Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.Наша почта: support@taina.li

Автор Тема: Загадка гибели Владимира Ивасюка  (Прочитано 3583 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SEBelov_Arm


  • Сообщений: 5
  • Благодарностей: 2

  • Был 17.02.17 13:02

Здравствуйте, Alina. Обратите внимание на последнюю фразу в приведённой Вами цитате: отсутствие состава преступления - самоубийца, и точка! А Ивасюк ни перед людьми, ни перед Богом не виновен - он безвинно убиенный. Его самого и память о нём лишают именно этого, но тут же, в угоду политической конъюктуре, объявляют жертвой КДБ (по-украински: державна безпэка). Я, возможно, в силу своего богословского образования выражаюсь не совсем точно юридически; потому ещё раз поясню свою позицию.
1. Как Вы правильно заметили, националистический тренд здесь вообще не при чём. Это чисто заказное убийство на финансовой почве с целью устранения соперника в любовном треугольнике. Заказчик устраняет соперника в отношениях с Татьяной Жуковой, а исполнители преследуют ещё и корыстную цель наживы. Деньги здесь очень хорошо прослеживаются, как и вся ситуация вокруг Жуковой.
2. Да, причастны к убийству представители партийно-силовых органов, но ни как система, а каждый конкретный человек. Имена их не названы до сих пор даже просто как следственная версия. Намёки-полунамёки! Я родился и вырос на Кубани в украиноязычной среде, литературной мовой не владею, но в бытовом отношении не редко пользуюсь украинским - все "следственные эксперименты" и "документальные расследования", что мы имеем на сегодняшний день, - бутор чистой воды. Просто ни о чём! Киеву выгодно всё представить как системное убийство, хотя это не так. Просто заказчик был представителем партийной номенклатуры и занимал определённое положение в КПУ, а исполнители были представителями следственно-прокурорской системы. Жажда власти и определённой безнаказанности. А сейчас у нас в ряды Единой России стекаются самые лучшие представители народа? То что было, то и есть во все времена, ибо главный червь внутри самого человека. В этой связи если и уместно говорить о системе, то не иначе как о коррупции внутри системы, а не о её непригодности. Это, если угодно, срок годности, гниль, которая имеет свои имена. А так "КГБ" или "советская власть" - получается никто конкретно и не убивал, а это ложь!
3. Правильно Вы подметили и следующее: следствие начинается-заканчивается, а воз, что называется, и ныне там. И каждый раз одни и те же выводы. А это говорит о том, что исполнитель до сих пор жив, дееспособен, и занимает пост уже не во Львовской областной прокуратуре, а переехал в Киев. Потому все глухо и молчат: и сёстры, и Жукова, и эксперты и следователи 70-х дураками прикидываются, ибо знают, что разговор будет коротким - на буковой ветке где-нибудь в лесу.
4. Ну и, наконец, ныне прослеживается тот же государственно-коррупционный интерес, что и 35 лет назад. Это когда Киев не хочет и не может открыть архивы КГБ потому, что в них просто нет никаких доказательств о причастности Конторы к этой трагедии, а коррупционная составляющая по линии прокуратуры до сих пор заинтересована в дальнейшем оболгании имени Ивасюка. Кстати, стандартное время хранения тех или иных дел по линии КГБ до рассекречивания - 50 лет, но есть и дела с грифом "вечно". Для их рассекречивания требуется либо такая смена власти, которая не признаёт своей правоприемственности, либо просто политическая воля высшего руководства страны. Что это в случае с Киевом нынче сказать затруднительно.
P.S. Не сбрасывайте со счетов показания Версальки! Юридической силы они не имеют, но зато морально очень тяжеловесны. Очень бы хотелось, чтобы к нашей дискуссии присоединились не просто любители поболтать на отвлечённые темы, а именно разбирающиеся во внутренних процессах. Увидеть истину - уже пол-дела, а затем и доказательная база найдётся. Это вопрос времени и юриспруденции.


Поблагодарили за сообщение: Alina | ivanes

За наполнение форума 

Alina

  • Модератор

  • Сообщений: 10 323
  • Благодарностей: 8 745

  • Заходила на днях

SEBelov_Arm, спасибо большое за развернутый ответ.

Кстати, стандартное время хранения тех или иных дел по линии КГБ до рассекречивания - 50 лет, но есть и дела с грифом "вечно". Для их рассекречивания требуется либо такая смена власти, которая не признаёт своей правоприемственности, либо просто политическая воля высшего руководства страны. Что это в случае с Киевом нынче сказать затруднительно.
Вот тут хотелось бы вспомнить момент из статьи Михаила Крыжановского "КТО, КАК И ПОЧЕМУ..."
Он утверждает, что ".. депутатские досье оказались частью огромного кагэбистского архива, вывезенного генералом Голушко в Москву" после перестройки.. Что- то подобное встречалось и еще в какой статье, возможно? именно со ссылкой на  Крыжановского.
Но все же, скорее всего, дела на партийных чиновников действительно дублировались и во всесоюзном архиве, а сами чиновники имели на себя досье в Москве. Не думаю, что такое дело, да еще о котором судачат и ходят слухи по Львову и Киеву, осталось вне поля зрения кураторов из Москвы. Возможно ли, что что-то все же есть в российских архивах, и почему эти сведения не  оглашаются?
Иллюзии это то, чего нет. Уже? Или еще?

За искренность и компетентность 

Сергей В.


  • Сообщений: 12 093
  • Благодарностей: 12 625

  • Заходил на днях

2. Да, причастны к убийству представители партийно-силовых органов, но ни как система, а каждый конкретный человек.
Секретарь обкома в 79 г. нанимает киллеров, которые помимо свое основной работы еще и профессионально делают инсценировку? Это фантастика. Начать стоит видимо с того, что тот наверняка был женат. Интрижка на съемной квартире и загородной базе - максимум на что были способны эти карьеристы до мозга костей.
Смерть необычная, резонансная, к расследованию были привлечены лудшие силы правоохранителей, КГБ во Львове никогда особенно не любили и кроме страха никаким авторитетом он не пользовался.


Поблагодарили за сообщение: Наталико

SEBelov_Arm


  • Сообщений: 5
  • Благодарностей: 2

  • Был 17.02.17 13:02

Мы не туда ушли. Архивы-то да, но Москва нынче другое государство, а госсистема и угрызения совести, как говорится, - две большие разницы. Да и ещё один гоп-стоп: ФСБ как раз-то признаёт свою правоприемственность от КГБ, хоть и втянулись в границы РФ и ребрейдинговались на американский манер. Но Контора - она и есть Контора. Что же до "секретаря обкома, нанявшего киллеров", то это не киллеры образца 90-х. Ещё раз подчёркиваю: инсценировка самоубийства была обставлена профессионально с точки зрения следственных мероприятий, как бы изнутри прокурорской системы. Следственные органы всегда были и есть при Прокуратуре; и оттуда же прикрыто русло следствия 79-го года - самогубство.
Давайте дальше так. Как у классика чекистского жанра Юлиана Семёнова - информация к размышлению... Будем думать кто: Борман или Гиммлер...

Разворачиваемый текст
Сегодня известному композитору, автору легендарной «Червоної рути», исполнилось бы 67 лет.

Из них он прожил на этой земле всего 30. 30 лет ненаписанной музыки, 30 лет неспетых песен. Жизнь оборвалась как натянутая струна, звонко и больно.

Удивительное дело - три десятка лет. Вроде бы мало, ну что успеешь за столь короткий срок, из которого половина припадает на детство, а вроде и много.

Еще три года - и Ивасюк вступил бы в возраст Христа, когда мужчине пора уже подводить первые итоги, и ему было бы что подытоживать. За столь короткий срок он успел вырасти, выучиться, обрести друзей, создать шедевры, взлететь на Олимп славы и умереть, оставив после себя доброе имя. А еще большую тайну, которая на самом деле гораздо больше той, что родилась в Брюховецком лесу под Львовом, где 18 мая 1979 года обнаружили труп знаменитого композитора…
 

«ПАЛЬЧИКИ МОИ, ПАЛЬЧИКИ…»

Увы, имя Ивасюка возникает в памяти людей именно в связи с уголовным делом. Думается, что сам музыкант меньше всего желал бы, чтобы о нем вспоминали именно так.

Но что поделаешь. Вот и Генпрокуратура Украины вновь возбудила по факту его смерти уголовное дело, а телевидение взялось смаковать нюансы далекой трагедии, ставя дикие эксперименты с петлей самоубийцы и выясняя, мог или не мог покойный затянуть петлю на шее, при этом не беря во внимание тот факт, что у музыканта были поломаны пальцы обеих рук (точно так же этот факт проигнорировало следствие в 1979 году. - Прим. авт.).

«Пальчики мои, пальчики…» - причитал у гроба сына Михаил Григорьевич Ивасюк. Пальцы музыканта... Нелюди, которые уничтожали композитора, знали, что убивают музыканта, и знали, какими именно методами сделать его последние минуты невыносимыми.

Сегодня,  в кругу людей, знавших Ивасюка, никто не сомневается, что его убили, и большинство из них считают, что поднимать эту тему сейчас не стоит, потому что на сегодняшний день гораздо важнее уберечь память о Володе и разобраться с его творчеством. Именно его талант, его музыка и есть та большая тайна, которая и поныне до конца не понята людьми.

Как молодой человек без композиторского образования, только лишь с музыкальной школой за плечами мог создать произведение, сохранившее актуальность и 40 лет спустя (песня «Червона рута» была написана в 1968 году, когда Ивасюку было 19 (!) лет). А дальше - «Водограй», «Запроси мене у сни свої», «Я пiду в далекi гори», «Мила моя», всего более 100 песен, красивых, мелодичных и однозначно талантливых.
Увы, к 60-летию композитора на государственном уровне не запланирован выход ни СD-альбомов с наследием Ивасюка, ни печатных сборников его произведений. Неведомо, чем сегодня руководствуются деятели от культуры, замалчивая наследие Ивасюка.

Скорее всего, безразличием. Но в 70-е годы его развитие как композитора и его популяризацию сознательно тормозила власть и старшие коллеги-композиторы. Козни творились вокруг выдвижения музыканта на премии им. Шевченко и Островского, которые он при жизни так и не получил. Невероятно, но единственный авторский сборник Ивасюка из девяти песен вышел в 1978 году в издательстве «Музична Україна». 

  Как пишет в своей книге «Монолог перед лицом сына» Михаил Ивасюк, этот сборник был важен для Володи, поскольку сразу «закрепил еще более доброе имя молодого композитора, его яркий профессионализм вопреки распространенному слову «самодеятельник», которое цепляли на Володю как ярлык неполноценности». Однако у сборника был серьезный противник.

- В издательской рецензии, - пишет Михаил Ивасюк, - композитор Игорь Шамо, который всегда почему-то дышал огнем на молодого коллегу, перечеркнул сборник, не рекомендовал его к изданию. Володе особенно больно было от его слов, сказанных в кругу киевских композиторов: «Этот гуцул стал нам поперек дороги, но мы его уберем…» Те слова дошли до ушей Володи. Он возмущался:

- Кому же я стал поперек дороги? Кому мешаю написать «Девятую симфонию» или «Лунную сонату»?

Разве я когда-то мешал украинской молодежи увлекаться творчеством Игоря Шамо или кого-то из его титулованных коллег? Чего они цепляются ко мне? Почему Шамо мне угрожает, словно у него монополия на украинскую песню?

Сборник все-таки вышел, однако Шамо был не единственным, кого раздражал Ивасюк своим талантом.

РОКОВОЙ ДИАГНОЗ

Кто знает, как бы сложилась судьба Володи, если бы в консерватории его преподавателем по классу композиции не стал известный в то время композитор Анатолий Кос-Анатольский.

Многие из окружения Ивасюка считают, что он ненавидел своего ученика. Профессор, член Союза композиторов, обласканный властью: что раздражало его в молодом человеке, который пришел к нему за знаниями. И легко предположить, что не в последнюю очередь его воля повлияла на ситуацию, когда Ивасюк был исключен из консерватории в 1976 году, пусть за прогулы.

Причины этих прогулов известны: осенью 1975 года композитор много времени проводил в Киеве, где с Софией Ротару записывал пластинку-гигант для фирмы «Мелодия» и участвовал в съемках музыкального фильма «Пiсня завжди з нами», вышедшего на ЦТ 1 января 1976 года.

Ради того чтобы восстановиться в консерватории, Ивасюку пришлось лечь в психиатрическую больницу с диагнозом «депрессия», что гарантировало ему нужную справку. Этот момент потом очень негативно сказался на ходе расследования смерти Ивасюка. Именно он стал главным козырем, когда делу пришили позорный финал - «самоубийство».

Есть еще один факт, повествующий, как нехорош был этот молодой талант для маститых коллег, как ненавидели они его.

В книге Ивана Лепши «Жизнь и смерть Владимира Ивасюка» автор упомянул об одном заседании Союза композиторов Украины, состоявшемся после похорон Ивасюка.

Тогда композитор Леся Дычко предложила коллегам: «Почтим, люди, память нашей звездочки - Владимира Ивасюка». На что Майборода сказал: «Он не наша звездочка, он наш позор». Автор книги утверждает, что в этот момент в зале находился поэт Андрей Вознесенский. В знак протеста против слов Майбороды он покинул зал.

ЧЕГО ЖЕ ТАК БОЯЛИСЬ НАШИ МЭТРЫ?

Боялись Божьего дара потрясающих мелодий, умения ломать канонические песенные устои, боялись той удивительной внутренней энергетики, которая не дает спокойно жить. Однако боялись не все.

Как рассказала «КП» бывший директор Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка Прасковья Нечаева, в 1971 году в Черновцы приехали композитор Игорь Поклад и поэт Юрий Рыбчинский, приехали специально, чтобы познакомиться с Ивасюком.

- Володины первые, такие уже популярные песни еще до встречи с их автором невольно породнили нас, - вспоминает Юрий Рыбчинский в одном из интервью. - Потому что разными путями - каждый по-своему - мы пришли к одному творческому знаменателю.

Для нас с Игорем (Покладом. - Прим. авт.) это было подтверждением того, что мы не ошиблись. А смысл был в том, чтобы поднять украинскую эстрадную песню на качественно новый уровень, отступив от господствующих слезливости, сентиментальности и узко сельской психологии, но оставаясь в русле лучших образцов народной песни.

Потребность такая была вызвана действительностью, демографическими изменениями, характером нового поколения.
Они встретились как братья, разбросанные временем в разные города, как однополчане, как люди, которых беспокоят одни и те же вопросы, которые отдаются одному и тому же делу, одинаково влюбленные в новое, что и не родилось еще, в поэзии и музыке.

Позже у тандема Ивасюк - Рыбчинский родились две прекрасные песни «Кленовий вогонь» и «У долi своя весна».

Их последняя, по воспоминаниям Юрия Евгеньевича, встреча с Ивасюком состоялась в Киеве незадолго до гибели Володи.

Они шли по Крещатику, говорили о планах. Володя оканчивал консерваторию и хотел переехать жить и работать в Киев. Он признался, что в Львове ему плохо, а здесь можно больше писать, делать записи, общаться с друзьями.

В мае из Львова пришла страшная весть. В память об Ивасюке у его киевских друзей родились потрясающие по пронзительности песни. Игорь Поклад с Юрием Рыбчинским создали нетленную «Скрипка грає».
 

22 мая Владимира Ивасюка похоронили.

Попрощаться с музыкантом, невзирая на негласный запрет властей, пришли тысячи людей. У гроба Володи стояли его осиротевшие друзья и коллеги по «Смерiчцi» Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, поэты Ростислав Братунь и Юрий Рыбчинский. Из Киева приехал Дмитрий Гнатюк. До последнего ждали Софию Ротару. На венке от трио Мареничей было написано:

«Спасибi, друже, за любов жагучу до рiдної Вкраїнської землi, повiк твою «Червону руту»

спiвати будуть солов’ї».

 

ОФИЦИАЛЬНО

Президент Украины Виктор Ющенко за самоотверженное служение Украине присвоил Владимиру Ивасюку звание «Герой Украины» (посмертно).

«Когда мы говорим о Владимире Ивасюке, мы говорим не только об украинской песне - через песню он проявил для многих миллионов забытое, потерянное национальное сознание», - сказал Ющенко в своем выступлении во время художественной акции «Навсегда», проведенной по случаю юбилея Ивасюка. Кроме того, глава государства подписал указ о почтении памяти композитора.

КЛАССИКИ

«Смерiчка» - это наши «Битлз»     

Ольга МУСАФИРОВА

Они могли стать украинским аналогом культовой группы, но тихо сошли со сцены в забвение.

  7 ноября 1967 года в клубе были танцы. Событие достойно упоминания в силу нескольких причин.

  С утра на одной шестой части земного шара (так пафосно называли СССР) праздновали пятидесятилетие революции. Райцентр Выжница на Буковине исключением не являлся.

Демонстрация, красные флаги, «Широка страна моя родная…» из репродукторов, потом застолья по домам и, наконец, вечер отдыха в местном Доме культуры. Там зажигал только что появившийся на свет вокально-инструментальный ансамбль «Смерiчка». Страшно сказать, что они играли под восторженные возгласы ровесников! Репертуар «Битлз», «Пинк Флойд» и «роллингов»…

Тот, кто утверждает, будто «железный занавес» вокруг Союза пал лишь вместе с Берлинской стеной, ошибается. Заслон пробили раньше - короткими волнами радио, переводной литературой и электромузыкой.

Десятилетия спустя создатель «Смерiчки» композитор Левко Дуткивский рассказывал газетчикам, как первые лучи славы превращались в ее жаркий поток. Феномен «битлзов», по сути асоциального, «прирученного» рока, оказался повторимым. Ему лишь требовалась национальная почва и талантливые люди.

Весной 1968-го с Дуткивским подружился и начал сотрудничать юный Владимир Ивасюк. В конце этого же года в ансамбль пришел Назарий Яремчук. В ноябре 1969-го - Василь Зинкевич. «Смерiчку» уже знали далеко за пределами местной танцплощадки. Да что там - «Червону руту не шукай вечорами…» подпевали Киев и Москва до самых до окраин и требовали: «Еще!»

Красивые, с самобытным репертуаром, они не просто собирали урожаи наград на конкурсах, а превратились в кумиров молодой аудитории.

Как те далекие ливерпульские «Жуки» - у себя дома. Сработал закон парных чисел.
 
Что было дальше у тех и у других?

Кризисы и взлеты, уходы и возвращения, личные драмы. Непостижимым образом повторились  даже трагедии - убийство Леннона и загадочная гибель Ивасюка.

Жизнь продолжалась. Менялась мода, вкусы. Однако «Битлз» оставались  вневременной планкой мировой музыкальной культуры. И прошлым летом Майдан встречал поседевшего Пола Маккартни - титулованного за заслуги самой английской королевой сэра Пола! - таким же ликующим ревом, как в семидесятые годы.

Хотя мог бы, по идее, встречать Василя Зинкевича - родного и по-прежнему в голосе артиста.
 
Но слава «Смерiчки» и память о ней давно догорели без следа…

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Экс-министр здравоохранения Юрий СПИЖЕНКО: «Украинский колосок посмел подняться  выше русского поля»

Юрий Спиженко, первый министр здравоохранения независимой Украины, и Владимир Ивасюк учились на одном курсе в Черновицком мединституте, а позже проходили военные сборы в Новограде-Волынском.

Близкими приятелями они не стали, пива вместе не пили и вечера в общих компаниях не коротали: круг профессиональных интересов не совпадал.

Спиженко уже в ту пору «тренировался на собаках», чтоб потом не терять пациентов на операционном столе, Ивасюк - писал музыку, которая трогала сердце.

Но оба были целеустремленны, честолюбивы и относились друг к другу с уважением еще и потому, что и для Юрия, и для Владимира слово «украинец» значило больше, чем просто запись в соответствующей графе советского паспорта.
- Молодой Ивасюк имел все шансы заставить целый Союз пусть не заговорить, но запеть на украинском языке! - уверен Спиженко. - Знаете, какую зависть и неприязнь это вызывало?

Володя же параллельно занимался в консерватории, а Кос-Анатольский, маститый композитор, его первый педагог, унижал, травил талантливого парня как соперника.

А когда о творчестве Ивасюка узнали в Москве, к травле подключилась сама Александра Пахмутова. Украинский колосок посмел подняться выше русского поля?! Так что было немало желающих его срезать…

Первый директор Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка Прасковья НЕЧАЕВА: «Он такой хороший след оставил, что все больше сожалеешь, что его нет»

- О гениях нужно говорить по факту того, что они сделали, а не как они умирали. Ну почему так происходит, как только какая-то юбилейная дата, сразу на свет вытаскивают факты смерти Ивасюка и трактуют ее вольно?

Ну, хоть от волоса тень, но чтобы она была. А нужно говорить о том, какой Володя красивый был, какая у него богатая жизнь не в смысле фактов, а в смысле творческого нутра. Он был такой богатый талантами, такой интересный в отношениях с другими людьми. Он такой хороший след оставлял в сердцах, что чем больше вникаешь в это, тем больше сожалеешь, что его нет.

В период создания музея бывали такие моменты, что мне хотелось уйти. И как только я собиралась это сделать, он снился мне. И я оставалась.

Певица София РОТАРУ: «Я благодарна судьбе за наше знакомство»

- С Володей мы познакомились в 1971 году, когда режиссер Роман Олексив пригласил меня на роль в музыкальном фильме «Червона рута». Это было незабываемое время, наполненное вдохновенным творчеством и большими надеждами на будущее.

Каждая его песня была написана словно для меня. И те чувства, которые звучали в них, были близки нам обоим.

Секрет его успеха в том, что он не шел к людям с поддельными чувствами. В его песнях, романсах, балладах жила любовь. Все его наработки, оставленные нам в наследство, были не молниеносной вспышкой, а великим искусством, которое давалось в мучительных раздумьях, длительных поисках и сомнениях.

Ивасюк был глубоко убежден, что наш мир создан для того, чтобы в нем звучала музыка добра, мира, согласия между людьми. Он знал, что без такого отношения ничего значимого не совершить в искусстве. «Крыло становится крылом только во время полета» - этот афоризм он часто повторял.

Он был лишен высокомерия, зависти, к нему часто обращались за помощью музыканты, молодые композиторы и поэты, и он всегда откликался на их просьбы. Я никогда не слышала, чтобы он пренебрежительно высказывался о своих коллегах. Он был необыкновенно скромным и тактичным с людьми.

Я благодарна судьбе за наше знакомство и возможность петь его песни.

Композитор Николай МОЗГОВОЙ: «Ивасюка и нужно преподавать в школе как классика украинской музыки, а никак не Вакарчука»

- Сегодня все разговоры вокруг имени Ивасюка сводятся к желанию найти виновных в его смерти. Пусть занимаются этим расследованием, и дай Бог, чтобы они что-то нашли. Но где же вы были раньше? Кто вам 17 лет тому назад, когда появилась новая Украина, запрещал поднять этот вопрос? Боюсь, чтобы не получилось, как с Гонгадзе, как с Чорновилом. Лучше бы памятник Ивасюку поставили в Киеве, да улицу в его честь назвали, да конкурс провели его имени, пусть без меня, но провели. Чтобы молодые музыканты изучали творчество Ивасюка, его гармоническое мышление, его поэзию.

Ивасюка нужно пропагандировать, а не заводить уголовные дела. Нынешняя молодежь плохо знает, кто он такой. Если бы не пропаганда, молодые бы сегодня не знали, кто такой Шевченко или Ленин.

Пойдите на улицу и спросите, кто такой Ленин, не скажут. И точно так же не скажут, кто такой Ивасюк.

У них сегодня другие кумиры. Именно поэтому Ивасюка и нужно преподавать в школе как классика украинской музыки, а никак не Вакарчука.

Это, так сказать, мистическая составляющая; раз уж мы находимся на "Тайне". В это самое время, в соседней Молдавии гремел ВИА "Норок" под управлением великого Михая Васильевича Долгана, изначально молдаваноязычный и ориентированный на соседнюю Румынию; были инценденты, их таки закрывали-разгоняли, но слава Богу, никто не погиб. Это по поводу руки Советской власти вообще, как системы.

Теперь следственно-юридическая:

Разворачиваемый текст
Осенью 1975 года Ивасюк записал с Ротару долгоиграющий диск под названием «Песни Владимира Ивасюка», куда вошли 12 песен Ивасюка: «Я твои крило», «Баллада о мальви», «Писня буде помиж нас», «У доли своя весна», «Колиска витру», «Нестримна течия», «Лишь раз цвите любов», «Кленовий вогонь», «Запроси у сни», «Два перстни», «Далина», «Писня про тебе». Эта пластинка должна была помочь молодому композитору пробиться в Союз композиторов Украины. Но этого не случилось. Выход диска «заморозили» украинские власти. Более того, в начале 1976 года Ивасюка… исключили из Львовской консерватории с формулировкой «за прогулы» – причем прогулом было объявлено его пребывание в Киеве на записи того самого диска.

Уже в наши дни в США бывший сотрудник КГБ Украины Михаил Крыжановский поведал миру о том, что Ивасюк являлся… негласным осведомителем КГБ. Отметим, что сам Крыжановский в 1977–1982 годах учился на факультете иностранных языков Черновицкого университета (доцентом филфака там был отец Ивасюка – Михаил Григорьевич Ивасюк), после чего стал сотрудником контрразведывательного отдела Ивано-Франковского областного управления КГБ. Именно тогда ему и стала известна информация о том, что Ивасюк-младший стал агентом органов в 1976 году, видимо, в силу все той же своей невостребованности в творчестве.

В композиторских верхах Украины Ивасюка считали композитором одной песни, да и ту якобы он украл. Речь идет о мегахите «Червона рута», мелодия которой очень напоминала одну народную чешскую песню. На основе этого Ивасюка называли плагиатором, всячески зажимали. Видя, в какой депрессии находится молодой композитор (а после своего отчисления из консерватории ему пришлось даже лечь в психоневрологическую клинику), КГБ предложил ему сделку: он становится негласным осведомителем Комитета в националистических кругах Западной Украины, а чекисты взамен помогают ему в его карьере. В итоге уже спустя два года после заключения сделки свет увидел тот самый диск Софии Ротару «Песни Владимира Ивасюка» (и это после почти трехлетнего лежания «на полке»), а также в издательстве «Музична Украiна» вышел первый поэтический сборник Ивасюка с девятью песнями. Короче, все шло к тому, что следующим шагом будет прием Ивасюка в члены Союза композиторов Украины. Но этому событию помешает трагическая смерть композитора. Но расскажем обо всем по порядку.

Все началось 24 апреля 1979 года, когда Ивасюк зашел в здание Львовской консерватории и позвонил оттуда своему отцу, сообщив ему, что скоро приедет домой, в Черновцы. После этого свидетели видели, как Владимир сел в автомобиль, который дожидался его у входа. С этого момента в живых молодого композитора (а в марте ему исполнилось ровно 30 лет) больше никто не видел.

Тело Ивасюка было обнаружено 18 мая. Солдаты местной воинской части проводили учения в Брюховичском лесу и наткнулись на тело мужчины, повешенного на дереве. Следствие вынесло заключение: самоубийство. Однако родители погибшего были не согласны с этим выводом, поскольку лицо их сына было сильно избито, а пальцы на обеих руках переломаны. То есть перед смертью Ивасюка, судя по всему, пытали и только после этого повесили с целью имитации самоубийства. На основе этих данных в народе пошли слухи о том, что с композитором расправился… местный КГБ за его националистические взгляды.

О том, как проходили похороны В. Ивасюка, на сайте его памяти в Интернете написано следующее: «Хоронили Володю 22 мая, в день, когда прах Великого Тараса Шевченко перевезли на родину. Дубовый гроб, который украсили веточками калины и вышили рушником, люди отказались класть на автомобиль и на плечах несли от квартиры до самого Лычаковского кладбища. Это была невиданная в те годы процессия, это была акция непослушания власти, администрации, судебным обманам. Про место и время похорон нигде не сообщалось. Некролог появился только в одной газете, которая выходила маленьким тиражом, – в «Львовском железнодорожнике». В вузах именно на этот день назначены комсомольские собрания с обязательной явкой. Были даны указания не идти на похороны. Ни одного живого цветка не найти было во Львове, все они там – для Володи, последние живые цветы его последней весны.

Впереди процессии шла в национальном строю и несла на руках портрет Володи в миртовом венке дочка известного львовского художника Патика – Оксана. Позади нее Назарий Яремчук вместе с Левкой Дутковским несли большой венок живых белых цветов, присланный Софией Ротару (отметим, что певицу ждали до последнего, надеясь, что она приедет, но она так и не приехала – певица гастролировала по Дальнему Востоку и не могла отменить концерты. Зато она просила зрителей на своих концертах почтить память Ивасюка вставанием, перед тем как исполнить его песни. – Ф. Р.)…

Когда гроб поставили возле ямы, все ждали какого-то мгновения: кто выйдет и скажет первое слово. Этот шаг сделал и первое печальное слово сказал Ростислав Братунь. Голос его постоянно дрожал и срывался, ощущалось, что хочет сказать то, что знают все, но еще не время. Когда закончил, тысячи мысленно поклонились ему за то, что не побоялся, не предал, не отступил. А это стоило Ростиславу Андреевичу должности председателя Львовской организации Союза писателей…»

Фраза «знают все, но еще не время» расшифровывается просто: речь идет о все той же «руке КГБ» в этом деле. Во Львове тогда усиленно курсировали слухи о причастности к гибели Ивасюка местной госбезопасности, с которой якобы у композитора были давние «непонятки». Однако мы уже упоминали на этих страницах имя сотрудника того же КГБ Михаила Крыжановского, который в наши дни объявил, что Ивасюк сам был… негласным осведомителем госбезопасности с 1976 года. И на этом основании никак не мог быть убит своими кураторами, которые считали его ценным осведомителем в националистической среде. Скорее с Ивасюком могли расправиться именно националисты, которые отомстили ему за его сотрудничество с чекистами. Этим можно было объяснить и сломанные пальцы композитора – их могли сломать в отместку за то, что покойный писал агентурные доносы. После пыток композитора повесили.

Была еще криминальная версия этой трагедии. Якобы на Ивасюка «наехали» некие рэкетиры, которые требовали с него 40 тысяч рублей, которые лежали у него на сберкнижке. Но эта версия мало похожа на правду, учитывая то, что рассказал Крыжановский – сотрудничество Ивасюка с КГБ.

Рассказывает С. Ротару: «Никто толком не знает, что с ним случилось. Володя пропал без вести на самом пике своей популярности. Видели, как вышел из Львовской консерватории, сел в какую-то машину и уехал. Нашли его месяца через полтора повешенным в лесу. Экспертиза утверждала, что он покончил с собой, но я в это не верю. Я знала Володины планы, я с ним очень часто встречалась. Почти все, что он писал, было написано для меня, и после его гибели я стала меньше петь украинских песен, а если и пела, то возвращалась к его «Червоной руте», «Водограю». Его смерть стала трагедией для Украины. Кто-то говорил, что его убили националисты, требуя, чтобы он написал для них гимн. Националисты говорят, что КГБ… Одно могу сказать: второго такого композитора на Украине уже не будет…»

За наполнение форума 

Alina

  • Модератор

  • Сообщений: 10 323
  • Благодарностей: 8 745

  • Заходила на днях

SEBelov_Arm,  если отвлечься от политики, а следовать только известным фактам, то как с точки зрения версии - убийства прокурорскими по заказу партначальника - объяснить три дня между исчезновением и днем остановки часов? В эти три дня его видели, значит, он имел возможность передвигаться без ограничения свободы, значит, машина, в которую сел Владимир, не была машиной убийц. То есть настигли они его позже 27-го. Почему Владимир скрывался три дня, он знал о намерениях в отношении него? Почему ничего не предпринял?
Иллюзии это то, чего нет. Уже? Или еще?

SEBelov_Arm


  • Сообщений: 5
  • Благодарностей: 2

  • Был 17.02.17 13:02

Здравствуйте, Alin'очка! Вот эти дни (а их там с 27 по 3 мая насчитывается аж целая неделя) вообще тёмное пятно. Часы-то как раз не факт. Подтасовать стрелки мог любой следак, а то и просто те, кто вывозил тело в лес и имитировал самогубство. Что скорее всего. Показания-то дала одна-единственная свидетельница; да и та из Ровно. А проживал-то он во Львове и консерватория там же. А тут говорят: "Позвонил, мол через час буду"; сел к знакомым в машину, да и на недельку до второго (у нас до 3-го) в Ровно. На контакт с кураторами из КГБ? Чушь! Опять же в машине Жукова. Я настаиваю на своём мнении: знала, участвовала, лгала и сейчас лжёт! А вот по поводу того, что около консерватории не было никакого похищения, то это почти со 100%-ой уверенностью: людей этих он знал и в машину сел добровольно, типа поговорить. А тут и Жукова как приманка; как не сядешь в машину, где девушка, которая тебе мозги промывает. Москалька на Бандеровщине, и в Доме моделей не без помощи обкомовских покровителей працюэ, и с известным и модным в молодёжных кругах композитором типа любовь крутит - та ещё штучка.
В украинском сегменте Нета есть такой ресурс Замок (кстати, русскоязычный). Там много интересной информации по делу Ивасюка, вплоть до астрологической версии, которая тоже имеет право быть. Я вот всё жду, пока участники нашей дискуссии не выйдут на правильную версию. Мы можем сделать только это. Юридических фактов нет, поймите, и быть не может: не для того профи заметали следы; а вот папочка в архивах КГБ должна быть, но она не в тему. Зато заметьте: наше "расследование" привело к тому, что мы единогласно приняли версию убийства, и самогубство больше не рассматриваем.

За искренность и компетентность 

Сергей В.


  • Сообщений: 12 093
  • Благодарностей: 12 625

  • Заходил на днях

наше "расследование" привело к тому, что мы единогласно приняли версию убийства, и самогубство больше не рассматриваем.
Это только Ваше мнение. Нужен акт СМЭ, в том числе и по пальцам. Где-то в статьях мелькали вроде его обрывки.
Крыжановский врет, будь он даже сто раз сотрудником УКГБ другой области, списки агентуры были для него табу. Как врет он и о 200 политических убийствах ГБ в 70-80-х.
Жукова, судя по видео, тоже производит впечатление порядочного человека, другую, наверное, Ивасюк бы и не любил.

Стив


  • Сообщений: 756
  • Благодарностей: 172

  • Был 22.02.17 13:31

SEBelov_Arm
советую уделить внимание грамматике русского языка.

SEBelov_Arm


  • Сообщений: 5
  • Благодарностей: 2

  • Был 17.02.17 13:02

Вот не сдержался, чтобы не высказаться по поводу перевала Дятлова. Не в той теме (пардон), Alina, но с Вами контактирую только на "Ивасюке". До всего "руки не доходят". Просмотрел нашумевший фильм "Перевал Дятлова. Конец истории". Это просто что-то, а точнее не о чём. Его следовало бы назвать не "Конец истории", а "Продолжение следует". Технотронная версия и всё; всё доказано. Ага, коренные жители потому и назвали гору "Не ходи туда, а то сдохнешь", что за пятьсот лет до XX-го столетия на их головы сыпались отработанные ступени ракет! Ракетное топливо выгорает ещё в плотных слоях атмосферы, а на земле остались бы кратеры от падения. А если бы каждое падение сопровождалось резким скачком радиации так, что дятловцы все почернели до неузнаваемости, то мы имели бы сейчас сотни активных микрочернобылей, не сравнимых с Семипалатинским полигоном. Баумановцы, вам не смешно, особенно спецам? А как насчёт беспричинного ужаса? Всё так же без ответа. Это дело имеет чисто психотронный след, но чтобы это осознать, надо иметь не политико-юридическое мышление, а мистико-религиозное. Правильно только одно: "все они погибли вследствие непреодолимой силы".

Добавлено позже:
Здравствуйте, Сергей В! Заключения СМЭ очень были бы желательны; кто же спорит. К сожалению, и в наши дни там нет объективности, как и 35 лет назад. Большая политика, видите ли. А Крыжановский да - ещё тот "свидетель". Архивы-то молчат. По поводу Жуковой я уже высказался: Вы полагаете, что у лжеца огненные буквы "ЛЖЕЦ" на лбу будут гореть?
Стив, дорогой, с русским языком у меня полный порядок, по другому не может и быть (высшее образование с входными и выходными оценками на "отлично"; ещё и тебе фору дам). А в разговор пытаюсь внести живой украиноязычный сленг, на котором разговаривает простой народ не только на Украине. Уж коли про Ивасюка. С первого раза не дошло?
« Последнее редактирование: 17.02.17 13:01 »