Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.Наша почта: support@taina.li

Голосование

Какова "национальность" этого украшения-экспоната Ивдельского музея?

мордовское украшение
башкирское
удмуртское
марийское
татарское
чувашское
казахское
другое

Автор Тема: Haute couture: экспонат Ивдельского музея  (Прочитано 5694 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

За уникальные материалы 

ЯНЕЖ

  • Удален с форума

  • Сообщений: 8 550
  • Благодарностей: 3 126

  • Расположение: Южноуральск,Челябинская обл

  • Был сегодня в 04:57

 Натт,  Вы какое отношение имеете к Ивдельскому музую???

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

ЯНЕЖ,
Никакого. Малекон в тему про финно-угров поместил интересные фотографии - шаманское кресло и ритуальные рога. А также фото этого украшения - с вопросом: оно явно не мансийское, а думаете чье? Вот так эта тема и родилась.

Оффтоп (текст не по теме)
И живу я далеко очень от Ивделя и вообще от Урала. Ну разве что имею очень-очень-очень далекое отношение к народу меря (тоже финно-угры), а также медведю - буквально и географически. Правда у нас его считают не священным зверем, а сувенирным. ;)

За наполнение форума 

Alina

  • Модератор

  • Сообщений: 10 514
  • Благодарностей: 8 979

  • Была 26.05.17 23:53

Некоторые сообщения были перенесены в другую тему »
Иллюзии это то, чего нет. Уже? Или еще?


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Л.Н.Мазур
Этнокультурное развитие сельской местности Свердловской области в 20 веке: статистический анализ по материалам базы данных.
http://aik-sng.ru/text/krug/2003/409-433.pdf
Динамика численности сельских населенных пунктов по преобладающей национальности в Свердловской обл. за 1958-1998 годы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Добавлено позже:
Справедливости ради надо добавить еще несколько костюмов. Но русских, немцев, белорусов можно пропустить - как бы не было у них обычая в монетках дырочки для красоты делать. :)

Добавлено позже:
Костюм коми-зырянок:
Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух основных элементов: рубахи и сарафана. Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дöрöм), длиной до колен. Верхнюю ее часть (сое) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого.

В начале XX в. зажиточные зырянки и ижемки часто носили по две рубахи: нижнюю, длинную, и верхнюю, доходящую до талии. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Наиболее старинный - косоклинный. Его еще называли шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником.
Позднее сарафаны шили из крашеного холста, набойки (пестрокрашенной ткани), домотканой пестряди, сатина, шелка. Они были прямого покроя, на лямках и с лифом или корсажем. В первой половине XX в. начали носить юбки и кофты. Кофты шили на кокетке, со стоячим воротником; юбки - прямые или с клиньями, с нашитыми по подолу полосами из ткани другого цвета. Поверх сарафана или юбки женщины надевали запон - передник без нагрудничка (будничные запоны - из пестряди, праздничные - из хлопчатобумажной белой ткани с вышивкой и кружевами). Одежду подпоясывали различными поясами.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


                             
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


    Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком.  Все платки, шелковые, кашемировые, шерстяные, были с длинными кистями. Кисти в то время считались своеобразным оберегом от злых завистливых глаз.

Еще не относящееся к теме, но тоже интересное:

ОДЕЖДА В ПОВЕРЬЯХ КОМИ: ПАСЬКöМ – МЕРА,
ТЕНЬ И ОБЕРЕГ ЧЕЛОВЕКА

Традиционно  у  коми  одежда воспринималась как "покров, оболочка" и одновременно "след, тень" человека. Вся одежда, которую носил в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Считалось, что можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду.
 
             Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.

Женщины, надевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал её на себя только дойдя до лесной избушки - иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае надевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда.
 
Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.
По традиции, у коми особенно бережно сохранялась одежда, связанная с определенными рубежными этапами в жизни человека: пинь дöрöм - подарок ребенку во время прорезания первых зубов; пернянь дöрöм - рубашка, которую дарила крестная при совершения обряда крещения; каждой женщиной бережно сохранялся свадебный наряд, который, по поверьям, обладал особой магической силой. Считалось, что изгнать из дома нечистую силу может только хозяйка, переодевшаяся в свой свадебный сарафан.
 
Эффективным оберегом считалась и одежда, полученная человеком в качестве ритуальных подарков. Одежду умершего человека, полученную участниками похорон в подарок "на помин его души", использовали в качестве оберега  и, как правило, хранили до полного истлевания на чердаке дома. В поверьях многих народов, одежда, приготовленная для покойного, наделяется магической силой воздействия на живых. Смертельно опасным для живого человека считалось обряжение в рубаху с покойника.

В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане.

Магической силой наделялось и мужское нижнее бельё (дöрöм гач, йöрдöс гач): для женщины хорошим оберегом считались мужские кальсоны, а так же подвязка от них. Нередко, мужские кальсоны применялись в качестве магического средства для повышения плодовитости скота (хлестали корову, чтобы та принесла приплод). У вычегодских коми, умершей вдове, обязательно укладывали в гроб кальсоны и рубаху её покойного мужа.

В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду, даже во временное пользование. По этой же причине обветшавшая одежда никогда не выбрасывалась, а вывешивалась на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. Человека, который проявлял чрезмерное упорство в стремлении получить или приобрести чью-либо одежду, как правило, подозревали в желании навести порчу на владельца того или иного наряда. С целью предупреждения возможной порчи или сглаза через одежду предписывалось её сжечь. Человека, не соблюдавшего этот запрет, с упрёком спрашивали: "умереть, что ли собрался?".
По поверьям, с помощью собственной одежды можно было, и избавиться от недуга. У ижемских коми считалось, что больному, либо его родственникам, необходимо отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного его истлевания. До настоящего у ижемских и удорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду (либо её фрагмент) больного человека в качестве приклада на обетном кресте. У прилузских коми с целью избавления от болезни после бани забрасывали свою рубаху на вершину куста - "чтобы сороки унесли", либо сжигали её на костре с произнесением определенных заговоров. У печорских коми для снятия сглаза с ребенка брали его не выстиранную рубашку (а значит сохраняющую в себе дух и, одновременно, болезнь ребенка), смачивали её ворот в проточной воде, потом протирали три раза этим воротом глаза ребенка, а затем выжимали воду из рубашки в тарелку и выплескивали её через левую руку со словами - мый тэ гöрiн, кöдзiн мед ставыс аслыд лоö (что ты сбороновал-посеял, то пусть тебе самому и будет).
« Последнее редактирование: 26.11.13 23:20 »


Поблагодарили за сообщение: yuka

От пользователей форума 

Laura

  • Модератор

  • Сообщений: 6 206
  • Благодарностей: 5 520

  • Расположение: Симбирск

  • Была сегодня в 20:28

  Эти блестящие "пуговицы" напомнили элементы старых советских люстр - хрусталинки и стекляшки с маленькими дырочками для скрепления между собой.


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

А ведь точно!  *THUMBS UP*

Gerda1


  • Сообщений: 898
  • Благодарностей: 480

  • Была 26.05.17 13:06

Я считаю, что этот экспонат марийский. Я точно знаю, что марийцы проживают в районе Красноуфимска - д. Токари, Арти, Манчаж.


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Еще согласно нац.составу проживающих в Свердловской области надо представить казахский костюм:

Нагрудное украшение - оныржиек - состояло из монументальных, геометрических пластин, цепей,  звенящих подвесок .
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.

Изяществом и богатством отделки отличались ожерелья - алка, имеющие горизонтальную композицию, состоящие из скрепленных между собой серебряных монет, камней в оправе, ажурных и цельнометаллических медальонов. Девушки и молодые женщины любили носить ожерелья и бусы - моншак, из кораллов, сердолика, жемчуга и цветного стекла.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Конечно, понятно, что к нашему украшению эти никакого отношения не имеют - но как пройти мимо красивого?
Однако придется - часть костюмов мы пропустим - русские, украинские, белорусские, немецкие.

Добавлено позже:
Стало быть, итоги:
1. Покрой: "ожерелье из красной ткани, звязывается сзади . На красную полосу нашит бисер и два ряда монет.
К красному ободку пришит полукруглой формы холст с нашитыми же на нем монетами. В верхнем ряду пришиты "стекляшки" (не знаю, как назвать, стразы - глупо как-то))
2. Монеты: всего 107 монет, из них 15 на красном ободке, 92 - на холсте. Монеты в основном СССР - до 1961 года, есть монеты Российской Империи - я насчитала 4-5, могу ошибаться. ВСе монеты нашиы реверсом, аверсом - 2.
3. Национальный состав проживающих в Свердловской области в разные годы: ответ № 33.

Итак, КОНКУРС!
"Кто, где, когда, для чего сделал(а) это украшение" - художественная форма любая, язык любой (приложить перевод), объем - не более   :) 1500 знаков, не считая знаков препинания.

Потом проведем голосование.

Победителю - приз!( обещаю!)

Потом попытаемся узнать правду!


Добавлено позже:
И маленький вопросик: а что это все монеты реверсом? ;)
« Последнее редактирование: 28.11.13 21:40 »

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Как же так? Оно понятно, конечно, никто легких путей не ищет - диверсанты-ракеты-самолеты-кошки-бандиты-лавины-манси-далее по списку - а тут еще я с холстинками и монетками.
Отвлекитесь, друзья, на минутку от глобального - обратите внимание на красивое!
И, господа нумизматы, все-таки:

 ПОЧЕМУ ПОЧТИ ВСЕ МОНЕТЫ ПРИШИТЫ ОБОРОТНОЙ СТОРОНОЙ КНАРУЖИ?
 (если неграмотно сформулирован вопрос, прошу поправить)
« Последнее редактирование: 01.12.13 15:18 »

За искренность и компетентность 

Сергей В.


  • Сообщений: 12 507
  • Благодарностей: 13 221

  • Заходил на днях

 Натт, я обратил внимание, что на других украшениях из монет, выставленных Вами, монеты пришиты главным образом решками (аверсами). Недавно также встретил по ТВ репортаж из татарской деревни с украшением, очень похожим на ивдельское по форме, но на подкладке черного цвета. Сами монеты толком разглядеть не удалось. Татары, правда, считаются тюрками...
    Еще одной особенностью ивдельского экспоната считаю значительный временной разнобой составляющих его монет. В селе все-таки нумизматы не так часто встречаются.


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Натт, я обратил внимание, что на других украшениях из монет, выставленных Вами, монеты пришиты главным образом решками (аверсами).
Вы по сути ответили на вопрос предыдущего поста.
Ведь все показанные здесь украшения  стилизованные. Есть конечно, и оригинальные.
На них в основном не настоящие монеты. И на лицевой их стороне нет цифр, нет номинала. Я полагаю, что женщина, делавшая это украшение, считала, что герб или орел на аверсе - все же украшение, элемент декора, а не цифра, обозначающая денежную единицу.
Возможно, этому есть и другие объяснения.

y56Q9Rt


  • Сообщений: 427
  • Благодарностей: 288

  • Расположение: Переславль-Залесский

  • Был 28.02.15 20:33

Возможно, этому есть и другие объяснения.
Дело в том, что женщины владели техникой опеределения "счастья": они брали в горсть монеты, бросали их и выбирали выпавшие решкой. Отбирали эти монеты и вновь бросали. Так повторяли до того, как останется одна монета, выпавшая решкой - ее и пришевали. Это была монета "счастья".
« Последнее редактирование: 06.12.13 20:01 »
Сертификат на никнейм y56Q9Rt зарегистрирован на Иванов Иван Иванович<http://nick-name.ru/img.php?id=856304&=sert=1>


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Я задавала вопрос в соответствующем разделе о покупательной способности металлических денег в 60е годы! Ответы оказались очень полезными. Большое спасибо всем, кто откликнулся!

serg2500:
Коробок спичек -1коп; 1квт/час электричества - 4коп; булка хлеба серого - 16коп; белый - 20, 26коп(кирпичик и круглый). Это цены после 1961 года. До 61го надо примерно умножить на 10.

San4es:
4(позднее 5)копеек проезд в общ. транспорте.10 коп - самое дешевое мороженое, 17 коп - бутылка 0,33 лимонада(из них залоговая стоимость тары - 10), 8 коп - 1 кг картошки, 2 коп - звонок из таксофона по городу. Ну и продолжу про 1 копейку - газету "Пионерская Правда" можно было купить, и стакан воды с газами без сиропа в автомате выпить.

Посчитаем. Всего на украшении 92 монеты светлого металла. Предположим, что монет, на котоые можно было покупать в то время - 80 штук. Предположим для удобства счета. Также предположим, что это монеты номиналом 15 копеек ( в среднем по размеру).

80х15=1200 копеек ( 12 рублей): 1200 коробков спичек,  300 квт/ч электричества, 75 буханок серого хлеба, 60 — белого, 240 поездок на транспорте, 120 штук мороженого, 70 бутылок лимонада ( и бутылок сдать на 1р20к, 150 кг картошки, 600 звонков по телефону, пионерскую правду скупить на корню. Про воду без газа — 1200 стаканов.

Еще важные сообщения.
Сергей В.:
В 61-м намного подорожали хлеб, мясо, масло... Народ чуть не взбунтовался.

Соната:
Повышение цен на мясо-молочные продукты было в 1962 году и народ взбунтовался! И ссылка на сайт:
 http://www.anaga.ru/r1961.htm

"В декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки.
 Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм."

То есть те самые 1200 копеек (12 рублей), очень приблизительно подсчитанные,
В 1960 году составляли 1,5% от зарплаты.
В 1961 году 1200 копеек (12 рублей) составляли 14%.

Позволю себе сделать вывод:
Монеты пришивали до реформы 1961 года.

Добавлено позже:
Еще одной особенностью ивдельского экспоната считаю значительный временной разнобой составляющих его монет.
Согласна абсолютно. Собирали с миру по нитке. С одной стороны украшение непременно хотели сделать, с другой - использовали не самые "дорогие" монеты. И вот почему так мало "меди":

"Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек."
( на украшении мы и не видим 1, 2 и 3 копеечных медных монет. Во всяком случае, явно и в большом количестве они не опознаны)
" Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось."

Добавлено позже:
y56Q9Rt,
Очень интересное мнение!
« Последнее редактирование: 06.12.13 20:20 »

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Раз уж количество желающих принять участие в конкурсе стремится к бесконечности нулю, тогда проведем голосование!

San4es


  • Сообщений: 5 367
  • Благодарностей: 5 788

  • На форуме

"Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек."
( на украшении мы и не видим 1, 2 и 3 копеечных медных монет. Во всяком случае, явно и в большом количестве они не опознаны)
" Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось."
Про это и комедия была,про двух жуликов.Дореформенные медяки в единичных экземплярах до конца 1980-х дожили.
Переубедить вас,к сожалению,мне не удастся,поэтому сразу перейдем к оскорблениям.

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

На е-мейл прислали предположение (поскольку человек не уверен, более того - больше склонен к тому, что предположение неверно, он не пишет это в теме), что нагрудник делали для какой-то художественной самодеятельности. Кто что думает? Было людям дело до самодеятельности с костюмами?

За искренность и компетентность 

Сергей В.


  • Сообщений: 12 507
  • Благодарностей: 13 221

  • Заходил на днях

Натт, медяки у изготовителя этого экспоната явно не котировались.
Насчет самодеятельности, не думаю, уж слишком тут тщательная и трудоемкая работа.


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Натт, медяки у изготовителя этого экспоната явно не котировались.
Ага. Или сохранили покупательную способность (это я про старые - или медяки только старые и были?) и были использованы по назначению.

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Монеты + марийские украшения:

Держав, чьи монеты расположены на марийском платье, давно нет, а платье есть...
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Добавлено позже:
Вот уж старина! Вместе с советским серебром расположены новгородки 16 века:

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Добавлено позже:
Крупнее здесь:
http://ethnobs.ru/photogallery/291/_p2
« Последнее редактирование: 14.12.13 23:48 »

Почемучка

  • Удален с форума

  • Сообщений: 3 090
  • Благодарностей: 1 506

  • Была 08.04.14 19:25

Такое впечатление, что монетки по 15 коп. хранили для междугородних телефонов-таксофонов. И вовремя не истратили этот запас. У меня таких мешок в килограмм весу, если не больше. А потом приспособили на рукоделье и память о союзе советских республик свободных. Прошу прощения за пасторальность. Ностальжи...

Натт

  • Автор темы

  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 996

  • Расположение: Ярославль

  • Была 18.10.15 15:58

Эта маленькая тема не кажется мне моей, она и не моя - ее наполнили фотографии изумительных по форме и содержанию костюмов и украшений. Эта крошечная тема как потерявшаяся бусинка с одного из ожерелий из далекого прошлого.
Думаю, пора ее закрыть - и прошу об этом модераторов - пока бусинка окончательно не потерялась.
Только вопрос для уважаемого Malecon - а в самом музее известно что-либо о происхождении этого экспоната? Хочется знать.
« Последнее редактирование: 24.12.13 21:59 »