Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.Наша почта: support@taina.li

Автор Тема: Аборигены Северного Урала - Манси  (Прочитано 31683 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Инна369


  • Сообщений: 6 674
  • Благодарностей: 2 050

  • Расположение: Москва

  • Была 13.01.17 00:45

Священных мест там нет, разве что "гора с амбарами" Сомьяхнёль-сяхль в истоках Пурмы, да и то давно забытыми.
Известно предположение , что Золотую бабу спрятали именно в верховьях Лозьвы . Если это так , то место может быть священным . но никаких указаний на это у мансей не найти ( это как пример ). Наоборот , они будут клясться , что место обычное и ничем не примечательное , так что...
Моя версия -тема "Снежный человек " стр. 52

Belfanio


  • Сообщений: 1 971
  • Благодарностей: 1 046

  • Был 01.10.16 12:30

Интересная статья. Про манси и про те места. Даже известные нам фамилии встречаются.  *THUMBS UP*

"Сведений о прошлом манси сравнительно мало. Известно, что в XI – XII веках мансийские юрты и паули начали объединяться в княжества. К середине XIV века Пелымское, Кондинское и Табаринское княжества объединились в Пелымское Государство; малые князцы подчинились большому князю. Власть большого князя в свою очередь ограничивалась народным собранием, советом старейшин и главным шаманом (“памом”). Помимо народного ополчения в княжестве существовала постоянная армия – дружина богатырей (“отыров”); во время сражений отыры первыми шли в атаку на боевых лосях.

В отличие от оленеводов тундры – ненцев и ямальских хантов, – чьи земли граничили с Пелымским княжеством на севере, манси были таежными охотниками. Там, где путь “непроходим пропастьми, снегом и лесом”, располагалось их таежное государство. На сегодняшний день узнать об этом народе можно не только из русских летописей и записок этнографов, но и из рассказов стариков, в том числе и последнего потомка пелымских князей Константина Шешкина."


Вся статья полностью тут - журнал "ОКТЯБРЬ", 2008, №1
http://magazines.russ.ru/october/2008/1/ct11-pr.html
« Последнее редактирование: 15.10.15 22:28 »


Поблагодарили за сообщение: Alina | Mikhalych2015 | Стоун

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Манси. Спирт. Безнадега - http://www.znak.com/svrdl/articles/15-10-21-39/104583.html Как живут 109 потомков коренного уральского народа, с которым считался даже Иван Грозный (фото, видео)

Вся статья полностью тут - журнал "ОКТЯБРЬ", 2008, №1
Было вот здесь: http://taina.li/forum/index.php?msg=46563 , но по др. поводу. + целая тема на форуме: http://taina.li/forum/index.php?topic=4268.0
« Последнее редактирование: 18.10.15 13:14 »

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Е.Г. Федорова

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У СЕВЕРНЫХ МАНСИ:
О РОЛИ ЖРЕЦА, ШАМАНА, «ЗНАЮЩЕГО»

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-202-9/978-5-88431-202-9_09.pdf

Она же:

КАТЕГОРИИ РИТУАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
У СЕВЕРНЫХ МАНСИ

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-195-4/978-5-88431-195-4_16.pdf
« Последнее редактирование: 30.10.15 23:28 »


Поблагодарили за сообщение: Никанор Босой | Belfanio

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Анонс: Мансийский след. Часть третья. - http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml
Оформлено.

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях



Поблагодарили за сообщение: Стоун | Belfanio

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Оформлено.
Оттуда отдельно:

<Рассказ Анны Осетровой, потомка манси из рода Куриковых.>

"Водоразделом для приверженности той или иной версии гибели группы Дятлова, на мой взгляд, является выбор (на основе доказуемости, веры, интуиции и т.п.) в пользу или не в пользу того, что на перевале, помимо 9 туристов, были некие другие люди или не-люди. Либо были, либо не были, как говорится, третьего не дано... Так вот, я, перечитав материалы уголовного дела, прежде всего, более-менее системные исследования (Буянов, Ракитин), форум pereval24, для себя лично сделала вывод, что были... И из всех версий, которые выдвигаются и анализируются сейчас, мне наиболее понятной и логичной, да-да, именно логичной, кажется версия причастности ханты-манси.

Начнем с того, что двоюродная сестра моей прабабушки, коми-пермячка по национальности, была замужем за товарищем из рода Куриковых. И я помню, хотя мне было 4-5 лет, когда баба Роза приезжала в гости в Юсьву (а меня периодически на лето "ссылали" туда к прабабушке), несколько раз обсуждалось, кто же все-таки убил туристов: ханты или манси.

Я сама не очень доверяла этим воспоминаниям, честно говоря, до тех пор, пока я будучи уже в совершенно в сознательном возрасте (25 лет) не побывала по работе в ХМАО в Казыме на каком-то празднике - это в ноябре, где услышала хантыйские песни (горловое пение), увидела пляски с бубнами и попробовала их чай. Это было достаточно разнесено во времени, и я была строго предупреждена, что с чаем нужно быть о-о-о-очень аккуратной. После этого я уверена, что один хант может довести до бессознательного состояния, не то, что девять, а 100 человек!

Этот вопрос нужно, конечно, специально изучать, причем, серьезно, по архивам, по этнографическим экспедициям. Но в более ранние периоды, такие случаи, конечно, бывали, и они описаны в литературе, хотя бы у А. Иванова в "Сердце Пармы". Да, это художественное произведение, но Иванов - историк Урала, поэтому все его исторические книги затрагивают реальные события, безусловно. Вспомним святителя Стефана Великопермского. Так вот, период истории, когда устанавливалось христианство на Урале, изобиловал ритуальными убийствами русских.

Я понимаю, что тогда и сейчас (пусть даже в 59-м году) - две большие разницы, но утверждать, что этого не могло быть, потому что о подобном нет никаких документальных свидетельств?

Причем, не факт, что нет, просто серьезно никто в рамках именно этой темы не искал.

Я могу ориентироваться на свои личные ощущения от общения с представителями этих народов. Они действительно добрые, наивные и непосредственные, как дети, но при этом какие-то совершенно загадочные, как будто с другой планеты вообще! Не понятно, чего от них можно ожидать.

Да, и до сих пор русских все-таки недолюбливают, это факт!

И еще, наверное, никто из исследователей трагедии не может сказать, что общался с мансийскими или хантыйскими шаманами, а они до сих пор есть. Что это за товарищи, таким образом, вообще никто не знает...

Присутствием на перевале манси или хантов я,скорее, объясняю для себя факт настолько стремительного выхода из палатки вообще без вещей, а также то, что попытки вернуться были предприняты уже на фоне совершенного отчаяния. Это мог быть только какой-то первобытный страх, который не позволил даже задуматься о том, что будет дальше! Я думаю, что напугали их так местные каким-то своим ритуалом... Причем, это были не рядовые местные: они однозначно бы взяли спирт и деньги, не ночью так потом, в течение месяца, когда палатка была уже без туристов, это сделали шаманы, жрецы, которым все эти гаджеты совершенно не интересны. Кстати, то, что спирт и деньги целый месяц пролежали не тронутыми манси на видном месте, косвенно говорит о том, что в этом поучаствовали их "духовные лидеры", потому что больше их ничего не могло бы остановить.

Имеют ли отношение эти персонажи к смерти наиболее травмированных дятловцев? Я не уверена. Возможно, потом все уже произошло более-менее естественным путем... Хотя есть несколько нестыковок, которые не дают покоя. Прежде всего, конечно, язык и глаза. А, во-вторых, кто перевернул трупы ...

С родственниками своими - имею родственные связи с родом Куриковых - пыталась поговорить на эту тему вот уже сейчас, в конце прошлого года, но дети-внуки говорят, что не в курсе вообще, не помнят типа ничего такого (а почему я помню эти разговоры, хотя мне было максимум 5 лет?). В общем, мега-странно...

Точно могу сказать, что из рода Куриковых непосредственных очевидцев событий не осталось (они гораздо меньше живут, чем русские). Дети-внуки (самая старшая - дочь чуть больше 60 лет) - не в теме, или делают вид, что не в теме.

Был там врач-токсиколог, который сказал, что манси - прекрасные фармакологи, и что если дятловцы с ними загодя виделись, то они могли им дать что-нибудь долгоиграющее, а потом прийти на подготовленную почву...

Моя дальняя родственница-двоюродная сестра моей прабабушки-Роза ее звали, после некой ромео-и-джульетты (потому что это не особо приветствовалось - манси и коми, сами понимаете) вышла замуж "на Вижай", как у нас в семье говорят. И потом, где-то в начале 60-х баба Роза переехала с детьми в Юсьву (это Коми-Пермяцкий округ. Пермский край).

Я лично с шаманом не знакома, даже знакомые мои не знакомы, которые там живут... Говорят, что молодой (лет 40-50), но так это или нет, проверить сложно, ибо Интернетом такие люди не увлекаются и даже телевизор не смотрят. Причем эта информация о мансийском шамане, о хантыйском - не в курсе... А они разные...

Четко помню, как моя прабабушка и баба Роза вели разговор по типу, ну, кто ребят-то убил, Сашка и братья его, наверное... А Роза сказала, что это не наши, это остяки (вот запомнила я, что было это слово... хантами и манси раньше никто их не называл). Потом пришла мама наругалась на них, что при ребенке такое обсуждают, и дальше бабушки стали говорить на коми-пермяцком.

Потом еще не раз возникали темы по поводу того, что мой папа был в молодости заядлый турист, Северный Урал весь исходил, даже в тех местах был, но не на Отортене, а на Денежкином Камне."
« Последнее редактирование: 22.01.16 14:43 »


Поблагодарили за сообщение: Стоун

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

«Обещанного три года ждут». Власти Ивделя так не подарили многодетному отцу, обещанный снегоход - http://justmedia.ru/news/society/obeshhannogo_tri_goda_zhdut_vlasti_ivdelya_tak_ne_podarili_mnogodetnomu_otczu_obeshhannyj_snegohod

ник4ейм

  • Удален с форума

  • Сообщений: 368
  • Благодарностей: 56

  • Расположение: russia

  • Был 01.03.16 02:08

... Вот недурно было бы поподробнее в переводе с коми-пермяцкого рассказ токсиколога о достижениях "мансийской фармакологии", насколько далеко они продвинулись от мухоморов-холиномиметиков в сторону не менее известных холинолитиков по примеру болгарских "академиков"..


Поблагодарили за сообщение: KUK

Belfanio


  • Сообщений: 1 971
  • Благодарностей: 1 046

  • Был 01.10.16 12:30

Оффтоп (текст не по теме)
... Вот недурно было бы поподробнее в переводе с коми-пермяцкого рассказ токсиколога о достижениях "мансийской фармакологии", насколько далеко они продвинулись от мухоморов-холиномиметиков в сторону не менее известных холинолитиков по примеру болгарских "академиков"..
Честно говоря, про "мансийскую фармкологию", мне опять вспомнилась книга А. Бушкова и его не очень внятные описания некоего эксперимента "Туман". Все, что я нашел об этй истории, кратко выложил когда-то здесь - http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.php?id=822#p54008.
Если кратко - в начале 1980-х гг. группа то ли сотрудников КГБ, то ли краеведов-энтузиастов (правда, непонятно, откуда бы им тогда кто дал военную технику и солдат с автоматами) решила "пообщаться" с потуронним миром, используя методики (снадобья и заклинания) шаманов-манси. Ну, они все и остались там в тайге - технику кто-то сжег (может, они сами), исследовательская группа погибла, типа перестреляли друг друга. А, кто выжил, и успел сбежать в тайгу, тех увезли лечить голову - навсегда.


Поблагодарили за сообщение: Mikhalych2015

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Чиновников Ивделя обязали восстановить сообщение с поселками Вижай и Ушма
Подробнее на Znak.com: https://www.znak.com/2016-03-09/chinovnikov_ivdelya_obyazali_vosstanovit_soobchenie_s_poselkami_vizhay_i_ushma

mogar333


  • Сообщений: 335
  • Благодарностей: 304

  • Был сегодня в 20:36

Заинтересовал такой вот момент - Степана Курикова называют шаманом Коротаев и Пискарева, с другой стороны Почемучка говорила: "Куриков не был шаманом. ...   В их роде не было шаманов никогда". Ну и вот что выкопал: "Считают, что жизненные силы самого шамана были связаны с жизненными силами других людей, пополнялись за их счет. Так, в верховьях р. Пелым жил когда-то шаман Степан Куриков, который весной каждого года уходил в верховья р. Лозьва. Там за каждый год прожитой Куриковым жизни умирал другой человек – представитель другой локальной группы манси". (Материалы к серии "Народы и культуры" (Том 7). Михаил Николаевич Губогло, Юрий Борисович Симченко, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Издатель   Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1991). И этот самый Степан Куриков в тех самых верховьях Лозьвы присутствовал на поисках... Жутковато немного от такой информации...
https://books.google.ru/books?hl=ru&id=5cfiAAAAMAAJ&focus=searchwithinvolume&q=куриков
« Последнее редактирование: 02.07.16 08:54 »


Поблагодарили за сообщение: Belfanio

Moon

  • На премодерации

  • Сообщений: 3 464
  • Благодарностей: 1 184

  • Заходила на днях

Заинтересовал такой вот момент - Степана Курикова называют шаманом Коротаев и Пискарева, с другой стороны Почемучка говорила: "Куриков не был шаманом. ...   В их роде не было шаманов никогда". Ну и вот что выкопал: "Считают, что жизненные силы самого шамана были связаны с жизненными силами других людей, пополнялись за их счет. Так, в верховьях р. Пелым жил когда-то шаман Степан Куриков, который весной каждого года уходил в верховья р. Лозьва. Там за каждый год прожитой Куриковым жизни умирал другой человек – представитель другой локальной группы манси". (Материалы к серии "Народы и культуры" (Том 7). Михаил Николаевич Губогло, Юрий Борисович Симченко, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Издатель   Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1991). И этот самый Степан Куриков в тех самых верховьях Лозьвы присутствовал на поисках... Жутковато немного от такой информации...
https://books.google.ru/books?hl=ru&id=5cfiAAAAMAAJ&focus=searchwithinvolume&q=куриков
Думаете, тот самый?
  То есть один и тот же шаман Степан Куриков  жил  в верховьях реки Пелым и уходил в верховья Лозьвы и  был привлечен к поискам?
  Я эту информацию (про Лозьву) уже видела ранее, давно.
  Что то смутно в моей памяти говорит о том, что это разные люди.
  Куриковы жили в нескольких местах.
   
       Нашла.
       Вестник угроведения номер 3(10),2012.
                    Т.Н.Дмитриева. История пелымских манси и их фамилий.
                     СТР.5[37)
                     Про Куриковых.
« Последнее редактирование: 02.07.16 18:05 »

mogar333


  • Сообщений: 335
  • Благодарностей: 304

  • Был сегодня в 20:36

Думаете, тот самый?
Нашла.
       Вестник угроведения номер 3(10),2012.
                    Т.Н.Дмитриева. История пелымских манси и их фамилий.
Я тоже кое-что нашел) Из статьи Е. В. Переваловой  "ПРОБЛЕМЫ УГРОВЕДЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР":
"На собранных из семейных фотоархивов снимках представлены перешедшие из обыденной жизни ивдельских (лозьвинско-пелымских) манси в категорию этнической памяти культурные артефакты... здесь же одетый в форму НКВД Степан Куриков по прозвищу Шаман, по рассказам, державший у себя в юртах Суеват-пауль портрет Сталина, что, однако, не мешало ему совершать шаманские камлания и устраивать языческие жертвоприношения." http://elibrary.ru/item.asp?id=18239997
А вообще странное впечатление создается при некотором более-менее "углубленном" ознакомлении с доступной информацией о жизни лозьвинских манси в середине ХХ века - возникает ощущение, что существует, так сказать, целый пласт  их жизни, причем весьма значительный, о котором мы практически не имеем представления.
А по поводу шаманов хочется привести фрагмент из дневников Чернецова В.Н.: « Сава Бахтиаров рассказал об одном из периодов своего становления шаманом. Человеком перестал быть. В лес убегал, ногтями землю рыл, яму (берлогу) себе выкопать хотел как медведь. Ногти все оборвал, ничего сделать не могу; мох сдерну, до камня дойду – дальше не могу. Однажды очнулся. Связан по рукам и ногам, в юрте к столбу привязан. Людей никого нет, только брат рядом лежит. Говорю: «Развяжи, Егор, я теперь опять человеком стал»»
« Последнее редактирование: 02.07.16 23:28 »


Поблагодарили за сообщение: Никанор Босой | Belfanio

За уникальные материалы 

Helga


  • Сообщений: 9 076
  • Благодарностей: 5 953

  • Была сегодня в 19:45

Понимаю, что оф-топ, но... не могу отделаться от впечатления, для собирательницы рассказов - даже некоторого потрясения http://taina.li/forum/index.php?topic=1369.msg463287#msg463287
 вкратце: автор воспоминаний пишет о хорошо знакомом мне человеке, даже фото его очень хорошее приведено, так, что сомнений никаких. Однако вместо биографии ГИПа, а затем довольно молодого директора проектного института
Цитирование
Вадик окончил ЧПИ,работал на заводах, жил на КБСе, пока не спился насмерть.
Поэтому *NO*

Никанор Босой


  • Сообщений: 3 288
  • Благодарностей: 2 660

  • Расположение: БАМ

  • Был сегодня в 18:17

Агрессивное поведение у народов ханты и манси: этнический аспект - http://nrgumis.ru/articles/1947/ .


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Пару слов об одной мансийской версии. - http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansy.shtml


Поблагодарили за сообщение: Стоун

За отзывчивость и общественный авторитет 

Gulia70


  • Сообщений: 7 503
  • Благодарностей: 8 480

  • Расположение: Москва

  • Была сегодня в 15:52

попалась картинка

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Поблагодарили за сообщение: Никанор Босой | KUK

Никанор Босой


  • Сообщений: 3 288
  • Благодарностей: 2 660

  • Расположение: БАМ

  • Был сегодня в 18:17

попалась картинка
Доски в чуме, а чум как ангар...

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Пирожки с кровью, пельмени без мяса и свиная голова в центре стола - http://ura.ru/articles/1036269915

Как встретить Новый год по традициям коренных уральских народов

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Письма Виктора Мальцева из книги, про которую речь выше: http://skif.wmsite.ru/A-N-Novikov/PO/VSEMU/URALU/NASTAVIL/YA/VOPROSITELNYH/ZNAKOV/2013
А вот и новая книга про него: https://vk.com/market-72095272?w=product-72095272_409482


Sergei_VL


  • Сообщений: 3 923
  • Благодарностей: 600

  • Расположение: Москва

  • Был 22.02.17 16:20

Мансийские поверия:
Цитирование
Береза представляет светлую сторону, посох Бога, через который молятся.
Молодые растущие ели - как молодые люди, парни.
Кедр - образ духа, который посылает смерть и потустороннего, с ним обращаются деликатно, нельзя ломать ветки кедра.
Пихта - дерево черта, манси его никогда не трогают.
Дятлов лежал, обняв березку. Настил состоял из 14 пихт и одной березы. С кедра сломаны ветки, которые не сожгли. Костер развели в корнях кедра.
Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех.-Авраам Линкольн


Поблагодарили за сообщение: KUK | Никанор Босой | Gulia70

Никанор Босой


  • Сообщений: 3 288
  • Благодарностей: 2 660

  • Расположение: БАМ

  • Был сегодня в 18:17

Цитирование
Пихта - дерево черта, манси его никогда не трогают.
Пихта - дерево чёрта?! Но именно вдоль Ауспии пихты и растут. И "дерево чёрта" может быть не предрассудок, а простой вывод из наблюдений.
Дерево чёрта...

Sergei_VL


  • Сообщений: 3 923
  • Благодарностей: 600

  • Расположение: Москва

  • Был 22.02.17 16:20

Пихта - дерево чёрта?! Но именно вдоль Ауспии пихты и растут. И "дерево чёрта" может быть не предрассудок, а простой вывод из наблюдений.
Дерево чёрта...
Про остальные деревья там и в этнографическом музее рассказывают. А про пихту в фильме про манси видел, именно про нее оленевод говорил. Если надо найду, т.к. отдельная тема. Они там постоянно духам подношения делают. И главное так обязательно, без нужды обряд бы упразднился.

Добавлено позже:
как пример:
Цитирование
Алтайцы, например, относятся к пихте с особой осторожностью. Древняя легенда гласит, что пихта была создана хозяином подземного мира Эрликом, который состязался с верховным существом Ульгенем, вырастившим кедр.

Архаичные народы Алтая остерегались строить свои дома в непосредственной близости от пихт, но, тем не менее, пользовались целебными свойствами этого дерева. В голодное время из измельченной коры пекли хлеб, который позволял продержаться в неурожайные годы.

Знакомый нам с детства загадочный дед Пихто тоже, вероятно, связан с пихтой и представляет собой аналог лешего и хранителя пихтовых лесов у народов, живущих по берегам Оби.


Добавлено позже:
 Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытый текст.
« Последнее редактирование: 07.01.17 15:31 »
Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех.-Авраам Линкольн

Никанор Босой


  • Сообщений: 3 288
  • Благодарностей: 2 660

  • Расположение: БАМ

  • Был сегодня в 18:17

... Уже нашёл, у Майи Пискарёвой.
Цитирование
Но есть одно 'но': для манси существовал запрет на пихтовые деревья. Ветки пихты мягче, но их не то что стелить - даже рубить нельзя, считалось, что это дерево злого духа.Ель же наоборот, отгоняла злых духов.
Мансийский след. Часть вторая.
Цитирование
Также хочу отметить и такой факт: у манси (и других северных народностей) существует обычай зимой в пургу делать снежную пещеру, в виде норы, в которую на дно помещают срезанные стволы молодых хвойных деревьев. Исключение составляет пихта, ее запрещено срезать на настилы, балаганы и для костра, поскольку она считается пристанищем злых духов.
Мансийский след. Часть третья.

Он у всех на виду, но никто его не видит.
Он у всех на слуху, но никто о нём не слышит.

Скоро, скоро увидите чёрта среди хвойных ветвей...
« Последнее редактирование: 07.01.17 15:46 »


Поблагодарили за сообщение: Mikhalych2015 | Sergei_VL

Sergei_VL


  • Сообщений: 3 923
  • Благодарностей: 600

  • Расположение: Москва

  • Был 22.02.17 16:20

Наверное, существует еще несколько вещей, которые туристы, согласно мансийским традициям, делали неправильно. Например, валяние в снегу с оставлением отпечатка тела, и тд. 
Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех.-Авраам Линкольн

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

Ромбандеева Е. И. Вопросы совершенствования алфавита, графики и орфографии мансийского языка.— В сб.: Просвещение на Крайнем Севере. Вып. 22. Л., 1985, с. 3—8.
Ромбандеева Е. И. Каузативные глаголы в мансийском языке: Автореф. канд. дис. Л., 1964.
Ромбандеева Е. И. Каузативные формы мансийского глагола.— Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 167. Л., 1960, с. 71—83.
Ромбандеева Е. И. К вопросу о долгих и кратких гласных фонемах в ^-ман­сийском языке.— Сов. финно-угроведение, т. 8, 1972, № 4, с. 277—281.
Ромбандеева Е. И. К вопросу о противопоставлении определенности и неопре­деленности в мансийском языке.— Сов. финно-угроведение, т. 2, 1966, № 4, с. 273—278.
Ромбандеева Е. И. К вопросу об усовершенствовании алфавита, графики и орфографии мансийского языка.// Опыт усовершенствования алфавитов и орфографий языков народов СССР. М., 1982, с. 80—85.
Ромбандеева Е. И. Мансийский (вогульский) язык: Фонетика и морфология. М., 1973.
Ромбандеева Е. И. Мансийский язык // Языки народов СССР. Т. 3. М., 1966, с. 50—64.
Ромбандеева Е. И. Русско-мансийский словарь. Л., 1954.
Ромбандеева Е. И. Синтаксис мансийского (вогульского) языка. М., 1979.
Ромбандеева Е. И. Сложные слова в мансийском языке // Вопросы финно-угроведения. Вып. 6. Саранск, 1976, с. 166 —171.
Ромбандеева Е. И. Фонетические особенности в диалектах северных манси. // Вопросы финно-угорского языкознания. М.; Л., 1964,, с. 51 — 58.
Ромбандеева Е. И., Кузакова Е. А. Словарь мансийско-русский и русско-мансийский. Л., 1983.
И мн. другое...(напр., http://taina.li/forum/index.php?msg=230595):

В Югре на 89-м году жизни скончалась выдающийся мансийский учёный Евдокия Ромбандеева - http://www.ugrapro.ru/2017/01/04/v-yugre-na-89-m-godu-zhizni-skonchalas-vyidayushhiysya-mansiyskiy-uchyonyiy-evdokiya-rombandeeva/

Ушла из жизни выдающийся финноугровед Евдокия Ромбандеева - https://ugra-news.ru/article/05012017/42133

Сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок выражают соболезнования в связи с уходом из жизни Евдокии Ромбандеевой - https://ugra-news.ru/article/06012017/42135
...
« Последнее редактирование: 09.01.17 16:48 »

За общественный авторитет 

KAMA


  • Сообщений: 10 187
  • Благодарностей: 13 424

  • Расположение: Один Южный Город

  • Была сегодня в 19:40

Не знаю куда разместить  *DONT_KNOW*

http://magazines.russ.ru/ural/2016/7/oboroten.html

Очень ... странноватая повесть. Художественная.
От имени манси
Про Х.Ч. Про пауль Холатчахль  %-)
कमिला   НичЁ. Все будет  хорошо . У всех ))))


Поблагодарили за сообщение: Djacka | Наталико | Sergei_VL | KUK

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 7 790
  • Благодарностей: 4 339

  • Заходил на днях

http://vesti-ural.ru/news/41662-vesti-ural-prodolzhayut-seriyu-reportazhej-o-turisticheskix-mestax-sverdlovskoj-oblasti.html - «ВЕСТИ-УРАЛ» ПРОДОЛЖАЮТ СЕРИЮ РЕПОРТАЖЕЙ О ТУРИСТИЧЕСКИХ МЕСТАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ