буквально отрицающих Веды). А, значит, Веды уже были. А в Ведах есть мантры и гимны, которые посявящены и Рудре, и Кришне, и Раме. Кстати, как вы думаете, кто такие Кришна и Рама?
По сути, произошло резкое поднятие дна с глубины 12 метров до одного метра, и, что самое интересное, было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов.https://diletant.media/articles/30610691/?ysclid=m48pg0qnh1508691154 (https://diletant.media/articles/30610691/?ysclid=m48pg0qnh1508691154)
Мост, как будто делит Индийский океан на два разных участка. С северо-восточной стороны находится неспокойный Полкский залив с периодическими штормами и циклонами. С юго-западной — очень спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета. Даже структура воды в них визуально отличается. Со стороны Бенгальского залива вода из-за взвеси мутновато-сероватого оттенка, со стороны Манарского залива, несмотря на волны, вода прозрачно-бирюзовая.
камашастрыДа, Камадев - бог любви в индуизме.
Цитата: Алекс К - 01.08.24 05:49Согласен, моя формулировка некорректная, поскольку я имел в виду не столько возникновение вообще представлений о богах Вишну и Шиве, сколько времена возвышение этих богов в обще индийском масштабе, сообразно тексту приведенной цитаты:
Представление о таких богах как Вишну и Шива возникло на несколько столетий позже, когда Индуизм стал вытеснять Буддизм…:
Цитирование
«C IV-III вв. до н.э. буддизм становится государственной религией Индии и распространяется на ряд соседних стран. К этому времени относится и постройка ряда буддийских храмов, сохранившихся частью до нашего времени.
В дальнейшем (с IV-VI до VIII-Xвв. н.э.) буддизм в Индии уступает место новым разновидностям брахманизма – шиваизму и вишнуизму».
Это странная трактовка, так как буддизм возник от шраманов (буквально отрицающих Веды). А, значит, Веды уже были. А в Ведах есть мантры и гимны, которые посявящены и Рудре, и Кришне, и Раме. Кстати, как вы думаете, кто такие Кришна и Рама?
В дальнейшем (с IV-VI до VIII-Xвв. н.э.) буддизм в Индии уступает место новым разновидностям брахманизма – шиваизму и вишнуизму.»Что касается Вишну, так он фигурирует в Ригведах в качестве второстепенного бога, да и его путь к вершинам пантеона богов в индуизме хорошо прослеживается в Википедии:
В ведийский периодПо поводу шиваизма
Исследователи индуизма отмечают, что в ведийский период Вишну занимал положение второстепенного божества. Однако в современном индуизме он находится в центре индийского пантеона.
В брахманах
В более поздних текстах, брахманах, являющихся комментариями к Ведам, значение и роль Вишну расширяются.
Поклонение Вишну получает распространение в поздний ведийский период…
Новые культы, прежде всего Кришны-Васудевы, Баларамы, Вишну и Шивы, начали вытеснять старых ведийских богов в 400—500-е годы н. э.
В Упанишадах
Однако в описываемых текстах Вишну ещё не предстаёт главой божественного пантеона, эта роль у него появляется в ещё одних комментариях к Ведам, упанишадах. Из 108 основных текстов упанишад на вайшнавские упанишады приходится 14 произведений. Считается, что они возникли в период с I века до н. э. вплоть до XVII века н. э.
Период ПуранТак что суть приведенной мной ранее цитаты:
Во время правления Гуптов (320—500 года н. э.) развилась пураническая религия и шиваизм быстро распространился по всему индийскому субконтиненту.
В Упанишадах главным образом описывается безличный Брахман/Спасибо, Елена, что поправили меня.
прослеживается в Википедии:Я бы не сильно увлекалась данным ресурсом - там теперь бытует мнение, что арии пришли в Индию с территории Украины. *JOKINGLY*
Я бы не сильно увлекалась данным ресурсом - там теперь бытует мнение, что арии пришли в Индию с территории Украины.Кстати, я привел ссылку на Википедию, главным образом, по Вашему же «примеру»:
так как буддизм возник от шраманов ( буквально отрицающих Веды). А, значит, Веды уже были.Насколько я понял, Вы сами и воспользовались инфой из Вики о шраманах, а далее на её основании сделали логический вывод: «А, значит, Веды уже были».
Шрамана … — странствующий монах, аскет, религиозный подвижник в Древней Индии. Важной отличительной чертой шраманов являлось отрицание авторитета Вед. В качестве примера шрамана можно привести Махавиру или Сиддхартху Гаутаму.Первые из Вед – Ригведы датируются второй половиной II тысячелетия до н.э., а первые упанишады появились значительно позже, где-то в VII веке до н.э., поэтому кто бы спорил с тем, что Ригведы с их гимнами богам уже существовали на момент появления упанишад.
«Аскетизм стал в Индии символом «вне мирного порядка» – порядка, где теряли свою силу все табели о рангах и сословные привилегии ведийского иерархического общества. Таких, как бы мы сейчас сказали, «протестных» аскетов называли «шраманами», буквально «совершающими усилие». Они бродили в одиночку или жили общинами, не имея никакой собственности и питаясь или отбросами или же тем, что им подносили миряне». (Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М., 2003.)В Период упанишад (с 700 года до новой эры) появилось такое явление как «брожение умов», когда волюнтаризм самовыражения философствовавших брахманов и шраманов Будда описывал в своей проповеди Брахмаджала-сутту:
«Если мы хотим получить представление о громадном богатстве и разнообразии философского мышления, со всех сторон окружавшего Будду, мы не можем сделать ничего лучшего, как рассмотреть одну из многих сутт, или проповедей, сказанных будто бы самим Буддой и составляющих теперь часть буддийского канона — например, Брахмаджала-сутту». (Ф. Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии.)Давайте же оценим по достоинству примеры из Брахмаджала-сутту, якобы свидетельствующие «о громадном богатстве и разнообразии философского мышления, со всех сторон окружавшего Будду», в которых фигурируют брахманы и шраманы:
«В Брахмаджала-сутте, … Будда упоминает не менее, как о шестидесяти шести таких школах, со многими подразделениями, и претендует на знакомство со всеми, хотя он стоит выше их всех.Подобные примеры «брожения умов» философствующих индивидуумов (шраманов, брахманов и пр.) отражает собой … запредельный волюнтаризм самовыражения каждого из участников этих философских споров, что и характеризует состояние религиозной жизни Индии периода упанишад как чрезвычайно нездоровое, явившееся следствием его инфицирования совершенно чуждой парадигмой религиозного мышления, привнесенной в упанишадах жрецами бога Брамы.
Есть некоторые шраманы и брахманы, — говорит Будда, — признающие, что и мир и душа вечны. …
Далее есть шраманы и брахманы, защищающие учение о сознательном существовании после смерти, но они не согласны между собой по некоторым вопросам относительно этого сознательного существования.
Некоторые утверждают, что сознательная душа после смерти имеет форму;
а другие — у нее нет формы;
третьи — она имеет и не имеет формы;
четвертые — она ни имеет, ни не имеет формы.
Некоторые говорят, что она конечна,
другие — бесконечна, или и то и другое, или ни то ни другое.
Некоторые говорят, что она имеет один способ (модус) сознания,
другие, что она имеет различные способы сознания;
некоторые утверждают, что ее сознание ограниченное,
а другие, что оно неограниченное.
Наконец, утверждают, что душа после смерти счастлива или несчастлива, или и то и другое,
или ни то, ни другое.
…
Это извлечение может дать понятие о разнообразии философских мнений в Индии во времена Будды и даже до него». (Ф. Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии.)
Насколько я понял, Вы сами и воспользовались инфой из Вики о шраманах, а далее на её основании сделали логический вывод: «А, значит, Веды уже были».Только не из Вики. Я ей не пользуюсь уже давно.
Как видим из приведенной выше цитаты, Будда не отождествлял себя с шраманами, ставя себя значительно выше.Он, может, и не отождествлял, да изначальное его учение было именно шраманским. В последствии, как удлинялось бревно Ленина, так и "учение" обрастало все новыми и новыми сутрами и цитатами. Как и любое другое. Ну и подробностями чудесатой жизни лотосостопного Гаутамы. Одних зубов у него не сосчитать, сколько хранится в разных монастырях. *YES*
Акромя обыкновенного язычества... которого суть бесовщина (по христианству), в индуизм попали - идеи и знания от Первой Цивилизации Адама на Земле, которая существовала до Потопа. Вот такой симбиоз вышел из всего.Продвигая апологетику Христианства, написав, что
учении Индуизм имеет весьма туманное происхождение, истоки которого берут свое начало в религии жрецов бога Осириса, властелина царства мертвых Древнего Египта, с её верой в вечную загробную жизнь, как бы парадоксально это не выглядело на первый взгляд.
тщательно скрывают тайну обусловленности происхождения Индуизма приоритетами заупокойного бизнеса религии Осириса
«Акромя обыкновенного язычества... которого суть бесовщина (по христианству)»
Вы при этом умудрились переврать Ветхий Завет (Книгу Бытия) самым безбожным образом 😊, фантазируя о том, что «в индуизм попали - идеи и знания от Первой Цивилизации Адама на Земле».
Бог уничтожил, слив в «унитаз исторического забвения» Всемирным Потопом, естественно, кроме праведника Ноя и его семейства?
И откуда у Вас вообще взялись какие-либо познания о идеях и знаниях, которыми якобы обладали «допотопные люди», погрязшие во грехе? Из какого источника? Свидетелей в студию[/quote]
Я вас хочу поспрашать о том же: хде свидетели, товарищьЧ? *JOKINGLY*
Ежели вы наткнулись на какую-нибудь работку за кандидатскую-докторскую (пардону, на ссыль не обратил и смотреть не буду), это далеко не означает, что это не домысел-подлог, а м. б. и элементарной аферой- , скажем, пустышкой для отмывания нала, как и копание котлована для Черного моря.
Вы б на тайну происхождения христианства глаз положили, там тоже загадок много, согласно МЛТ. Видите ли, с некоторых, а вероятно, с древних пор, любая власть не может без этой народной стихии, иначе не назвать, обойтись.
Гляньте вокруг обывательским глазом: кругом попы и скрепы,- так надо и непременно. Главное, чтоб оне-попы не лезли в мир, а мир не лез в души; у каждого свой канал в телеке-радио, и чтоб не получилось, как в Иране. Иначе обратно к крестовым походам, что снова согласуется с диаматом... *JOKINGLY*
Путь освобождения от сансары - лежит через Иисуса Христа, ни одно божество за людей не умирало в других религиях. Так-тоВот и очередной образчик Вашего невежества в вопросах мировых религий, поскольку Вы явно не в курсе мифологии Осириса, а это Древний Египет.
«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)В основе процветания любого социально зрелого сообщества людей (племени, народа) как раз и лежали категорические запреты, сформулированные в наиболее важных пунктах морального кодекса египтян, к которым и относятся большинство из десяти заповедей… как и других законов...
В книге Исход и других книгах Пятикнижия приведены примеры многочисленных расправ над представителями 12 кален Израилевых, которые тем или иным образом роптали на Господа, за что Он обрек Свой народ на 40 лет мытарств кочевой жизни по пустыням Аравийского полуострова, в конечном итоге истребив все взрослое население евреев, выведенное Им из Египта. И даже Моисей не миновал этой участи.Цитирование«Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык,
Бог великий, сильный и страшный» (Второзаконие 10:17)
– «да воспламениться гнев Мой на них, и истреблю их» (Исход 32:10)Такой способ устрашения Своего народа, с целью добиться рабской покорности и веры в Своего Бога, и вызывает недоумение:
– «вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас;» (Исход 33:5)
– «А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;» (Числа 14:33)
И т.п.
«Потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (Левит 25:55)Его душегубство по отношению к согрешившим пред Ним представителям Своего народа выглядит совершенно излишним и неоправданным в свете представлений христианского богословия о том, что смерть грешника не избавляет за грехи его тяжкие, особенно пред Господом, от участи «целую вечность гореть в Аду», что и является более действенным способом достижения религиозного послушания, нежели угроза смертью без акцента на вечные(?) посмертные страдания грешников в Аду.
«В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?» М. Лютерчто было полной аналогией торговли свитками «Книги мертвых» в религии Осириса времен Нового царства:
«магия, пронизывающая всю «Книгу мертвых», в этой главе (125-й) призвана не допустить неблагоприятного для умершего приговора суровых загробных судей. Таким образом, вся глава была просто талисманом против загробного осуждения».В связи с аморальностью своего заупокойного бизнеса религии Осириса и стала неприемлемой для египетского общества второй половины I тысячелетия до н.э., что в какой-то степени повторила и Римско-католическая церковь в XVI веке, когда от Католицизма отказались несколько стран центральной и северной Европы, упразднившие в Протестантизме роль «слуг Господа», священников, в отпущении грехов своей пастве, наряду с отказом от почитания Св. икон.
«Бегство в ЕгипетПоэтому жречество религии Осириса совершенно органично влилось в ряды пастырей религии ранних христиан, впоследствии активно участвую в формировании догматики ортодоксального Христианства, чему дополнительно является подтверждением ведущая роль александрийской школы теологии в её формировании – обе ереси IV и V веков родом из Александрии:
…
15. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом
через пророка, который говорит:
«из Египта воззвал Я Сына Моего». (Матф. 2: 15)
«Археологические данные свидетельствуют о трудностях, которые приходилось преодолевать вновь обращенным христианам, расставаясь с языческими обычаями; … Бросается в глаза и то, что мумификация, идеологически чуждая христианству, была широко распространена среди христианского населения Египта». (М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта»)Перечисленные выше факты присутствуют в Первой Части текста «Тайны происхождения Индуизма», чему и посвящена эта тема форума.
«Не приходится сомневаться и в том, что в I в. н. э., когда в лоне церкви царил разброд, особенно сильно сказывалось влияние религиозного наследия древнего Египта». (Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта»)Так что Христианство унаследовало от религии Осириса многое, чтобы отрицать влияние её жречества на становление догматики ортодоксального Христианства…
«Именно в этой стране мы должны искать истоки цивилизации».Монотеистическая религия жрецов Осириса так или иначе породила к жизни несколько наиболее древних мировых религий:
И вообще, единый бог (первой в мире монотеистической!) религии жрецов заупокойного культа, Осириса, является прототипом как Ветхозаветного Бога, так и Его Сына…Чего это? Монотеистической -то? У Осириса вроде папка был - самый важный бох. Да и братец его - Сет, и сестричек/жен/богинь там множество ошивалось. И Исида, и её сестра-близнец Нефтида, и Хатор. Где же здесь моно-то? Сплошь поли... Поэтому и язычники.
Сама идея монотеистической религии принадлежит жречеству Осириса, впрочем, как и вера в вечную загробную жизнь.
Цитата: Алекс К - 01.07.25 18:55У Вас настолько строгие критерии принадлежности к категории монотеистической религии, что и Христианство им не соответствует, учитывая наличие в нем множества обожествленных Символов Веры:ЦитированиеИ вообще, единый бог (первой в мире монотеистической!) религии жрецов заупокойного культа, Осириса, является прототипом как Ветхозаветного Бога, так и Его Сына…Чего это? Монотеистической -то? У Осириса вроде папка был - самый важный бох. Да и братец его - Сет, и сестричек/жен/богинь там множество ошивалось. И Исида, и её сестра-близнец Нефтида, и Хатор. Где же здесь моно-то? Сплошь поли... Поэтому и язычники.
Сама идея монотеистической религии принадлежит жречеству Осириса, впрочем, как и вера в вечную загробную жизнь.
Основанный на ведическом учении Индуизм имеет весьма туманное происхождение, истоки которого берут свое начало в религии жрецов бога ОсирисаНа чем основано данное утверждение? Какие исторические источники доказывают существование некой "религии жрецов бога Осириса" как минимум и такое серьезное влияние его на индуизм -как максимум?
Монотеистическая религии Осириса с её верой в вечную загробную жизнь существовала в окружении множества политеистических религий с совершенно иной парадигмой религиозного мышления, в которых и присутствовали Исида, Гор и Сетх, наряду с множеством других номовых и столичных богов, не имевших никакого значения для «паствы» религии жрецов Осириса, и их надежд на рай в царстве мертвых Осириса.Вообще-то богом загробного мира всегда в Египте являлся Анубис. Он же и бальзамировал тело Осириса. =-O
Вообще-то богом загробного мира всегда в Египте являлся Анубис. Он же и бальзамировал тело Осириса.Анубис и Осирис -оба относятся к заупокойному культу. Анубис -непосредственно к самой смерти, он страж весов маат, а Осирис - бог загробного мира, возрождающейся души в нём, судья душ. Анубис -сын Осириса. Он бальзамировал Осириса -так буквально, через образы, объясняется появление мумификации в Египте.
У Вас настолько строгие критерии принадлежности к категории монотеистической религии,Да перестаньте. У них на короткое время была монотеистическая религия - поклонение Атону. Во времена Аменхотепа 4/Эхнатона. Вот этого Атона некоторые конспирологи и записывают в Яхве, полагая, что советником фараона в те времена мог быть ветхозаветный Иосиф.
Цитата: Алекс К - 21.07.24 12:09Судя по выделенной Вами цитате, Вы ограничились прочтением лишь первого абзаца текста этой темы. 😊 И не читая последующей моей аргументации, просите меня её продублировать в каждом из последующих постов.ЦитированиеОснованный на ведическом учении Индуизм имеет весьма туманное происхождение, истоки которого берут свое начало в религии жрецов бога ОсирисаНа чем основано данное утверждение? Какие исторические источники доказывают существование некой "религии жрецов бога Осириса" как минимум и такое серьезное влияние его на индуизм - как максимум?
Какие современные исторические исследования посвящены?
По сути, Ваши размышления укладываются в рамки сравнительной мифологии. Но выводы непонятны.Вот здесь Вы ошибаетесь, по большому счету, поскольку я веду речь о более глобальных категориях, а именно о двух совершенно разных парадигмах религиозного мышления и об истории их происхождения (возникновения):
Различного рода мифологические совпадения рассматриваются в исторической науке (и вспомогательных дисциплинах) с XIX в. Космогонические и антропогонические мифы могут иметь сходство у различных народов. Однако, на сегодняшний день сложились разные объяснения исследователей на этот счет. От единого протомифологического источника (предположение) до объяснения эволюционным развитием культуры,т.е прохождением народов через одни и те же стадии развития (магия-религия-наука). "Золотая ветвь" Фрезера,к примеру,об этом.
Цитата: Алекс К - 20.11.25 20:36Милейшая, Елена Степанова, да я «собаку съел, если доктор мне не врем» 😊 исследуя эту тему. Поэтому кому-нибудь другому рассказывайте эти байки.ЦитированиеУ Вас настолько строгие критерии принадлежности к категории монотеистической религии,Да перестаньте. У них на короткое время была монотеистическая религия - поклонение Атону. Во времена Аменхотепа 4/Эхнатона. Вот этого Атона некоторые конспирологи и записывают в Яхве, полагая, что советником фараона в те времена мог быть ветхозаветный Иосиф.
Если будет желание просветиться по поводу религиозной реформы Эхнатона, то гляньте по этой ссылке:Глянула. Ну и что?
2. Или первопричиной для возвышения культа Атона стал, именно, конфликт Аменхотепа IV с жречеством традиционных богов, несомненно, вызванный какой-то крайне серьёзной причиной, серьезной настолько, что Аменхотеп IV категорически отказался не только от верховного бога Амона-Ра, но и от других общеегипетских богов политеистической религии Древнего Египта, в частности, от Осириса и Ра.А почему бы Иосифу (условному) не быть этой причиной? Кроме того, для того, чтобы предугадать последующий конфликт фараона со жречеством, служащим многобожию, вовсе не нужно быть профессором. Ну и вообще не понятен отсыл по поводу культа Осириса к индуизму, никак и нигде с этим культом не связанным, так как никто из индуистских богов Тримурти никогда не умирал, разве, что Вишну, да и то в нескольких аватарах (Кришны и Рамы). Я уже молчу о том, что эти культуры Древний Египет) и та же Бхарата (Хараппа) никогда не пересекались, да и не контактировали практически.
Цитата: Алекс К - 20.11.25 20:36Прожив сто десять лет, Ветхозаветный Иосиф умер лет за триста до рождения Эхнатона.ЦитированиеУ Вас настолько строгие критерии принадлежности к категории монотеистической религии,Да перестаньте. У них на короткое время была монотеистическая религия - поклонение Атону. Во времена Аменхотепа 4/Эхнатона. Вот этого Атона некоторые конспирологи и записывают в Яхве, полагая, что советником фараона в те времена мог быть ветхозаветный Иосиф.
Прожив сто десять лет, Ветхозаветный Иосиф умер лет за триста до рождения Эхнатона.А вы точно знаете время жизни Иосифа? *JOKINGLY* Просто такие Иосифы могли жить в разное время и под разными именами.